Файл: Анализ организационной культуры (Организационная культура на примере Российской железной дороги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, на втором уровне формируются коллективные пред­ставления. Компания, декларируя в своем уставе, что люди являются одной из ее ценностей, предполагает, что каждый сотрудник воспринимает эту ценность без всякого опыт­ного подтверждения в историческом развитии компании. Составляющие этого уровня определяют кодекс поведения, моральные нормы и этические правила, а также их отраже­ние на поверхностном уровне. Ценности подповерхностно­го уровня служат ориентиром организационного поведения трудового коллектива в сложных ситуациях. Вот почему се­годня необходимо не только опираться на существующие ценности, но и активно формировать новые. Важно тща­тельно отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфе­ре у других, справедливо и беспристрастно его оценивать. Причем нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности, наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать их как основу для формирования новых ценно­стей, включив соответствующие механизмы, в том числе со­вместного творчества.

Уровень 3. «Глубинный» уровень организационной культуры - невидимые, предсознательные или подсознательные убежде­ния о правильном и неправильном (хорошем и плохом, добре и зле), принимаемые сотрудниками на веру, которые скорее чувствуются, чем проговариваются, которые не осознаются без специального сосредоточения на этом вопросе. Уровень вклю­чает: смысл поступков, отношение к миру и общечеловеческим ценностям, национальный менталитет.

Содержание глубинного уровня - основные (базовые) убеж­дения. Например, если продажи падают, можно усилить ре­кламу в соответствии с распространенным мнением о том, что реклама всегда улучшает продажи. Но лишь опробовав это ре­шение в конкретной ситуации и убедившись, что оно правиль­но, группа начнет разделять это привычное для других мнение. Так формируется коллективное представление и закрепляется то, что прошло групповую проверку «на прочность» и перешло в коллективный опыт.

Таким образом, на глубинном уровне идет сложный процесс превращения ценностей через представления в убеждения, что отражено на рис. 5. Ценности, пройдя через представления и став убеждениями, переходят на подсознательный уровень, а привычка действовать по этой схеме становится автоматиче­ской. Убеждения этого уровня являются уже не столько ориен­тиром, сколько «автопилотом».

На этом уровне культурное поле выполняет функцию защи­ты, давая возможность человеку испытывать комфорт и защи­щенность рядом с людьми, разделяющими его базовые пред­ставления о смысле жизни и правильном поведении. Более того, если некое убеждение активно поддерживается груп­пой и становится частью корпоративной культуры, то любое другое суждение или поведение становится неприемлемым. Обращаем ваше внимание: убеждение затмевает объективность. Так, например, члены некой организации убедились на основе прошлого опыта и знаний, что люди при любой возможности стремятся извлечь выгоду из ситуации. Они будут интерпрети­ровать любые действия людей сквозь призму своих убеждений: если кто-то сидит за столом и не производит видимых действий, значит, он бездельничает, а не обдумывает решение; если некто сидит за компьютером, значит, играет в игры; если кого-то нет на работе, значит, он бездельничает. Если же у сотрудников есть убеждение, что каждый наделен внутренней мотивацией и ис­пользует все возможности для выполнения общей работы, то наши примеры получат совсем иное толкование.


Рассмотрим взгляды других авторов на уровни организационной культуры.

Пытаясь трансформировать организационную культуру в желаемом для себя направлении, компании иногда заходят в «тупик». По мнению Дэйва Ульриха и Уэйна Брокбэнк, профессоров бизнес-школы Мичиганского университета, причиной является абстрактность и многоплановость понятия «культура», что иногда делает ее описание задачей невероятно сложной не только для менеджеров, но и для аудиторов консультантов /1, с. 281/.

Ульрих и Брокбэнк советуют выделить в организационной культуре три уровня, что позволит глубже ее понять и, соответственно, правильно определить направления трансформации.

На первом уровне культура проявляется через символы, традиции, обычаи, истории и другие аналогичные черты организационной жизни. Именно это формирует наше впечатление о компании, когда мы впервые сталкиваемся с ней в качестве работника, клиента, партнера и т.п.

На втором уровне культура проявляется в ценностях, поведенческих нормах, неписаных правилах, эмоциональных реакциях, в том, как принято подходить к делу. В основном, определения организационной культуры основывается на первом и втором уровнях. Но этого недостаточно, потому

что есть еще один, более глубокий уровень, который несет в себе наибольший потенциал для длительного успеха бизнеса.

На третьем уровне культура определяется как идентичность компании в восприятии ее лучших клиентов. Например,  компания «Amazon» хочет утвердиться в сознании потребителей, как исключительно дисциплинированный исполнитель их заказов. Компания «Apple» стремится получить признание стильностью и простотой дизайна.  Компания «Marriott» – исключительным обслуживанием; «Google» – инновацией и т.д. Уникальная особенность этих компаний в том, что пронизывая насквозь все их системы и процессы, воплощается в образе мышления, поведении и самоощущении персонала.

Чтобы сформировать «победную» культуру недостаточно распознать культурные артефакты (уровень 1) или привить определенное мировоззрение или способ поведения (уровень 2). Нужно еще инкорпорировать в нее глубинные основы, которые направляли мышления, действия и чувства людей в русло соответствии обещаниям, которые были предоставлены клиентам (уровень 3) /4, с. 107/.

Если же в настоящее время процесс формирования культуры компании «застрял» на уровнях 1 и 2, то можно продвинуться на следующий уровень, сделав следующие шаги:

Во-первых, определить сущность нужной культуры. Процесс создания идеальной культуры следует начать с формулировки нескольких позиций, за счет которых можно получить признание клиентов. Тогда культура  будет фокусироваться не столько на внутренних ценностях или поведенческих моделях, а в первую очередь на обещаниях, которые фирма дает рынку. При этом крайне важно убедиться, что и работники, и потребители одинаково понимают смысл обязательств, которые берет на себя компания.
Во-вторых, воплотить данные клиентам обещания в поведенческих моделях персонала. Сильная культура направляет действия работников нужном направлении, укрепляя таким образом бренд компании в восприятии клиентов и акционеров. Компания «Amazon» сконцентрирована на инновации, бескомпромиссно ориентирована на клиента и четко сигнализирует настоящим и будущим работникам. В компании ценится больше всего: «Если Вы любите творить, изобретать, осваивать новые сферы, будучи членом высокопроизводительной команды, для которой операционное совершенство – это все, то Вам у нас понравится». Послание «Amazon» доносит до персонала, что от нее ожидают клиенты, нацеливая таким образом работников на наиболее эффективно выполнения всех операционных процедур.


В-третьих,  необходимо перенацелить управленческие системы на поддержание нужных поведенческих моделей. Среди прочего – это системы найма, обучения, оценки и мотивации персонала, а также организационная структура, подходы к управлению информацией, обустройство офисного пространства. Очень важны программы развития лидерства на всех уровнях, включает в себя подбор, развитие и продвижение лидеров, которые бы отождествляли в себе основы желаемой для вас культуры /3, с. 325/.

Итак, стоит перейти от общих разговоров о том, что организационная культура – это очень важно, к конструированию и внедрению типа культуры, реально может укрепить конкурентные позиции бизнеса компании. А для этого нужно сместить фокус обсуждения культурных вопросов из символов и ценностей на принципы формирования идентичности компании как средства воплощения ожиданий клиентов.

1.2 Типология организационной культуры

В настоящее время существует множество подходов к типологии организационной культуры. Такое разнообразие типологий обусловлено тем, что организационная культура опреде­ляется не одним или двумя факторами, а достаточно большой совокупностью взаимосвязанных элементов и характеристик. Каждый из подходов использует определенные критерии для анализа культуры и основания (признаки), по которым проис­ходит деление на типы, позволяющие выделить ведущие тен­денции в жизнедеятельности различных организаций.

Типология Р. Рюттингера анализирует организационные культуры по основанию «уровень риска - скорость получения результата» и определяет следующие типы, схематично изобра­женные на рис. 1.2.

Высокая

Культура

перспектив

(инвестиционная)

Культура мгновенных побед

(спекулятивная)

Низкая

Административная

культура

(процесса)

Культура мелких успехов

(торговли)

Степень

риска

принимаемых

решении

Обратная ошзь

Медленная

Быстрая

Рисунок 1.2 – Типы оргкультуры по Р. Рюттингеру

Дадим краткую характеристику каждого типа культуры:

• Культура торговли (культура мелких успехов) свойственна в первую очередь организациям, нацеленным на быстрое получе­ние результатов и малый риск, - предприятиям торговли, сбыто­вым организациям, маклерским фирмам по продаже недвижи­мости. Здесь доминирует стремление к краткосрочному успеху, который зависит от количества деловых контактов с клиентами, настойчивости в поиске выгодных сделок, понимания нужд рынка.


В таких организациях поощряется высокая активность, склон­ность к экспериментам и наличие таких черт характера, как дружелюбие, обаяние, красноречие, коллективизм, умение бы­стро принимать решения.

  • Культура выгодных сделок (спекулятивная культура, куль­тура мгновенных побед) свойственна организациям, произво­дящим сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьем, - биржам, организациям, действующим в сфере моды, индустрии развлечений, строительстве, рекламе. Для такой культуры характерна нацеленность на быстрое получение при­были в условиях спекуляции и высокого финансового риска. Эта культура требует предприимчивых молодых или готовых к ри­ску сотрудников. Работники мотивированы материальными вознаграждениями, возможностью «стать звездой».
  • Административная культура присуща крупнейшим фир­мам и государственным учреждениям, организациям сферы обслуживания, сервиса, предприятиям хорошо защищенных отраслей, некоторым банкам и страховым компаниям. Она ста­вит во главу угла не столько прибыль или громкий успех, сколь­ко минимизацию риска и постепенное приближение к результа­ту, стабильность, безопасность. Такие организации отличает бюрократичность, формализм, затяжное принятие решений, ориентация на должности и титулы. Зачастую подобная орга­низация работает сама на себя, у нее слабая связь с обществом.

• Инвестиционная (инновационная культура, культура пер­спектив) имеет ориентацию на бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капиталовложениями на длительный срок, где невозможна быстрая отдача в условиях неопределенно­сти. Примером организаций с такой культурой могут служить нефтяные и строительные компании, инвестиционные банки. В работниках ценятся осмотрительность, основательность, тер­пеливость, настойчивость, верность слову. Здесь большое значе­ние придается профессионализму, опыту.

2 Организационная культура на примере Российской железной дороги

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Рассматривать организационную культуру организации в целом ОАО «Российская железная дорог» это достаточно объемно, в рамках контрольной работы, рассмотрим лишь одно структурное подразделение.

Пассажирское вагонное депо Челябинск Южно-Уральской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров – структурного подразделения Федеральной пассажирского дирекции – филиала ОАО «РЖД» – предприятие по эксплуатации и ремонту пассажирских вагонов на железнодорожном транспорте. Пассажирское вагонное депо осуществляет перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, оказывает дополнительные услуги пассажирам в поездах; занимается ремонтом грузовых вагонов и их техническим обслуживанием, подготовкой вагонов.

На Южно-Уральской магистрали семь резервов проводников, где обучаются и работают начальники и проводники пассажирских поездов. Это подразделение вагонного депо Челябинск – пассажирский действует уже более 20 лет.

В работе будет рассмотрен структурный отдел дорожно-строительное управление (ДСУ) Челябинского филиала ЮУЖД, который находится в его непосредственном подчинении.

ДСУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банковских учреждениях, собственную печать.

ДСУ действует на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, планирует свою деятельность в соответствии с плановыми заданиями и заключенными договорами.

Уставной фонд ДСУ составляет 35 миллионов рублей.

В ДСУ функционирует ряд специализированных отделов:

-отдел экономики, инвестиций и смет, выполняющий обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию объектов различных отраслей, а также расчеты бизнес-планов;

-группа экологических обоснований проектов и защиты окружающей среды от техногенных загрязнений предприятиями отраслей промышленности;

-отдел по проектированию промышленного и гражданского строительства, который проектирует промышленные и гражданские здания, объекты социальной сферы с архитектурным оформлением интерьеров и фасадов зданий, ведет обследование зданий и сооружений, находящихся в длительной эксплуатации, и выполняет проекты по их реконструкции и их усилению.

Проектная документация выполняется с использованием новейшей вычислительной и множительной техники и программного обеспечения.

Производственная структура ДСУ Челябинского резерва ЮУЖД в соответствии со штатным расписанием следующая:

-Руководство и аппарат при руководстве;