ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает пошлину, которая поступает в местный бюджет, а частный нотариус – тариф, при этом он сам уплачивает государственные налоги. Размеры тарифа и пошлины одинаковы и устанавливаются на законодательном уровне;

в) государственный нотариус получает строго фиксированную заработную плату, а частные нотариусы не ограничены в зарплате, уровень её в значительной степени зависит от их способностей и профессиональной подготовки;

г) нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, рабочее помещение (офис) предоставляется государством, оно же выделяет деньги на его ремонт, приобретение оргтехники и другие нужды; нотариусы, занимающиеся частной практикой, приобретают все за свой счёт;

д) круг полномочий по совершению нотариальных действий у государственных нотариусов шире, так как они могут выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры по охране наследственного имущества [14].

Нотариальные действия, совершаемые как государственными нотариусами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой:

1) удостоверение сделок, в том числе доверенностей, завещаний, договоров (купли-продажи, мены, залога движимого и недвижимого имущества, другие виды договоров);

2) выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

5) свидетельствование подлинности подписи на документах;

6) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

8) удостоверение факта нахождения гражданина в определённом месте;

9) установление тождественности гражданина с лицом, изображённым на фотографии;

10) удостоверение времени предъявления документа;

11) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим или юридическим лицам;

12) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

13) совершение исполнительных надписей;

14) совершение протестов векселей;

15) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

16) принятие на хранение документов;

17) совершение морских протестов;

18) обеспечение доказательств [3].

В случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. При этом перечень нотариальных действий разрешенных Основами законодательства РФ о нотариате ограничен до: удостоверения завещания, удостоверения доверенности, принятия мер к охране наследственного имущества, свидетельствования подлинности документов и выписок из них, свидетельствования подлинности подписи на документах. Законодательными актами Российской Федерации на рассматриваемых выше лиц может быть возложено совершение также иных нотариальных действий.


Таким образом, в первой главе изучены теоретические основы нотариата в России. Далее необходимо изучить законодательство, регулирующее нотариат и дать оценку нововведениям в исследуемой области.

2. Совершенствование нотариата в Российской Федерации

2.1. Тенденции развития российского нотариата

Современное законодательство Российской Федерации становится все более системным и кодифицированным, достойно отвечая на современные вызовы и тенденции развития общества и государства в целом. Современный гражданский оборот наряду с активным развитием макроэкономических процессов требует наличия надежной нормативной базы и в то же время оптимальной модели правового регулирования.

Одним из институтов, соответствующих реалиям современных гражданских правоотношений, является институт нотариата, сформированный в правовой системе Российской Федерации «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 года. Принимая во внимание функции нотариальной деятельности, стоит отметить фундаментальную приверженность данного института к облегчению и стимулированию гражданского оборота по средством предупреждения споров и разногласий еще на стадии заключения сделки, а также путем разгрузки судебной системы, перенимая на себя полномочия по бесспорным делам гражданско-правового характера. Осуществляя правореализационную функцию, нотариат в некоторых случаях освобождает стороны от длительного процесса доказывания и исполнения просроченных обязательств, что позволяет добросовестным кредиторам и инвесторам сохранить время, денежные ресурсы и облегчить сам процесс взыскания. Так, исполнительная надпись имеет статус судебного решения, о чем можно сделать вывод при расширенном толковании статьи 93, устанавливающей, что «взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений» [14].

Причем стоит отметить, что с недавних пор к перечню договоров, при неисполнении которых кредитор вправе обратиться к нотариусу для получения исполнительной надписи, добавились и такие виды, как нотариально удостоверенный договор, устанавливающий денежные обязательства или обязательства по передаче имущества, и кредитный договор [18]. Однако условием для получения исполнительной надписи по первому виду договоров является отсутствие стороны в лице микрофинансовых организаций по договору займа, а условием для получения исполнительной надписи по кредитному договору является обязательное внесение в текст данного договора условия о возможности обращения взыскания задолженности по исполнительной надписи.


Считаем дискриминацией и препятствием к нормальному развитию гражданского оборота норму, запрещающую нотариусам ставить исполнительную надпись на договорах займа, где одной из сторон является микрофинансовая организация. Целесообразным было бы установить норму, которая бы позволяла нотариусу посредством исполнительной надписи признавать сумму основного долга, а проценты и неустойку уже определять в судебном порядке, если у какой - либо из стороны есть разногласия по поводу суммы процентов и неустойки по данному договору.

Тенденции развития гражданского права в России отвечают веяниям времени и влиянию разного рода исторических процессов, поэтому, учитывая экономическую систему СССР и соответственно данную систему права, на протяжении уже нескольких лет современного российского государства в нем культивируется развитие предпринимательской деятельности, стимулирование рыночной экономики, улучшение инвестиционного климата для привлечения иностранных средств, а также увеличение оборота в сфере гражданских правоотношений. Такие задачи невозможно эффективно решать без нормативной базы, адаптированной под современные условия. Так, ориентация на электронный документооборот и уровень развития информационно - технологических средств не только позволяют, но и требуют от государственных и иных институтов перехода к электронной форме взаимодействия. С 1 октября 2016 года на территории России начала работать инфраструктура, обеспечивающая информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для представления государственных и муниципальных услуг, которая обязывает нотариусов вести реестр нотариальных действий информационной системы. Такая новелла позволит повысить прозрачность и чистоту сделок, при этом уменьшив количество случаев мошенничества и иных правонарушений, а также снизить время на проверку подлинности тех или иных документов и повысить качество выполняемой нотариусом работы [14].

Одним из следующих шагов на пути к прозрачности действий нотариусов и реализации предупредительно - профилактической функции является вступление в силу Приказа Минюста России № 324 от 28 декабря 2016 года. Данный приказ предусматривает в частности процедуру проверки реквизитов и содержания нотариальной доверенности [4]. Услуга является бесплатной и находится в свободном доступе на интернет ресурсе. Для получения информации на портале необходимо заполнить специальную форму, которая содержит реквизиты документы, удостоверенного нотариусом, а также правовое основание предоставления такой услуги. Безоговорочным преимуществом данного портала является его доступность и безвозмездность оказываемых услуг, что позволяет в кратчайшее время получить достоверную информацию по тому или иному документу. Открытость данного перечня является одним из условий стабильности и законности гражданских правоотношений. С 01 января 2017 года в полномочия нотариуса входит удостоверение отзыва, как нотариальной доверенности, так и доверенности, совершенной в письменной форме [5]. О действиях по отзыву простой письменной доверенности с 01 января 2017 года будет вестись отдельный реестр на портале министерства юстиции, однако стоит отметить, что данный реестр не представляется эффективно работающим механизмом по предотвращению правонарушений, так как работа с данным реестром затруднена. Так, реестр имеет вид простого кодифицированного списка доверенностей в порядке возрастания даты их совершения. Отсутствует какой - либо фильтр, категории запросов, что делает поиски нужного документа достаточно кропотливыми и затратными по времени. Также при выполнении запроса на портале не выводятся данные о представителе и доверителе, что сохраняет возможность подлога при проверке данной доверенности.


Также стоит затронуть такие нововведения для нотариальной сферы, как новые правила и порядок сдачи квалификационного экзамена претендентами на статус нотариуса. Так, приказ Министерства Юстиции, вступивший в силу 6 января 2017 года устанавливает для лиц, желающих получить статус нотариуса, форму экзамена с использованием автоматизированной информационной системы. Результат экзамена будет проверяться автоматизированной системой без вмешательства в этот процесс должностных или иных лиц, что позволит получить более объективные результаты экзаменационных тестов. Действующие нотариусы согласно новым правилам должны будут проходить тестирование на профессиональную пригодность дважды в год, вместо ранее установленного одного раза в год. По мнению Министерства юстиции, новый порядок и форма позволит снизить влияние субъективного фактора при проверке результатов, увеличить объективность оценки лиц, претендующих на должность нотариуса, и лиц, занимающих должность нотариуса, а также снизить коррупционную составляющую такого процесса. Однако некоторые эксперты не считают, что такие нововведения являются панацеей от всех проблем, так как форма тестов зачастую позволяет выбирать правильный вариант ответа с помощью метода исключения, что в тесте с пятидесятью вопросами может значительно повлиять на их объективность. Также, по нашему мнению, введение тестов для кандидатов на должность нотариуса и действующих нотариусов приведет лишь к скрупулезному механическому заучиванию ответов без понимания их значения, предпосылок возникновения таких вопросов и последствий тех или иных действий. Для института нотариата механическое и примитивное восприятие тех или иных ситуаций или действий не является правильным, так как это способствует ограничению роста профессиональных навыков, а такое ограничение, в свою очередь, отрицательно влияет на возможность профессионального отбора. Поэтому, по нашему мнению, наравне с тестовыми заданиями необходимо ввести и устное собеседование с экспертами, комиссией, как вторую часть экзамена. Такая двухуровневая система позволит свести к минимуму отрицательные стороны обоих уровней и достичь наиболее объективных результатов.

Таким образом, произошедшие изменения в сфере нотариата должны позитивно сказаться на гражданском обороте в Российской Федерации, так как способствуют дебюрократизации правоотношений посредством уменьшения количества документов, необходимых для сбора, внедрения принципа «одного окна», а также переноса бремя сбора некоторых документов на нотариуса. Такая политика будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России, активному развитию экономических отношений, а также снижение количества правонарушений и уменьшений судебных дел.


2.2. Совершенствование правового регулирования нотариата

Необходимость реформирования института нотариата продиктована изменениями в сфере гражданского законодательства. За последние годы нотариальная система претерпела, как представляется, масштабные изменения. Примечательно, что наметились определенные тенденции правового регулирования нотариальной деятельности, поэтапно меняющие назначение нотариата, придающие данному правовому институту должное значение в системе правовых инструментов.

1. В первую очередь, хотелось бы отметить тенденцию перестроения организационных основ нотариальной деятельности в России:

- существенно изменились требования к кандидатам на должность нотариуса.

Теперь действующее законодательство уточняет следующие аспекты, касающиеся: гражданства, дееспособности и возраста кандидата. Так, представляется немаловажным введение возрастного ценза к кандидатам. Претендовать на должность могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет. Кроме того, не может быть нотариусом лицо, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере по поводу лечения, а также осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление.

- изменения коснулись и самого порядка назначения на должность. В первую очередь, отмечаем, что с июля 2015 года отменено требование о получении лицензии на право осуществления нотариальной деятельности. Претендент должен сначала пройти стажировку. Здесь следует обратить внимание на то, что наконец-то в Основах законодательства РФ о нотариате появились нормы, определяющие статус стажера и помощника нотариуса: его права, обязанности и ответственность. Далее предстоит сдать квалификационный экзамен, процедура сдачи которого также подверглась изменениям: с 2017 года данный экзамен проводится при помощи информационной системы.

- с 2015 года в законе перечислены основания приостановления полномочий нотариуса и регламентирован сам порядок их приостановки. Значимым является закрепление за нотариусом прав и обязанностей работодателя в отношении лиц, которых нотариус нанимает для осуществления трудовых функций в своей нотариальной конторе.