Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Отличие сетевого маркетинга от финансовых пирамид).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В советский период бизнес находился под моральным и правовым запретом. В ходе радикальных рыночных реформ получил распространение преимущественно паразитарный, спекулятивно-посреднический бизнес, крайне разрушительно воздействующий на экономику и человека. Между тем бизнес не только может быть здоровым и производительным, но и без его массового развития невозможно создать эффективную экономику. Без правильного понимания теории и практики бизнеса нельзя понять экономический механизм российского общества.

В современном мире процессы обновления различных технологий стремительно набирают обороты. Жизнь человека коренным образом изменяется уже через 3-5 лет.

В нашем обществе постоянно создаются различные новшества, которые призваны улучшить нашу жизнь и жизнь близких нам людей. Постоянно изобретаются всё новые и новые способы увеличения эффективности различных технологий, различных производств. Также множество исследований и новшеств создается в сфере производительности труда, и повышении возможностей человека.

Немаловажным показателем развития общества стало то, что уровень жизни и уровень комфорта гораздо выше чем, он был раньше.

Технологии управления в организациях составляют важную часть технологий, которые помогают обществу развиваться и повышать эффективность производительности труда.

Ведь чем эффективнее технология управления, тем выше производительность, а значит тем выше доходы сотрудников компаний.

Сетевая форма организации бизнеса, одна из новых форм организации управления на предприятиях.

Данная форма организации показывает высокую результативность в управлении предприятием и с успехом применяется во многих западных компаниях. Постепенно она «внедряется» в жизнь Российских компаний.

Её рассмотрению и посвящена данная курсовая работа.

Цель данной работы - Оценка эффективности сетевой формы организации бизнеса.

Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы сетевой организации бизнеса

2. Рассмотреть типы организационных структур в сетевом бизнесе и маркетинговые инновации в сетевом бизнесе

3. Оценить результативность внедрения маркетинговых инноваций в сетевой форме организации бизнеса на примере реально существующих предприятий.

1. Что такое бизнес


1.1. Общественная польза бизнеса

Бизнес- это слово английское и переводится на русский язык как дело. Но может ли всякое дело быть названо бизнесом.

Скажем, наемный рабочий хлебопекарни, несомненно, занят делом, причем весьма полезным. Однако его дело не может быть названо бизнесом.

Представим, что этот рабочий уволился и начал сам выпекать булочки, продавая их на людном месте. Тем самым он завел свое собственное дело вместо того, чтобы работать на хозяина пекарни. Можем ли мы назвать занятие пекаря - индивидуала бизнесом. В принципе можем. Но нигде не принято называть одиночного производителя товара или услуг бизнесменом, хотя определенные элементы бизнеса в данном случае присутствуют.

Бизнес- это дело, сущностью которого является увеличение исходной суммы денег в результате комбинации хозяйственных факторов, взаимообмениваемых в форме купли-продажи.

Большинство людей считает бизнес исключительно полезным для всего общества, а не только для бизнесменов. Однако такое мнение разделяют не все. В распавшемся в 1991 году СССР бизнес был долгие годы запрещен. Считалось, что бизнес связан с эксплуатацией человека, несправедливым присвоением прибавочной стоимости, созданной трудом работника. В таком утверждении игнорируется полезный эффект, приносимый бизнесом обществу.

Никакой бизнес в России невозможен без наличия знакомств и связей. Это обусловлено двумя обстоятельствами. Во первых, в России любая даже разовая сделка, не говоря уже об устойчивых коммерческих связях и деятельности иностранной фирмы, наряду с юридически формальными отношениями имеет существенный неформальный аспект. Это обусловлено как личными интересами участников сделки с российской стороны, так и особенностями российских законов и хозяйственного нормотворчества министерств и ведомств, которое часто имеет большую силу, чем законы. Хозяйственное право в России таково, что по усмотрению чиновника его можно трактовать то так, то иначе – диаметрально противоположно. Все законы и хозяйственные нормы подготавливают чиновники, которые пишут их таким образом, чтобы они развязывали им руки для произвола.

Как и многое в сфере ведения и организации бизнеса, сетевой маркетинг пришел в нашу страну из США. История сетевого маркетинга тесно связана с именем американского предпринимателя Карлом Ренборгом. Химик по образованию он, будучи еще в юности работником одной из американских компаний в Китае, наблюдал за бытом китайских крестьян, в том числе и за традициями народной медициной. Именно тогда он осознал тот факт, что многие болезни проявляются вследствие того, что мы едим, а точнее выразиться, не едим. С этой идеей он шел в течение многих лет, в том числе и не удачных, пока в 1934 году Карл Ренборг не основал свою компанию. Перед владельцем молодой компании встала не простая задача как в условиях недостатка средств, организовать штат работников, да еще и вывести новый продукт в виде пищевых добавок на рынок. Как ни странно решение нашлось само собой, предприимчивый американец просто напросто начал раздавать пищевые добавки своим друзьям и знакомым, конечно же не бесплатно, хотя и за сравнительно символическую плату. Людям так понравилась продукция, что они не только сами ее регулярно покупали, но и рекомендовали своим знакомым, друзьям, родственникам, которые в свою очередь через них стали приобретать ее. В дальнейшем те потребители продукции, тоже рассказывали о ней своим друзьям и т.д. и т.п. Таким образом, образовалось некое подобие сети, по которой шли бесперебойные поставки тех самых пищевых добавок. Вот так и решилась проблема Карла Ренборга, по сути, в штате компании числилось всего три человека, включая его самого, компания практически не имела расходов на продвижение и рекламу товара; вместо этого у нее было огромное количество независимых дистрибьюторов и людская молва. Те, кто продавал товар, получали маржинальный доход, а те, кто ещё и находил продавцов продукта, получал вознаграждение от общего товарооборота.


Именно компанию Карла Ренборга, многие эксперты маркетинга традиционно считают первой компанией, которая начала использовать технологию сетевого маркетинга для реализации своей продукции.

В последующие годы, а именно период примерно между концом 50-ых и серединой 70-х годов, можно охарактеризовать как годы медленного, поступательно развития концепции сетевого маркетинга. Количество же компаний, которые можно было бы отнести к сетевым варьировалось в районе 30 фирм.

Настоящим испытанием для сетевого бизнеса стал конец 70-х годов, когда в США происходил расцвет финансовых пирамид. Людям обещали, что если они вложат свои средства, то получат огромные дивиденды вплоть до 1000%. Федеральное правительство серьезнейшим образом было озабочено этим фактом, и в 1975 году Федеральная комиссия США по торговле приняла ряд положений, касающихся различных структур типа «пирамида». Как ни странно главный удар решено было нанести по крупнейшей к тому времени сетевой компании «American Way Corporation» или просто «Казцинк», уж очень ее подход к ведению бизнеса походил на финансовую пирамиду. В тот момент казалось, что над сетевым бизнесом нависа угроза полного запрета деятельности. Судебные разбирательства длились в течение 4 лет. К делу было привлечено множество специалистов, чтобы установить является ли в принципе сетевой маркетинг «жульнической схемой видения бизнеса», пока, в конце концов, Верховный Суд США не постановил, что данный вид деятельности вполне приемлем и законен. Данное решение в высшей судебной инстанции США серьезнейшим образом повлияло не только на рынок самих штатов, но и на законодательства других стран мира в этой области, т.е. была законодательно разрешена такого рода деятельность.

С тех пор начался настоящий бум, открывались все новые и новые фирмы, а крупные корпорации, такие как «Казинк» к примеру, выходили на международный рынок. Расцветом сетевого бизнеса можно считать 80-е и 90-е годы ХХ века, были созданы сотни компаний, десятки миллионов человек по всему миру пробовали себя в качестве дистрибьюторов. К середине 90-х сетевые компании предлагали огромный спектр товаров, начиная от промышленных товаров, косметики и белья, заканчивая предметами искусства и электроникой.

В Россию первая компания, использующая в своей работе сетевой маркетинг как принцип работы и реализации своей продукции, пришла в 1989 году и называлась она «Herbalife». Компания реализовывала различные пищевые добавки, чаи для похудания. Надо сказать, что ее продукция очень быстро и широко распространялась по всей стране, но какой-либо обучающей литературы, либо качественных курсов по обучению не было, и по сути люди начинали заниматься делом, в тонкостях которого они не разбирались. Многие разочаровывались в данном виде деятельности. Свою лепту внесли и процветавши в те времена финансовые пирамиды, принцип действия которых в общих чертах напоминал приемы сетевого маркетинга. Все это в купе весьма сильно подпортило имидж сетевого маркетинга в России.


Начало истории сетевого маркетинга в России как уже стало понятно нельзя назвать удачным. Но со временем и на российском рынке он начал завоевывать прочные позиции. И на это были свои, вполне объективные причины: стала появляться обучающая литература и центры, которые рассказывали о том, как правильно вести бизнес, появились люди, которые не ушли после первых неудач и стали опытными дистрибьюторами и начали зарабатывать реальные деньги. Если в первой половине 90-х годов на российском рынке присутствовало всего около десятка компаний, причем все они были иностранными, то во второй половине появилось и больше иностранных компаний, а самое главное стали появляться отечественные сетевые компании, которые реализовывали собственную продукцию, в том числе и российского производства.

Новый век ознаменовался для индустрии бурным ростом. Прибыли крупнейших компаний по подсчетам DSA (Direct Selling Assosiation) росли в среднем от 10-20% в год, что сделало многие из сетевых компаний одними из наиболее успешных и прибыльных в мире, а данный сегмент рынка одним из самых динамично развивающихся.

К примеру, американская компания «Amway» вошла в список крупнейших частных компаний по версии журнала Forbes в 2012 году, заняв в нем 25 позицию. Товарооборот компании с 3,5 млрд. в 2000 году вырос до 10,9 млрд. долларов в 2011 году, а чистая прибыль за год с 8,4 млрд. в 2009, до 9,2 млрд долларов в 2010 согласно данным издания «DNS Global 100». Стоит отметить, что в настоящее время объем рынка сетевых продаж превысил отметку в 300 млрд. долларов, а общее количество компаний достигло 4 тысяч. Компании сетевого маркетинга на сегодняшний день зарегистрированы более чем в 150 странах.

Стоит упомянуть, что имидж сетевых компаний меняется как в глазах бизнес сообщества, так и в СМИ. Сейчас это уже не воспринимается как что-то нелегальное, связанное с мошенничеством. Так, одно из наиболее уважаемых изданий Wall Street Journal (номер от 26 июня 2011 года) выпустило статью под заголовком «Network Marketing The Ultimate Social Business Model» (Сетевой маркетинг как одна из основных моделей социально ориентированного бизнеса), в которой говорилось не только об экономических показателях в отрасли, основных ее преимуществах, но и о инновационных проектах в различных направлениях, в том числе и энергетики; а также об оптимистичных перспективах сетевых компаний на рынке.

Если говорить конкретно о российском рынке сетевых продаж, то в целом прослеживаются те же тенденции, что и в мире, правда, с некоторыми исключениями. В связи с тем, что развитие данной отрасли в России началось всего около 20 лет назад, специалисты отмечают некоторые особенности: малое количество компаний на национальном рынке, немногие из компаний охватывают целиком всю страну и наконец структура реализуемой продукции серьезно отличается от развитых рынков, таких как Япония, США, Великобритания, где товары домашнего обихода превалируют и занимают около 49% от всего объема продаж, вместе с тем как в России 68% продаж приходится на косметику и средства личной гигиены.


Таким образом, сетевой бизнес за более чем полувековую историю своего существования прошел, от практически нелегального существования в начале, до одной из наиболее перспективных форм ведения бизнеса в новом тысячелетии.

Ларионов И.К. Экономическая теория: Издательский Дом Дашков и К, Москва 2001.

Мезенцев Н.С. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие 2000.

1.2. Основные положения теории сетевого маркетинга и организации деятельности компании на основе него

Сетевой маркетинг или многоуровневый маркетинг (- маркетинговая стратегия реализации товаров и услуг, в которой доход от продаж (комиссионные) зависят не только от того на какую сумму продавцом было продано товара, но и от объема продаж других продавцов (дистрибьюторов), которых привлек человек.

Сущность системы сетевого маркетинга отличается от традиционных подходов к бизнесу. Его еще называют MLM, то есть Multi-level Marketing. Выражение Multi-level («многоступенчатый») означает систему поощрения людей, доставляющих товар потребителю.

Существует два основных способа продажи товаров:

1) Розничная торговля - товар доходит от производителя до оптовой торговли, где возможны многочисленные посредники, затем до розничной торговли - это универмаги, овощные магазины, аптеки и так далее.

2) Прямые продажи - продажа товара конечному потребителю у него дома или по месту его работы.

Так же выделяют:

3) Заказ по почте, интернет-магазины, телемагазины.

4) Скрытые финансовые пирамиды - их часто путают с MLM, но сделки пирамиды нелегальны.

Сетевой маркетинг, как таковой, маркетингом в традиционном понимании этого слова называть нельзя, скорее это форма прямых продаж, с некоторыми отличительными чертами. И рекрутмент одна из фундаментальных его черт. Человек, привлеченный в компанию для реализации товара, на начальном этапе приобретает ту самую продукцию с целью дальнейшего сбыта и получения дохода, который формируется за счет разницы в цене. За счет чего же возникает данная разница? Ответ прост, закупая товар, дистрибьютор получает его по оптовой цене, а реализует уже по розничной. Таким образом, в основном и формируется доход, но помимо этого, в зависимости от политики компании, существуют различного рода бонусы за определенные результаты в объемах реализованного товара в течение какого-то времени, достигнутых самим дистрибьютором, либо за достижения в построении собственной сети дистрибьюторов и т.д.