Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Практические аспекты монополизации Российской экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В настоящее время проблема монополизации, привлекает большое внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, поскольку ее существование затрагивает экономические интересы всего общества.

На сегодняшний день проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, многое свидетельствует в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Объектом исследования в данной работе выступает монополизация современной экономики России.

Предметом исследования является монополистическая конкуренция, как самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Цель работы - определить макроэкономические последствия монополизации экономики, а также обозначить проблемы регулирования монополий и попытаться отыскать пути их решения.

В рамках указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • рассмотреть монополистические тенденции и сущность монополизации в рыночной экономике;
  • охарактеризовать экономическую природу монополий и современные формы их проявления:
  • выявить сферу влияния и вмешательства государства в регулировании монополистических тенденций;
  • проанализировать современное состояние и степень монополизма в экономике России;
  • определить макроэкономические последствия монополизации экономики и России и предложить пути их преодоления.

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования в достаточной степени освещена в экономической литературе. Научные изыскания и практические разработки проблемы в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах: Барышевой А.В., Сухотина Ю.В., Богачева В.Н, Гальперина В.М., Игнатьева С.М, Моргунова В.И. и другими.

В качестве источников для курсовой работы использовались: учебная литература, экономические журналы, информационные ресурсы Интернета и публикации в экономической печати, посвященные данной проблеме.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты монополизации рынка

1.1 Сущность монополизации рынка и ее последствия

Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход.[1]

Монополия – это исключительное право на осуществление какого–либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок.[2]

В других источниках этот термин трактуется иначе. Монополия – это рыночная структура, при которой весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим некоторое изделие при полном отсутстции его близких заменителей. Монополия – наиболее ярко проявление несовершенной конкуренции. Монополия–фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар и оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Из этого следует, что монополия представляет собой рыночную структуру, в которой отсутствует конкуренция, в ней существует единственная фирма, контролирующая полностью или в большей мере отрасль. С целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли от реализации уникальной продукции, не имеющей субститутов.


Степень монопольной власти, можно измерять, для этого используются следующие показатели монопольной власти:

  1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера (Lerner Index) позволяет определить степень конкурентности рынка и монопольной власти на нем отдельного хозяйствующего субъекта по формуле:

L — индекс степени монополизации (индекс Лернера);

P— цена (монопольная цена);

MC — предельные издержки.

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.

  1. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля – Хиршмана:

HHI принимает значения от 0 (в случае идеальной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 10% выпуска). При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Основное преимущество индекса - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.[3]

Монополия может существовать лишь, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны.

Среди них выделяют:

  • преимущества крупного производства.
  • легальные барьеры.
  • нечестная конкуренция.

Предприятие–монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей или субститутов.[4]

Рисунок 1 – Цена и предельный спрос в условиях чистой монополии

Фирма–монополист стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса (рисунок 1) на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её.[5]


Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

Существуют разные виды монополий, которые классифицируются на:

1. Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развиваются на основе закономерностей экономического развития. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

2. Естественные монополии. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.[6]

Основными признаками естественной монополии являются:

  • деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками.
  • высокие барьеры входа на рынок.
  • низкая эластичность спроса.
  • сетевой характер организации рынка, наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги.

Существуют два типа естественных монополий:

  • природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой.
  • технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

3. Государственные монополии. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т.д.).


4. Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть).[7]

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынков сбыта в условиях монополии. Производя продукции по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потребительского спроса.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

  • покупатель приобретает продукцию, не имеет возможности ее перепродать.
  • существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на товары, для определенной группы потребителей и сохранения ее на первоначальном уровне для остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, социальная группа имеющая скидку, будет их тут же перепродавать.[8]

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться, сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Другими словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которые различна.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доход монополиста, и с другой стороны, большее количество потребителей сможет воспользоваться услугой данного вида.

Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается, как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельных проявлений попадают под антимонопольное законодательство.

1.2. Роль естественных монополий в процессе монополизации рынка и проблемы регулирования деятельности естественных монополий