Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Практические аспекты монополизации Российской экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представленный выше анализ дал возможность представить естественные монополии как совокупность экономических отношений между экономическими субъектами, которые обусловлены спецификой производства, возникающих для обеспечения потребностей общества и безопасности государства.

Организации реализуют стратегию расширения производства за счет проникновения на внутренние рынки соседних государств. Это позволяет предприятиям сконцентрировать производственные мощности, уменьшить кредитный риск, а также рыночный риск. Данная экспансия становится на современном этапе развития экономики является ключевой стратегией развития предприятий в естественные монополии с целью быстрой адаптации к быстро изменяющимся условиям внешней среды.

В данной ситуации в мире большое распространение имеют трансграничные сделки слияний и поглощений. Все это приводит к созданию глобальных корпораций и обусловлено тем, что внутренние рынки имеют высокую степень. Так, например, в свое время концерн «Deutsche Bahn» через дочерние предприятия расширил бизнес путем приобретения «NS Cargo» (Нидерланды), «DSB Gods» (Дания), «Transfesa» (Испания), «SFM» (Италия), «EWS» (Великобритания) и «BLS» (Швейцария), «PCC Logistics» (Польша)[9].

Применение законодательства, которое регламентирует слияния и поглощения (СиП), обусловлено расширяющимися тенденциями концентрации (слияний) в отраслях Евросоюза. В случае нарушении Постановления Европейского союза № 139/2004 Еврокомиссия может запретить планируемую сделку. Конечным итогом указанных процессов является использование стратегий для горизонтальной, так и вертикальной экспансии. Значительное развитие СиП получили в трансграничной сфере. Так, например, в Австрии коэффициент концентрации (CR3) и индекс Герфиндаля – Хиршмана (HHI) в 2014 г. составляли 88,8 и 0,740 % соответственно. В Бельгии CR3 и HHI в 2014 г. достигли 99,27 и 0,882 % соответственно. Все это говорит о наличии в Австрии и Бельгии высококонцентрированных национальных рынков (I тип рынка)[10].

Создание глобальных компаний в среде естественных монополий - одна из основных тенденций в мировом развитии железнодорожного транспорта. Концентрация данных структур приводит к снижению уровня конкуренции в международной региональной интеграции и позволяет получить более сильные позиции на мировом рынке. Так, в частности, в Европейском союзе преобладают госкомпании «Deutsche Bahn» (Германия), «OBB» (Австрия), «Rail Cargo Ausria» (Австрия).


Предприятия при содействии органов государственной власти формируют легальные стратегические альянсы с целью осуществления расширения производства и обеспечения координации управления на уровне международной глобальной экономики.

Так, например, национальные инфраструктурные управляющие компании Германии, Италии, Нидерландов, Франции и Швейцарии сформировали исполнительный комитет и стратегический альянс «European Economic Interest Group Corridor A». Это было сделано для повышения скорости и обеспечения эксплуатационной совместимости. В результате, за счет трансграничного расширения своей деятельности компании могут образовать вертикально интегрированные структуры международного масштаба. Все это позволяет обеспечить расширение и углубление имеющихся связей в мировой экономике.

Формирование стратегических альянсов и совместных предприятий позволяет повысить эффективность обслуживания и обеспечить сокращение эксплуатационных издержек. В частности, холдинг «Deutsche Bahn» образовал в совместное с Китаем предприятие и создал 18 интермодальных терминалов, в «Eurasian Land Bridge» (ELB) – по развитию грузовых железнодорожных перевозок, в СП «Railion Scandinavia» со шведским оператором «Green Cargo»[11].

При этом на рынках Западной Европы и США возможности для дальнейшей консолидации постоянно уменьшаются, так как рынок контролируют несколько компаний. В развитых странах консолидация на рынке грузовых железнодорожных перевозок ограничивается национальными различиями и доминированием национальной компании, в связи с этим акцент в деятельности продолжает смещаться на растущие рынки Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, России и стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

В современных условиях развивается усиление взаимозависимости поставщиков и потребителей при сохранении разнонаправленности их интересов. Все это приводит к формированию новых взаимоотношений. В странах Центральной и Восточной Европы значительная доля грузовых железнодорожных перевозок принадлежит промышленным предприятиям, интегрированным в сферу транспортировки:

-в Румынии действуют предприятия, которые специализируются на видовых перевозках: «Rompetrol logistics» (перевозка нефтепродуктов), «Mittal Steel» (перевозка стали), «Lotos Kolej» (перевозка нефти);

-в Польше функционирует «Trans Orlen» (перевозка угля), «KolTrans» (перевозка дизельного топлива), «Transoda» (перевозка соды), «EuroNaft» (перевозка нефти). В данной стране действуют организованные еще при социализме крупные региональные компании: «PTKiGK Rybnik» и «PTKiGK Zabrze», которые специализируются на перевозке угля, «PCC Szczakowa», «Kopalnia Piasku Кotlarnia» и «CTL Maezki Bar», которые специализируются на перевозке песка.


Используемые в мировой практике инструменты регулирования естественных монополий условно возможно разбить на три отдельные группы[12].

1. Непосредственное формирование цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация тарифов и цен на услуги естественных монополистов основывается на множестве соображений. К ним относятся - забота об отдельных категориях потребителей, которые, как правило являются социально незащищенными и связанное с ней перекрестное субсидирование и т. п.

Задачей ценообразования на продукцию естественных монополий является установка цен, которые гарантировали бы выпуск и реализацию продукции в экономически обоснованном объеме. То есть в том, который был бы возможен при существовании совершенной конкуренции; обеспечивали бы самофинансирование фирмы.

С точки зрения взаимной связи с объемом производства цены возможно подразделить на линейные (в этом случае обеспечивается одинаковый уровень цена на все единицы продукции, расходы потребителя возможно рассматривать как линейную функцию от цены и объема закупок) и нелинейные (предприятие взимает фиксированную плату, которая не зависит от объема покупки, в добавок единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы в данном случае становятся функцией вида F + P х Q).

Регулирующий государственный орган должен в представленных случаях сформировать цену на уровне предельных затрат. Это приведет к росту объема выпуска продукции до уровня, который имел бы место при существовании совершенной конкуренции. Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, фирма получает в этом случае только нормальную прибыль. По причине увеличения объемов производства до конкурентного уровня ликвидируется и ущерб от функционирования монополии.

2. Косвенное регулирование цен возможно путем установления предельных величин прибыли.

Во многих странах (например, в США и Великобритании) получила широкое распространение методика косвенного регулирования цен монополий через определение нормы доходности капитала, который инвестирован в данное предприятие.

В этом случае: капитал, который инвестирован в предприятие, представляющее собой естественную монополию, должен приносить в крайнем случае такую же отдачу, как в среднем по экономике страны. Также, норма доходности должна иметь достаточное значение для привлечения новых инвестиций и развития фирмы. Кроме того, она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в предприятие[13].


Основную роль в процессе формирования цены играет значение уровня общих затрат. Добавление их в формулу приводит политику цен фирмы к методу "затраты плюс". В связи с этим предприятия будут стараться завысить свой уровень затрат. По причине действия государственной защиты от конкуренции у естественный монополий отсутствуют стимулы для увеличения эффективности функционирования фирмы.

В результате предприятию получает возможность добиться прибыли фактически при любом размере затрат. Для получения значительно более точных данных о затратах, которые необходимы для выпуска продукции или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам государственного регулирования необходимо самим проводить аудит предприятия.

3. Применение конкурентных механизмов для передачи прав на выпуск продукции в условиях естественной монополии.

Как правило, в данном случае речь идет о проведения конкурса на продажу лицензий, дающих фирме право стать естественным монополистом. В качестве примера можно привести передачу отдельных железных дорог в концессию в Аргентине. Такая же практика в свое время имела место и в России.

В результате необходимо сделать вывод, что естественные монополии являются структурообразующим элементом национальной экономики, которые обеспечивают ее стабильность, целостность и результативность. Деятельность естественных монополий оказывает существенное влияние на результатные макроэкономические показатели национальной экономики. Естественные монополии являются базой всей экономики страны, так как они играют основную роль в формировании издержек производства всех остальных видов продукции, производимой предприятиями страны. Также товары либо услуги, которые производятся данными предприятиями, удовлетворяют основные и первостепенные потребности населения страны, и, следовательно, влияет на повышение благосостояния населения.

Выводы:

Основные характеристики монополистической конкуренции: относительно большое число некрупных фирм; эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Неценовая конкуренция — главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама. Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство. Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.


В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.

Глава 2. Практические аспекты монополизации Российской экономики

2.1. Специфика деятельности естественных монополий в России

Напомним, что под естественной монополией понимается такой вид монополии, который занимает привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Естественные монополии делятся на природные и технико-экономические.

Возникновение природных монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Примером в России может служить месторождение меди и никеля в Норильске, разработкой которого занимается АО «Норильский никель». Никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Технико-экономическими монополиями можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.