Файл: Страховые пособия по беременности и родам (Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 3248

Скачиваний: 74

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Пособие по беременности и родам как институт права социального обеспечения

Понятие и характеристика права на социальное обеспечение в виде пособий по беременности и родам

Развитие законодательства по выплате пособий по беременности и родам

Правовая база, регулирующая условия, порядок назначения и размер пособий по беременности и родам

Глава 2. Условия, порядок назначения и расчет размера пособий по беременности и родам

2.1. Правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам

2.2. Порядок назначения пособий по беременности и родам

Безработные женщины при определенных условиях.

Женщины, обучающиеся по очной форме обучения.

Женщины, проходящие военную службу по контракту.

Глава 3. Правоприменительная практика по выплате пособий по беременности и родам

3.1. Судебное решение, предметом иска которого являются нарушения условий назначения пособия

3.2. Судебное решение, предметом иска которого является нарушение порядка назначения пособия

3.3. Судебное решение, предметом иска является неправильный расчет размера пособия.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека. К таковым относятся конституционные права и свободы в области труда, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, обеспечения благополучной окружающей среды, социального обеспечения, социального страхования и социальной поддержки отдельных категорий граждан. Однако о реальном положении дел, наличии и остроте проблем можно судить по данным статистики, социологических исследований, докладов Уполномоченного по правам человека. «Как отмечается в Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., только за 10 последних лет численность российских детей сократилась более чем на 6,5 млн. - с 31,6 до 25 млн. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей».[1] Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В этом и заключается актуальность выбранной темы исследования, пособия по беременности и родам являются социальной поддержкой для женщины во время её нетрудоспособности. Государство, развивая социальное обеспечение для женщин, в том числе путем выплаты пособий по беременности и родам, увеличивая их размер, гарантирует женщине уверенность будущем. Если граждане своей страны будут уверены в завтрашнем дне, соответственно они будут заводить детей, и тем самым улучшать демографическую ситуацию в стране.

Объектом исследования являются социальное обеспечение в виде пособий по беременности и родам.

Предметом исследования являются условия и порядок назначения и расчета размера пособий по беременности и родам в соответствии с нормативными актами.

Цель данной курсовой работы направлена на определение условий и порядка выплаты пособий по беременности и родам в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Цель курсовой работы достигается путем постановки и разрешения следующих задач:

  • изучить нормативно-правовую базу, регулирующую условия, порядок назначения и размер пособий по беременности и родам.
  • рассмотреть правовой статус лиц, имеющих право на назначение и выплату пособий по беременности и родам.
  • проанализировать порядок назначения пособий по беременности и родам.
  • раскрыть порядок расчета размера пособий по беременности и родам.
  • дать правовую оценку судебной практике по вопросам условий, порядок назначения и размера пособий по беременности и родам.

При написании курсовой работы была сформулирована структура основной части исследования, она состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические положения – пособие по беременности родам рассматривается как институт права социального обеспечения. В первом параграфе раскрывается понятие и общая характеристика пособий по беременности и родам, во втором параграфе прослеживается развитие законодательства по выплате пособий по беременности и родам, третий параграф посвящен подробному анализу нормативно-правовой базы по указанной теме. Вторая глава – это аналитическая часть курсовой работы, в которой детально рассматриваются круг лиц, имеющих права на получение пособий, условия и порядок назначения пособий по беременности и родам, а также расчет размера пособий по беременности и родам в соответствии с действующим законодательством. Третья глава представляет собой практическую часть работы, в которой рассматривается правоприменительная практика по теме курсовой работы. В третьей главе рассмотрены примеры из судебной практики, демонстрирующие нарушения условий назначения пособий, порядка назначений пособий и нарушения, связанные с расчетом размера пособий по беременности и родам.

Глава 1. Пособие по беременности и родам как институт права социального обеспечения

Понятие и характеристика права на социальное обеспечение в виде пособий по беременности и родам

Российская Федерация является социальным государством, поэтому политика государства направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь человека. Согласно действующему законодательству в Российской Федерации охраняются труд, и здоровье людей обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. Указанные меры поддержки государства направлены на обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества, и создание равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов. Социальная политика, направленная на реализацию конституционных положений по обеспечению достойной жизни человека и общества, является достаточно широкой категорией. Одним из важнейших и соответственно системообразующих ее элементов является социальное обеспечение. Оно представляет собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества.


Для подавляющего большинства населения социальное обеспечение реализуется в форме обязательного социального страхования, суть которого заключается в возложении на работодателя обязанности страховать своих работников на случай наступления социального риска, приводящего к нетрудоспособности. Становление обязательного социального страхования в качестве основной организационно-правовой формы социального обеспечения неизбежно возводит прямую зависимость между качеством исполнения работодателями своих обязанностей по социальному страхованию работников и степенью реализации социальных прав граждан, гарантированных им Конституцией РФ».

Определение понятия обязательного социального страхования закреплено в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования»[2], под которым понимается часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан, например, при беременности и родах.

В свою очередь в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[3] раскрываются такие понятия как обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


Страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.

Согласно указанному Закону к страховым случаям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся наряду с иными беременность и роды.

Пособие по беременности и родам относится к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы.

В случаях, если указанные категории лиц добровольно не вступили в отношения по обязательному социальному страхованию, то они не могут рассчитывать на получение пособий по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам также полагается безработным женщинам, но только при определенных условиях: в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства.


Таким образом, социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Можно выделить следующие признаки для пособий по беременности и родам:

  1. это денежные выплаты, которые установлены в законе;
  2. временно заменяют оплату по труду;
  3. выплачиваются из нескольких источников, например, из федерального, регионального бюджетов;
  4. рассчитываются на основе заработной платы (стипендии, довольствия), либо устанавливаются в твердом размере.

Таким образом, изучив понятийный аппарат и выделив характерные признаки можно определить пособие по беременности и родам как один из видов страхового социального обеспечения, выраженное в денежной сумме и выплачиваемый женщине сумма за весь период отпуска по беременности и родам.

Развитие законодательства по выплате пособий по беременности и родам

В России первым законодательным актом, регулирующим особенности получения пособий по беременности родам, стал Декрет «О страховании на случай болезни»[4], принятый Центральным исполнительным комитетом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 22 декабря 1917 года. В соответствии Декретом застрахованным беременным женщина и роженицам выплачивалось пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение восьми недель до родов и восьми недель после. В это время работодателю запрещалось допускать женщин к работе. Выплачивались пособия за счет средств больничных касс, в формировании которых участвовали все работники с момента их «допущения к работе». Так, согласно, п. 154 Декрета Совета народных комиссаров РСФСР от 17 июня 1920 г. «Общее положение о тарифе (Правила об условиях найма и оплаты труда рабочих и служащих всех предприятий, учреждений и хозяйств в РСФСР)» содержалось положение о том, что лица, не явившиеся на работу вследствие временной нетрудоспособности (болезни, увечья, карантина, необходимости ухода за больными членами семьи, а также материнства), получают пособие по установленным правилам о социальном обеспечении трудящихся.