ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Российский нотариат всегда представлял в обществе один из важнейших юридических институтов государственной деятельности. Каждый российский гражданин хотя бы один раз в жизни обращался к нотариусу, например, за доверенностью на автомобиль или на представительство в административных или судебных органах власти, за оформлением наследства, в связи с куплей-продажей движимого и недвижимого имущества или за нотариальным удостоверением юридически значимых документов.

Функции нотариата отражают основные направления деятельности его системы и сущность нотариата. Нотариальные функции в целом носят особый характер, вытекающий из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции.

Современный период развития общественных отношений и правовой системы в Российской Федерации характеризуется реформированием многих юридических институтов государства. Изменяется нормативная база, изменяются экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности общества, ряд профессий, ранее невостребованных, возрождается. Развитие указанных отношений не оставило в стороне и нотариусов, несмотря на то, что этот правовой институт государства является наиболее консервативным в сравнении с другими юридическими институтами.

Необходимость реформирования института нотариата продиктована изменениями в сфере гражданского законодательства. За последние годы нотариальная система претерпела, как представляется, масштабные изменения. Примечательно, что наметились определенные тенденции правового регулирования нотариальной деятельности, поэтапно меняющие назначение нотариата, придающие данному правовому институту должное значение в системе правовых инструментов.

Таким образом, актуальность настоящей курсовой работы не вызывает сомнения.

Цель настоящей курсовой работы – изучить правовые основы организации нотариата, проанализировать новеллы законодательства и дать им оценку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать генезис нотариата в России.

2. Изучить роль нотариата в России.

3. Исследовать задачи нотариата.

4. Выявить тенденции развития российского нотариата.

5. Разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования нотариата.

Объект – правоотношения, касающиеся нотариата в России.


Предмет – нормативные акты, регулирующие нотариат в Российской Федерации.

Для разработки избранной темы исследования использовались современные научные методы (общие, частные, специальные), в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системный, исторический, сравнительно-правовой, логический и др.

1. Понятие и становление нотариата в правовой системе России

1.1. Понятие нотариата

Понятия «нотариат» и «нотариальная деятельность» довольно часто используются законодателем, но, к сожалению, нормативного определения они так и не получили. Анализ юридической литературы свидетельствует о наличии разнообразных точек зрения относительно термина «нотариат».

Согласно первой точке зрения нотариат рассматривают как систему уполномоченных государством органов [18]. Ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате (далее – Основы) [3] указывает, что в систему органов нотариата входят нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), а также лица, для которых нотариальная деятельность является дополнительной функцией: глава местной администрации поселения или муниципального района либо специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, и должностные лица консульских учреждений.

Некоторые ученые, придерживающиеся данной точки зрения, расширяют понятие нотариата, включая в него также органы юстиции [13, с. 55]. Считаем такое понимание неверным, ведь органы юстиции осуществляют контрольные функции, не входя в систему органов нотариата.

Согласно второй точке зрения нотариат представляет собой систему нотариальных действий [16, с. 12]. При этом акцентируется внимание на способе осуществления нотариальной деятельности, но за пределами понятия остаются субъекты нотариальной деятельности.

Приведенные нами точки зрения - наиболее распространенные, но далеко не единственные. Например, нотариат рассматривают как институт гражданского общества, как особый правозащитный институт.

Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее – Проект) в отличие от Основ предусматривает статью, в которой закреплено исследуемое нами понятие. Объединив ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Проекта, можно получить логичное определение нотариата как профессионального сообщества нотариусов, выполняющего публично-правовые функции и не входящего в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.


По нашему мнению, нотариат следует определять как систему уполномоченных органов, осуществляющих публично-правовую деятельность в сфере бесспорной юрисдикции путем совершения нотариальных действий от имени государства с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Понятие «нотариальная деятельность» имеет исключительно научное содержание. Так, О. В. Филиппова считает, что это урегулированная законодательством деятельность нотариусов и иных государством уполномоченных лиц по совершению нотариальных действий с целью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, общества и государства [16, с. 14]. В литературе также встречаются необоснованно широкие определения нотариальной деятельности. Так, О.В. Филиппова указывает, что она включает в себя всю организацию нотариусом нотариального дела: приобретение помещения под нотариальную контору, необходимых технических средств, наем сотрудников и др. [16, с. 17]. В данном случае автор смешивает нотариальную правовую деятельность с иными видами деятельности: организационной, материально-технической.

Считаем, что нотариальную деятельность можно определить как урегулированную нормами права публичную, профессиональную, непредпринимательскую деятельность нотариусов и иных специально уполномоченных лиц, осуществляемую путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, очевидна необходимость законодательного закрепления системных понятий нотариата и нотариальной деятельности.

1.2. Роль нотариата в России: история и современность

Приход к власти в 1917 году большевиков повлек за собой слом старого государственного аппарата. Эти изменения коснулись и нотариальных контор, поскольку первоначально последние фактически перестали в связи с этим работать. Однако, по верному замечанию проф. В. В. Захарова, «новое руководство не собиралось полностью отказываться от принципа нотариального удостоверения юридических фактов, давно укоренившегося в сознании граждан и позволявшего контролировать большинство юридически значимых действий» [11, с. 45]. Так, уже в Декрете о суде № 2, изданном в 1918 г., говорилось о необходимости выполнения нотариусами надписей о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам [14].


Молодая советская власть пыталась раз за разом определить место нотариата в новом государстве, с учетом того, что общественные отношения, защищаемые нотариатом, во многом были разрушены или сильно видоизменены (отмена дарения, ликвидация института частной собственности и др.). Делала она это недостаточно продуманно: с одной стороны, ею принимаются нормативные документы, возлагающие на нотариат функции удостоверения сделок и придания юридической силы отдельным документам [9, с. 87]; с другой стороны, она заявляет о ликвидации нотариальных контор при советах депутатов как пережитка буржуазного общества (Циркуляр от 09.12.1918 Наркомата юстиции № 9) [15, с. 35], с передачей их полномочий другим учреждениям – социальным, коммунальным и пр. Практика советской действительности меж тем свидетельствовала о востребованности нотариата советскими гражданами. Так, канд. ист. наук А. А. Друзяка приводит сведения о том, что, по данным реестров благовещенского нотариуса В. И. Родзаевского, в течение мая 1918 г. в его конторе было засвидетельствовано 128 различных актов, а в течение мая 1919 г. – уже 420 [10, с. 231]. Есть основания считать, что схожим образом обстояло дело и в других регионах [12, с. 10].

Может быть, если бы не НЭП, нотариат действительно был бы ликвидирован, но в годы НЭПа советскому руководству стало очевидно, что нотариат нужен как структура, «способная содействовать осуществлению государственного контроля над гражданским оборотом в части заключения сделок с частнокапиталистическими элементами» (Тезисы о нотариате от 26.12.1921 г.) [12, с. 11]. Никакой другой советский правовой орган не смог бы так справиться с подобной задачей, как это сделал бы нотариат.

Поэтому следующим шагом советского руководства стало введение в действие Положения о нотариате 1922 г. [16, с. 21], которым на нотариат возлагались полномочия засвидетельствования отдельных договоров в обязательном порядке, а остальных – по желанию сторон, совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинности подписей. Во многих городах и весях в соответствии с названным Положением открывались нотариальные конторы.

Со свертыванием НЭПа стало казаться, что в услугах нотариата страна больше не нуждается. Правоведы того времени всерьез обсуждали вопрос о его ликвидации, тем более что страна вступила в новый этап социалистического строительства, в котором нотариату не было места [15. С. 37]. Но рядовые советские граждане, видимо, считали иначе, потому как есть данные, что, к примеру, в Свердловской области в 1935 г., т. е. накануне крупной реформы нотариата, количество нотариальных действий, производимых Свердловской конторой, продолжало возрастать; обращающиеся в эту контору лица, не доверяя исполкомам, стремились получить регистрацию у единственного областного нотариуса [18].


В этой связи не удивительно, что в 1936 г. советское руководство приняло решение вовсе не о ликвидации, а о воссоздании нотариальной системы [15, с. 44]. Вполне вероятно, что такое решение было продиктовано еще и тем, что РИКи и городские советы, которым в начале 30-х годов были переданы некоторые ключевые функции нотариата, неудовлетворительно вели нотариальную работу, исполнительные надписи выдавались ими произвольно и с пропуском исковой давности [9, с. 98].

Конечно, советское руководство еще не раз видоизменяло законодательство о нотариате, вплоть до распада Советского Союза, однако кардинально роль, значение нотариата в правовой системе Советского государства в связи с этим не менялись. В самом общем виде, такие роль и значение советского нотариата можно для себя представить, исходя из следующих суждений специалистов: «советский нотариат являлся органом государственного управления, оказывающим населению определенный набор государственных услуг» [16, с. 19]; «нотариат, при отсутствии института частной собственности, выступал в качестве придатка к правовой системе государства. В большинстве случаев его роль сводилась к удостоверению небольшого числа бытовых сделок и оформлению документов о наследстве» [13, с. 56]; «нынешний нотариус – это уже не лицо с функциями технического работника государственной нотариальной конторы советского периода. Нотариальная защита прав граждан – это уже не декларативная норма, а сам нотариат – не бюрократический орган исполнительной ветви власти» [12, с. 14].

К началу 90-х годов многие специалисты разделяли точку зрения Н. Б. Зейдера о реализации нотариатом в одном ряду с судами функции защиты прав граждан [18].

В 1993 году принимаются Основы законодательства о нотариате [3]. Теперь, в новых экономических условиях, с возращением частной собственности, нотариат становится внебюджетной структурой, хотя при этом нотариусы и действуют как лица публичного права, а совершаемые ими нотариальные акты освящаются авторитетом государства.

Современное значение нотариата в самом общем виде можно охарактеризовать словами Министра юстиции РФ А. Коновалова, который назвал его одним из важнейших институтов нашего общества, призванным обеспечивать права и свободы граждан, стабильность гражданского оборота, само существование демократического, правового государства [14].

Соглашаясь с данным утверждением, позволим себе несколько конкретнее сказать об основном назначении современного нотариата, которое, по нашему мнению, главным образом состоит в том, чтобы выступать гарантом юридической безопасности участников гражданского оборота. Поясним свою мысль. Речь идет, в частности, о том, что с переходом к рыночной экономике российские граждане получили индивидуальную свободу сделок, притом что правовая культура у них по-прежнему находится на низком уровне, да к тому же большей частью наши граждане доверчивы, наивны, а желающих воспользоваться их доверчивостью немало. Вот, спрашивается, и к кому им пойти за защитой при вступлении в имущественные отношения, как к не нотариусу? К тому же нотариус ведь не чиновник, к нему и доверия больше.