Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Практические аспекты монополизации Российской экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тарифы на коммунальные ресурсы в первом полугодии 2014 года были установлены в УР на уровне, который не превышал тарифы второго полугодия 2013 года. Индексация тарифов на коммунальные ресурсы была проведена с 1 июля 2014 года, что в среднем составило 4,2%. В 2014 году перекрестное субсидирование в сфере теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения в УР было полностью ликвидировано. В электроэнергетике, начиная с 2014 года, осуществляется поэтапное сокращение размеров перекрестного субсидирования между категориями потребителей. По состоянию на начало второго полугодия 2014 года доля тарифа на электрическую энергию для населения городов от экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию для населения составляет 69%. Одним из ключевых показателей результативности государственного регулирования деятельности естественных монополий УР является по недопущению необоснованного роста тарифов (цен) на регулируемые виды деятельности.

При осуществлении экономической экспертизы представленных предприятиями документов по формированию тарифов на 2014 год из состава необходимой валовой выручки было исключено 6225 млн. руб., что позволило снизить динамику увеличения регулируемых государством цен (тарифов) и, соответственно, понизить тарифную нагрузку на пользователей услуг.

В процессе осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) РЭК УР в первом полугодии 2014 года было осуществлено 24 документарные проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при осуществлении регулируемых видов деятельности предприятиями естественных монополий УР, в результате чего было установлено 2 факта нарушения порядка ценообразования.

Также по результатам мониторинга текущей деятельности организаций выявлен ряд нарушений законодательства. Должностным лицам предприятий, допустившим нарушения, направлены предписания, которые исполнены.

В рамках осуществления полномочий по административно-надзорному производству РЭК УР в 1 полугодии 2014 года было возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, из них:

-8 дел - по нарушению порядка ценообразования,

-1 дело - по непредставлению сведений о регулируемых видах деятельности.

По данным рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесены постановления о мерах административно-профилактического характера, в том числе о взыскании штрафов на общую сумму 150 000 руб.


2.4. Перспективы развития антимонопольной политики в России

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках. В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.

Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.

Рассмотрим подробнее данные направления.

1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, новый этап развития конкурентной политики требует существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции.

Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции


Создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики

Повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов на всей территории России

Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования КоАП РФ

Повышение качества контроля за слияниями и поглощениями при снижении административной нагрузки на бизнес

Усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики

Повышение места ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места не ниже десятого

Формирование позитивного имиджа ФАС России

Рисунок 5 - Перспективные цели работы ФАС России по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции

Одной из важнейших задач в данной сфере является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства.

На рисунке 5 приведены цели работы ФАС России по созданию благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции.

2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.

На рисунке 6 представлены перспективные цели ФАС России по снижению административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков.

Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков

Повышение эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации (повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг)

Устранение избыточных административных барьеров ведения бизнеса

Снижение количества нарушений со стороны органов государственной власти

Снижение доли государства в рыночных секторах экономики

Рисунок 6 - Перспективные цели ФАС России по снижению административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков

3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования.


Уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий играет ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков. Реализация "активной" формы конкурентной политики в условиях ограничений, вызванных недостатками работы инфраструктурных монополий, будет характеризоваться низкой результативностью.

Поэтому ключевыми направлениями работы службы в рамках рассматриваемого приоритета являются:

1) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий;

2) повышение доступности товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий;

3) внедрение рыночных принципов тарифообразования.

4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества

Вместе с тем, существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа.

Выводы:

Анализ уровня монополизации современной экономики России Разрушение рынков монополистами не сулит экономике ничего хорошего. Подавляя конкуренцию, они подавляют стимулы к технологическим инновациям, делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность.

Для получения прибыли в отсутствии конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно навязать потребителям монопольные цены. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. При изучении того или иного рынка принимается во внимание способность, действующих на нем фирм обеспечить своевременное обновление выпускаемой продукции, ее высокую конкурентоспособность, высокое качество, эластичность цен.

Государственный монополизм в России, складывался под влиянием следующих факторов: наличие административно командной системы управления: директивное управление и централизованные доходы; устойчивый и массовый дефицит, монополия возникая из дефицита может сама его воспроизводить, так как не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса; концентрация и специализация производства. Здесь можно выделить и распространившуюся в свое время систему натурального распределения, которая разрушает рынок и обеспечивает всевластие монополий. В силу своего значения для экономики внимание привлекают три главные монополии — «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.


Заключение

Наиболее разумный путь к процветанию и повышению конкурентоспособности на внешнем рынке — это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому следует выделить основные факторы, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность: необходимо проектировать предприятия на основе ГПС; организационная структура должна строиться на основе целей предприятия; специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов; в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга; среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности. Ресурсные факторы: постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших; следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё; стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия; стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства.

Технические факторы: проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии; увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст; следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля. Управленческие факторы: повышать статус квалифицированных менеджеров; разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов; соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей; проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т. е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам. Рыночные факторы: необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры; обеспечить доступ к рынку новых технологий; принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ; обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным; повышать уровень квалификации маркетологов и работников сбыта; повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания. Фактор эффективности функционирования организации: повышение научного уровня управления; прослеживание интенсивности капитала по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала; финансовая устойчивость функционирования организации; повышение эффективности использования всех ресурсов.