Файл: Анализ организационной культуры (Организационная культура на примере Российской железной дороги).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и уровни организационной культуры
1.1 Понятие и уровни организационной культуры
1.2 Типология организационной культуры
2 Организационная культура на примере Российской железной дороги
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организационная культура, анализ на примере Челябинского резерва ЮУЖД
-Юридический отдел;
-Отдел кадров;
-Специализированная часть;
-Бухгалтерия;
-Комплексный Технологический Отдел;
-Отдел промышленно-гражданского строительства;
-Отдел экономики, инвестиций и смет;
-Отдел инженерного обеспечения и охраны природы;
-Технический отдел и архив;
-Отдел автоматизации проектирования и выпуска проектов;
-Эксплуатационно-технический отдел;
-Гараж.
На предприятии в соответствии с организационной структурой управления ДСУ существует линейная структура управления (рисунок 2.1).
Ген. директор
Зам. ген. директора
Юридический отдел
Специализированная часть
Бухгалтерия
Отдел кадров
Отдел промышленно-гражданского строительства
Комплексный технический отдел
Отдел экономики, инвестиций и смет
Эксплуатационно-технический отдел
Отдел автоматизации проектирования и выпуска проектов
Гараж
Рисунок 2.1 - Организационная структура ДСУ
Анализ общеэкономических показателей приведен ниже (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Анализ общеэкономических показателей
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика по годам |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|||
1. |
Общеэкономические показатели Объем производства |
млн.р. |
17 |
34 |
48 |
2. |
Величина основных фондов |
млн.р. |
17 |
17 |
17 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
- |
- |
- |
4. |
Производительность труда |
млн.р. |
0,0072 |
0,0145 |
0,0205 |
5. |
Прибыль |
млн.р. |
-0,3 |
-2,4 |
-4,0 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
|||
7. |
Кадровые показатели Численность персонала, всего в том числе по категориям: рабочие руководители специалисты прочие служащие |
чел. |
160 |
137 |
136 |
чел. |
26 |
24 |
28 |
||
чел. чел. чел. |
6 120 8 |
7 92 14 |
8 91 9 |
||
Продолжение таблицы 2.1 |
|||||
12. |
Текучесть кадров |
чел. |
39 |
54 |
38 |
13. |
Образовательный состав персонала: - неполное среднее - общее среднее - средне специальное -незаконченное высшее -высшее |
чел. |
12 19 26 1 102 |
10 16 18 1 92 |
7 18 18 1 92 |
14. |
Возрастной состав персонала: - до 18 лет - 18-25 лет - 26-36 лет - 37-50 лет - свыше 50 лет |
чел. |
- 9 11 56 84 |
- 4 10 46 77 |
- 8 14 42 71 |
15. |
Средний возраст работающих |
лет |
50 |
50 |
50 |
16. |
Структура персонала по полу: -женщин - мужчин |
% |
56,8 43,2 |
57,6 42,4 |
63,9 36,1 |
17. |
Распределение ППП по стажу: - до 1 года - 1-3 года - 3-5 лет - 5-10 лет более 10 лет |
чел. |
37 18 6 9 90 |
29 14 3 4 87 |
38 19 3 4 72 |
18. |
Квалификационный состав персонала (по тарифным разрядам) |
чел. |
|||
19. |
Уровень профессиональной подготовки: рабочие: - до 1 год - 1-2 года - более 2 лет руководители, специалисты, прочие служащие: - высшее образование - среднее специальное - практики |
% |
- - 16,25 63,7 16,25 3,8 |
- - 17,5 67 13 2,5 |
- - 19,2 67,6 13,2 - |
20. |
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности Фонд заработной платы ППП |
тыс. руб. |
3044 |
7809 |
9753 |
21. |
Средняя заработная плата на одного работника ППП |
тыс. руб. |
1,5 |
4 |
5,7 |
22. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
23. |
Затраты на осуществление льгот для персонала |
тыс. руб. |
- |
- |
- |
24. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
- |
- |
32 |
Как видно из приведенных показателей предприятие находится в убыточном положении. Прибыль снижается ежегодно: 2015 год – 0,3 млн. руб.; 2016 год – 2,4 млн. руб.; 2017 год – 4,0 млн. руб.
При этом, объем производства постоянно растет: 2015 год – 17 млн. руб.; 2016 год – 34 млн. руб.; 2017 год – 48 млн. руб.
Общая характеристика трудового потенциала предприятия.
Средний возраст: 50 лет.
Физическое и психическое здоровье: более 50 % персонала это люди старше 50 лет предпенсионного возраста, имеющих достаточно слабое физическое здоровье, что, безусловно, сказывается на качестве работы.
Таблица 2.2 - Основные нормативно – методические документы
№ п/п |
Виды основных нормативно-методических документов |
Форма нормативно-методического документа |
Основное содержание, показатели документа |
Положительные/отрицательные моменты в практике использования документа |
1. |
Документы, регулирующие деятельность предприятия в целом как единого юридического лица и документы, регулирующие работу персонала |
1)Устав; 2)Протокол собрания акционеров; 3)Должностные инструкции; 4)Правила внутреннего трудового распорядка; 5)Организационная структура |
1)Цели и предмет деятельности; структура органов управления; уставный капитал; имущество, фонды; совет директоров; генеральный директор; 2)Повестка собрания; итоги голосования; показатели - количество голосующих акций (голосов); 3)Общие положения; требования к знаниям; обязанности; права; ответственность подчиненность; 4)Порядок приема и увольнения; обязанности сотрудников; обязанности администрации; система оплаты труда; рабочее время; 5)Структура управления |
1)Четко регулирует весь спектр деятельности общества; 2)Регламентирует деятельность общества; 3)Совершенно четко регламентирует работу сотрудника и позволяет должным образом руководить и исполнять работу; 4)Регламентирует работу внутри предприятия; 5)Показывает четкую подчиненность |
2. |
Документы организационного, организационно- распорядительного и организационно-методического характера |
1)Коллективный договор; 2)Положение об оплате труда сотрудников |
1)Основные права и обязанности работника и работодателя; трудовой договор; рабочее время; оплата труда; условия труда; 2)Должностной оклад; премии; ответственность работодателя |
1)Документ должным образом регулирует взаимоотношения сторон по договору. 2) - |
Продолжение таблицы 2.2 |
||||
3. |
Документы технического, технико-экономического и экономического характера |
1)Отчет о численности сотрудников; 2)Справка о повышении квалификации за 2010 год |
1)Всего на начало отчетного периода; принято; выбыло; 2) Количество сотрудников прошедших повышение квалификации за отчетный период по блокам |
1)Четко прослеживается движение кадров. 2) Дает представление о работе кадровой службы в области переподготовки кадров |
4. |
Документы по информационному обеспечению |
1)Положение о документообороте; 2)Инструкция по оформлению и составлению служебных документов; 3)Классификатор входящей корреспонденции; 4)Штатное расписание |
1)Организация документооборота; оформление командировочных удостоверений; правила регистрации и хранения документов; инструкция по оформлению документов; схема документооборота; 2)Подробное описание требований к составлению документов; 3)Нумерация по классификации; 4)Перечень отделов, должностей, Ф.И.О. |
1)Значительно упорядочивает процедуру документооборота; 2) Позволяет добиться унификации документов общества; 3)Значительно упрощает классификацию и поиск документов; 4)Дает представление о количестве; подчиненности сотрудников |
Общеобразовательная и профессиональная подготовка: 67% сотрудников имеют высшее образование.
Способность профессионального роста: в силу того, что люди старше 50 лет достаточно негативно воспринимают нововведения, наблюдается низкая обучаемость новым технологиям, отсюда низкая способность к профессиональному росту.
Отношение к труду: в целом персонал достаточно ответственно относится к труду.
Стаж работы по специальности: в среднем по предприятию не менее 20 лет, что, безусловно, является большим плюсом.
Семейное положение: порядка 98% сотрудников имеют семьи (дети, внуки), что является по большей части позитивным при оценке трудового потенциала.
В следующем параграфе рассмотрим и проанализируем организационную культуру Челябинского резерва ЮУЖД, в том числе ДСУ.
2.2 Организационная культура, анализ на примере Челябинского резерва ЮУЖД
В каждой организации есть свои правила и документы, которые регулируют организационную культуру предприятия. Как и все другие организации ОАО «РЖД» обладает своими документами, регламентирующие организационную культуру структурных подразделений.
Организационная культура в ОАО «РЖД» является наследницей культуры Министерства путей сообщений, железнодорожной отрасли народного хозяйства, которая насчитывает более сотни лет своего функционирования. Вместе с тем, новые условия хозяйствования, именно переход к рыночным отношениям потребовал пересмотра ряда документов, сложившихся организационных структур, новых порядков. Все это выразилось в реформировании отрасли, которая проходит очередной свой этап. Поэтому важно выявить основные документы, которые уже определяют организационную культуру, и будут далее оказывать влияние на неё на уровне подразделений, предприятий. Таким документом, прежде всего, является Федеральный закон о железнодорожном транспорте РФ. В нем освещены основные вопросы функционировании железнодорожного транспорта и безопасности. Конечно, далее следует назвать Трудовой кодекс РФ, в котором установлены государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Безусловно, основополагающим документом является Устав ОАО «РЖД». Для нашего предприятия это один из основных документов, который регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами ж.д. /транспорта, определят основные условия организации и осуществлении перевозок грузов, багажа и т.д.
На местном региональном уровне весьма важен Коллективный договор НОД-2 - филиала ОАО «РЖД». Условия коллективного договора направлены на обеспечение стабильной работы дороги, удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках, создание социально-экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников на дороге в период формирования и становления структурной реформы железнодорожного транспорта.
Сторонами, заключившими между собой договор, от работников является Дорожная профсоюзная организация, от работодателей - начальник Новосибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Кроме того, на организационную культуру предприятия, несомненно, оказывают влияние ряд распорядительных документов. Перечислим основные: Распоряжение о порядке внесения изменений в согласованные ОАО «РЖД» заявки на перевозку грузов в контейнерах; Распоряжение об утверждении ставок арендной платы за пользование грузовыми вагонами ОАО «РЖД»; Распоряжение о порядке разработки, утверждения и согласования схем размещения и крепления грузов, перевозимых ОАО «РЖД». Особо выделим Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Р.Ф. и Положение об оплате труда работников структурных подразделений ОАО «РЖД». Оно направлено на: осуществление скоординированной единой политики, принятой ОАО «РЖД», в области организации оплаты труда; реализацию принципа равной оплаты за равный труд; стимулирование вклада каждого работника в повышение результативности работы дороги; повышение значимости заработной платы в обеспечении социальной защищенности работников.
Важнейшим документом, регламентирующим трудовую деятельность, подразделения являются Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на дорожной профсоюзной конференции, регулируют трудовые отношения внутри дороги и на каждом отдельном предприятии, учреждении, организации. Они соответствуют действующему Трудовому Кодексу Российской федерации. Правила внутреннего трудового распорядка обязательны для всех работающих на дороге.
Кроме того, на предприятии разработаны и действуют и другие документы: Назовем некоторые из них. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха; - Положение о премировании, которое введено в целях повышения материальной заинтересованности руководителей, специалистов, служащих в улучшении эффективности работы дистанции, производительности и качества труда.
Особое место занимает документ ОАО «РЖД» «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала», обсужденный в апреле 2017 г. В нем в качестве целевой задачи системы управления персоналом, указано развитие корпоративной культуры. Кроме того, спланированы и конкретные меры, в частности
1) провести сравнительный анализ корпоративной культуры ОАО «РЖД» и ведущих зарубежных железнодорожных компаний;
2) выявление функциональной роли культуры в конкурентной среде,
3) коррекция на этой базе стратегических направлений культурного развития Компании, и ее персонала.
Таким образом, формирование организационной культуры происходило и происходит на основании ряда документальных источников, разработанных МПС РФ и его преемницей ОАО «РЖД», во исполнение которых разработаны документы на предприятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арсеньев Ю.Н., Шелобаев С.И., Давыдова Т. Управление персоналом: Модели управления. М.: ЮНИТИ, 2005. 287 с.
- Балашов Ю.К. Оценка персонала - основа кадровой политики зарубежных фирм. - Журнал Кадры предприятия №9, 2003.
- Бельтюкова А.А. Корпоративная культура как средство эффективности работы предприятия // Экономика и социум.2016. № 11.
- Беляцкий, Н.П. и др. Управление персоналом: Уч. пос. / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: МГУ, 2008.
- Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2009.
- Дроздов, В. А. Резерв кадров для выдвижения. Проблема планирования служебной карьеры и формирования «команды» руководителя право [Текст] / В. А. Дроздов. - М. : Академия управления МВД России, 1994. - 135 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.-344с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: НИМБ, 2007.
- Заворина А.С. Оценка эффективности корпоративной культуры // Экономические аспекты логистики и качества работы железнодорожного транспорта. 2016, С. 324-329.
- Кашкин Е.В. Три уровня организационной культуры // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14497 (дата обращения: 08.06.2018).
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА- М,2002.-415с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2001. 370 с.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учебное пособие для студентов вузов / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М. : Экзамен, 2003. - 336 с.
- Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 2008.
- Кибанова А.Я., Дуракова И.Б. Учебное пособие «Управление персоналом организации» - Издательство «Экзамен», 2005.
- Кондратьев В.В., Лунев Ю.А.. HR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала. - М.: Издательствово «Эксмо», 2007.
- Корзенко, Н. И. Управление человеческими ресурсами : учеб. пособие / Н. И. Корзенко, Ш. Ш. Ягафаров. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. 183 с.
- Корякин В.В. Повышение организационной эффективности путем трансформации корпоративной культуры / В.В. Корякин, И.В. Корякина // Бизнес. Общество. Власть.2015.№ 24.
- Лукичева Л.И. «Управление персоналом». - М.: Издательство Омега - Л, 2011.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009.
- Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Бизнес-школа Интел-синтез, 2006.
- Морозова, Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала / Г. Б. Морозова. - СПб. : Речь. 2006. - 400 с.
- Морозова, Г. Психологическое сопровождение организации и персонала. / Г. Морозова, - СПб.: Речь, 2006 - 400 с.
- Мусаелян И.К. К вопросу об эффективности корпоративной культуры в системе управления компанией // Перспективы развития науки и образования.2014, С. 113-114.
- Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А., «HR- практика. Управление персоналом. Как оно есть на самом деле» - СПб., Питер, 2005.
- Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. «Управление персоналом организации» - М.: Издательство КноРус, 2010
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001г.-318с.