Файл: Анализ организационной культуры (Организационная культура на примере Российской железной дороги).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и уровни организационной культуры
1.1 Понятие и уровни организационной культуры
1.2 Типология организационной культуры
2 Организационная культура на примере Российской железной дороги
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организационная культура, анализ на примере Челябинского резерва ЮУЖД
ВВЕДЕНИЕ
В современной организации эффективность ее деятельности определяется рядом факторов, такими как технический уровень производства, квалификация персонала, уровень мотивации и заработной платы персонала, стратегией развития и т.д. Эти механизмы обычно регламентируются в различных нормативных документах корпорации (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой организации существует некая сфера отношений, не поддающаяся формальной регламентации и составляющая основу организационной культуры. Так, организационная культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых всеми членами компании, сильно разнящихся в разных организациях.
Целью контрольной работы является рассмотреть организационную культуру в теоретическом и практическом аспекте.
Задачи контрольной работы:
- рассмотреть понятие организационной культуры;
- рассмотреть существующие уровни организационной культуры;
- дать характеристику уровней и их типологию.
Курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме – организационной культуре и персоналу. В большинстве случаев её носителем являются персонал, и, взаимодействия, формирует управленческую командную культуру. Принятие определенной культуры компаний может быть связано со спецификой отрасли, со скоростью технической, технологической и других изменений, а также особенностей рынка и потребителей. Так как вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день стоит остро, и его актуальность будет расти по мере продвижения компаний – это создаст конкуренцию на российском рынке.
Информационная база исследования – отечественная литература, представленная в списке литературы, прилагающемся к работе.
При написании курсовой работы мною были использованы следующие методы научного исследования: изучение и анализ методической литературы, метод описания, метод обобщения.
1 Понятие и уровни организационной культуры
1.1 Понятие и уровни организационной культуры
Исследования постепенно привели к пониманию того, что организационная культура имеет определенную структуру. Так, Э. Шейн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням, т. е. в рамках иерархической структуры. Концепция Э.Шейна остается наиболее популярной как в мире научных исследований, так и потребителей их результатов - практиков. Структура включает три уровня организационной культуры, как это схематично изображено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровни организационной культуры
Уровень 1. «Поверхностный», «символический» уровень организационной культуры - все то, что человек может воспринимать своими пятью чувствами. На этом уровне отражается видимый результат использования пространства (архитектура, дизайн, здание, офисы). Поверхностный уровень включает все явления, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в здание фирмы или производственные помещения. В этот уровень включены технологии, продукты деятельности фирмы, оснащенность рабочих мест, манера общения, внешние ритуалы и церемонии, эмоциональная атмосфера. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать как явление культуры.
Артефакты - это видимые организационные структуры и процессы. Артефакты можно увидеть, услышать, пощупать. Как следствие, объекты этого уровня легко можно описать. К артефактам относятся форма одежды, речевые обороты, архитектура и планировка здания, символика, обряды и ритуалы организации. Обычно артефакты возникают не на пустом месте. Они вытекают из более глубоких уровней культуры, являются выражением ценностей, которые установились в организации за время ее становления, были привнесены основателем и последующими руководителями и сотрудниками.
Артефакты составляют внешний, видимый слой оргкультуры. Это доступные наблюдению внешние выражения и предметы культуры, фетиши и т. д. Несмотря на то, что это наблюдаемые элементы оргкультуры, часто бывает, что их трудно расшифровать и понять смысл, особенно стороннему человеку. В каждой организации один и тот же артефакт может иметь свое значение. Тем не менее анализ всей совокупности артефактов может достаточно много сказать о культуре данной организации. Важно отметить, что по артефактам не стоит судить о том, насколько хороша или плоха оргкультура. Ее вообще нельзя оценивать только такими терминами.
Выделяют три группы артефактов:
- Физические артефакты. Это наиболее «видимые» и легко оцениваемые артефакты - конкретные объекты и предметы:
- здание, обстановка, дизайн интерьера; интерьер, выдержанный в стиле Людовика XIV или в стиле хай-тек, может создать довольно сильное впечатление о культурных предпочтениях и в какой-то степени о ценностях компании (или, по крайней мере, ее руководства);
- одежда сотрудников (единая форма для всех или кто во что горазд);
- знаки отличия, награды (имеются в виду фирменные значки, шевроны, погоны; тип наиболее часто используемых наград - грамоты, призы и т. д.);
- расположение подразделений (на каком этаже кабинет руководителя, как сгруппированы отделы, как сидят сотрудники - в отдельных кабинетах или в большой секции).
- Поведенческие артефакты. Типичные для организации образцы и модели поведения в стандартных ситуациях. Эти артефакты более сложны по структуре и труднее поддаются «расшифровке» сторонними людьми.
Типичные поведенческие артефакты:
- церемонии и ритуалы (это выверенные действия, создающие или отражающие какое-то событие); Р. Дафт выделяет четыре типа ритуалов: ритуалы перехода, облегчающие социализацию и адаптацию работника, ритуалы усиления, проводимые для укрепления статуса и социальной идентичности работника, ритуалы обновления, демонстрирующие динамику развития организации и напоминающие миру о ее успешном функционировании, ритуалы интеграции, развивающие чувство причастности и преданности организации;
- традиции и привычки;
- способы одобрения и наказания; речь идет не о формализованных способах (например, ТК РФ содержит исчерпывающий перечень возможных наказаний работников); неодобрение можно выразить криком на подчиненного, а можно и просто нахмурить брови;
- герои и злодеи (отцы-основатели, ситуационные герои, «перебежчики», воры и т. д.); в любой достаточно долго существующей организации есть галерея героев и злодеев - тех, кто соответственно сделал что-то выдающееся (спас фирму в кризисной ситуации) или, наоборот, совершил ужасный поступок (ушел к конкурентам, уведя с собой самых преданных клиентов);
- тональность взаимодействия; как сотрудники общаются друг с другом (например, неприязненно или радостно), с руководством (льстиво или достойно), подчиненными (фамильярно, по-дружески, на равных или свысока).
- Вербальные (словесные) артефакты. Это, фигурально выражаясь, «слышимые» элементы оргкультуры. К ним относятся:
- истории, мифы, легенды (о создателях и времени создания компании, о преодоленных трудностях и ситуациях...); истории используются для ознакомления новых работников с тем, что представляет собой организация; легенды - это рассказы о событиях, которые хотя и имели место, но обросли вымышленными подробностями; мифы - это истории, которые, хотя и отражают идеологию и философию организации, но не подкреплены реальными фактами;
- жаргон, названия, клички; важный элемент культуры, помогающий выразить как отношение сотрудников к организации, ее руководству и своим коллегам, так и создать некий ореол вокруг своей организации или деятельности;
- анекдоты, шутки; с одной стороны, это те же истории, мифы и легенды, облеченные в максимально лаконичную и юмористическую форму, а с другой - опять же средство выражения своего отношения к работе, руководству и коллегам;
- способы формулирования и метафоры; то, с чем сотрудники ассоциируют свою организацию, руководителей и коллег; одно дело сказать: «Я работаю в шикарной фирме.» и совсем другое: «Я тут вкалываю в одной шарашке» или, например, руководитель говорит: «Моя фирма, мои работники, мои подчиненные» либо «Наша фирма, мои коллеги».
Уровень 2. «Подповерхностный» уровень организационной культуры - заявленные цели, ценности, философия, стратегии, принятые в данном физическом и социальном окружении.
Ценности - это:
- относительно устойчивые и социально обусловленные избирательные отношения личности к материальным, социальным и духовным благам;
- свойства тех или иных процессов и явлений, эмоционально привлекательные для большинства членов организации, что делает их образцами, ориентирами, мерилом поведения;
- набор критериев (стандартов), к которым личность стремится и использует как ориентир действий.
Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями. Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Так, социолог С. С. Фролов относит к ним следующие: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность), богатство (обладание различными материальными благами и услугами), мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Подобная ценность как основа влияния считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать любые другие ценности.
Организационные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и организационной культуре, могут включать в себя, например, следующее:
- предназначение организации и ее «лицо» (высокий уровень технологии; высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);
- старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти и т. д.);
- значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служб);
- обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);
- критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т. д.);
- организацию работы и дисциплину (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и др.);
- стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
- процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов и т. д.);
- распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);
- характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
- характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);
- пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.);
- оценку эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты).
Сложно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных ценностей, поскольку организационная культура (как это будет показано в последующих темах) является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущих только данной организации. Однако стремление к общим ценностям необходимо, так как способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Этот аспект ценностей широко используется в организационной культуре, поскольку позволяет направлять активность людей на достижение поставленных целей.
Как показывают проведенные исследования, современный высококвалифицированный работник хочет получить от организации нечто большее, чем только заработную плату. Возникновение и воздействие целого ряда социальных факторов привели к формированию значительной прослойки современной рабочей силы, ожидания которой отличны от преобладавших у поколения работников 1990-х гг. и первого десятилетия нового века. Современные работники рассчитывают не только на то, что будут материально преуспевать, но и предпочитают психологически комфортно себя чувствовать, т. е. ищут организацию, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям.
Разделяя и развивая взгляды современного отечественного психолога Д. А. Леонтьева, можно выделить три основные формы существования корпоративных ценностей:
- Идеалы - выработанные руководством и разделяемые им обобщенные представления о совершенстве в различных проявлениях и сферах деятельности организации.
- Воплощение этих идеалов в деятельности и поведении сотрудников в рамках организации.
- Внутренние мотивационные структуры личности сотрудников организации, побуждающие к воплощению в своем поведении и деятельности корпоративных ценностных идеалов.
Эти формы имеют иерархическую структуру и постепенно переходят одна в другую: организационно-культурные идеалы усваиваются сотрудниками и начинают побуждать их активность в качестве «моделей должного», в результате чего происходит предметное воплощение этих моделей. Предметно воплощенные ценности в свою очередь становятся основой для формирования организационных идеалов. Этот процесс повторяется, непрерывно совершенствуясь на каждом новом витке развития корпоративной культуры организации.
Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, создают философию организации. Философия отражает восприятие организацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, упорядочивает деятельность персонала на основе общих принципов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.