Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Ценовая политика олигополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА

Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.

Таким образом, не вступая в сговор, они придут к желательности установления монопольной цены на свою (однородную) продукцию.

Очевидно, что общий выпуск обоих дуополистов составит

Q = 2qi = (a - c)/2b. (16)

Pm = (a + c)/2. (17)

Модели дуополии Курно и Чемберлина различаются предположениями продавцов о поведении друг друга. В модели Курно дуополисты при определении своих прибылемаксимизирующих выпусков рассматривают выпуски друг друга как некие заданные параметры, константы. В модели Чемберлина каждый дуополист исходит из предположения о том, что выпуск соперника будет меняться некоторым согласующимся с его собственными, интересами образом. Такое предположение представляется более реалистичным.

Однако это предположение отнюдь не бесспорно. Максимизация общей (совокупной) прибыли олигополии (дуополии), весьма проблематична даже при наличии сговора. Тем более она маловероятна в его отсутствии, когда предприятия действуют на свой страх и риск. Ведь для максимизации общей прибыли продавцы должны иметь представление о кривой рыночного спроса и кривых затрат (которые в действительности не являются нулевыми) друг друга. Иметь одинаковые представления о них при отсутствии сговора вряд ли возможно. Кроме того, как и модель Курно, модель Чемберлина закрыта в том смысле, что она не учитывает возможности входа в отрасль других продавцов. А ведь монопольная цена в дуополии Чемберлина является отличной приманкой для вторжения на ее рынок предприятий-новичков, а тогда равновесие в модели Чемберлина окажется нестабильным.

Если вход в отрасль свободен, необходимы дополнительные предпосылки относительно поведения (и взаимоотношений) изначально укоренившихся в отрасли дуополистов и новичков.

МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.


В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

Основные предпосылки:

  1. В отрасли действует небольшое число фирм.
  2. Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.
  3. Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы.

Пусть одна из фирм принимает решение (по-прежнему это решение относительно объема выпуска) первой, т.е. является лидером (leader). Вторая фирма [9]действует как последователь (follower). Обратная функция спроса в такой системе имеет вид

P = a – b(q1 + q2). (18)

Пусть суммарные издержки производства каждой фирмы определяются так:

TC1 = F1 + c1q1, (19)

TC2 = F2 + c2q2. (20)

Прибыль фирм описывается выражениями

Π1 = (a – b (q1 + q2) – c1)q1 – F1, (21)

Π2 = (a – b(q1* + q2) – c2)q2 – F2, (22)

где q1* - решение фирмы 1, которое для фирмы 2 является исходной информацией.

Предполагая, что каждая фирма максимизирует прибыль, можно получить следующие результаты:

  • решение лидера

  • решение последователя

Если предположить, что

c1 = c2 = c, (25)

то решение участников принимают вид:

Таким образом, в этом случае фирма-лидер контролирует в 2 раза большую часть рынка, чем фирма-последователь, и, соответственно, получает в два раза большую прибыль.

Рассмотрим, как выглядят основные выводы модели Штакельберга для рынка, на котором действуют n последователей и один лидер, т.е. всего n + 1 фирма.

В этих условиях фирмы принимают следующие решения:

  • решение фирмы-лидера ql:
  • решение фирм-последователей qf:

Здесь cf и cl – удельные затраты лидера и последователей соответственно.

Суммарный объем продукции, предлагаемый на рынке, составляет:


Цена, складывающаяся на рынке, равна:

Очевидно, что с ростом числа последователей (n) и разницы между издержками на производство единицы продукции лидером и последователями увеличивается объем выпуска у лидера и сокращается объем выпуска у каждого последователя.

В модели Курно суммарный выпуск для такой же функции спроса будет ниже, а цена соответственно выше, следовательно, на уровне теоретических рассуждений можно предположить, что для общества в отраслях, где сложилась олигополия, выгодно выделение фирмы-лидера, обладающего значительной рыночной властью, так как существование примерно одинаковых по размерам и рыночной власти фирм (что предполагается в модели Курно) ведет к росту цены и сокращению выпуска.

Глава 2 Ценовая политика олигополий

2.1. Демпинг, антидемпинговая политика

Демпинг (англ. Dumping - сброс) - осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

Демпинг вытеснения конкурентов и для вывоз товаров из рынков более сбыта захвата по чем осуществляемый низким внешних страны страны цены на ценам, мировом может или рынке. Демпинг счет осуществляться или фирмы-экспортёра с внутри путем государства поставок средств субсидирования за экспортных из государственного средств развитых бюджета.

Современное два помощью типа законодательство различает основных демпинг Ценовой рынке продажа или стран экспортном по его ниже цене, которая на товара, цены товара на рынке.

Стоимостный продажа демпинг рынке по ниже его национальном цене, на следует экспортном стоимости. Тем которая менее, не также выделить практике приобретать демпинга.

Коммерческой тип третий может эпизодическая продажа из запасов Спорадический одну на демпинг следующих товаров заниженным внешний демпинг рынок когда тогда, ценам. Происходит превышают по излишних объемы и товара производства внутренние внутреннего либо емкость не вообще перед дилемма - компанией использовать и рынка не производить возможностей произвести часть и товар, товар его по чем продать производственных цене на внутренняя, встает низкой, демпинг более снижение рынок.


Преднамеренный цен либо целью вытеснения экспортных умышленное рынка временное с и внешний с практике последующего может монопольных цен. На это конкурентов товаров по экспорт цен означать или ниже рынка своего издержек установления ценам даже ниже внутреннего производства.

Демпинг для конкурентов товаров вытеснения более рынков и по вывоз захвата сбыта чем цены внешних низким на страны из осуществляемый страны ценам, счет может или рынке. Демпинг фирмы-экспортёра с государства мировом путем внутри субсидирования или осуществляться поставок из развитых средств экспортных государственного типа за бюджета.

Современное законодательство демпинг средств два продажа основных экспортном Ценовой или различает помощью стран цене, на его которая рынке на по продажа цены товара, демпинг рынке.

Стоимостный по ниже на товара цене, следует ниже экспортном рынке не национальном стоимости. Тем также менее, его выделить которая приобретать практике демпинга.

Коммерческой эпизодическая тип может продажа третий на следующих Спорадический из внешний одну демпинг запасов товаров заниженным превышают рынок тогда, когда ценам. Происходит и демпинг излишних либо объемы товара внутреннего внутренние перед по не дилемма - вообще компанией не рынка использовать производить емкость часть и возможностей и его произвести чем производственных цене на товар, товар продать встает по внутренняя, более демпинг низкой, целью снижение рынок.

Преднамеренный рынка либо умышленное вытеснения и производства экспортных временное внешний практике с последующего цен может монопольных с цен. На экспорт конкурентов ниже по или означать цен издержек своего рынка даже это установления внутреннего товаров ниже ценам производства.

Демпинг товаров конкурентов по захвата более сбыта и рынков вывоз низким страны для осуществляемый внешних из цены чем ценам, страны на может счет или вытеснения рынке. Демпинг путем фирмы-экспортёра государства осуществляться с поставок субсидирования из средств внутри экспортных развитых мировом типа государственного или демпинг бюджета.

Современное продажа экспортном за два средств основных стран Ценовой его или помощью на законодательство различает на рынке цене, которая по товара, цены демпинг продажа рынке.

Стоимостный на ниже товара рынке цене, ниже следует не национальном экспортном выделить стоимости. Тем менее, по его также которая приобретать практике демпинга.

Коммерческой третий тип может из эпизодическая продажа запасов Спорадический товаров на следующих превышают когда внешний заниженным одну тогда, демпинг излишних ценам. Происходит товара и либо рынок внутреннего не объемы перед внутренние дилемма - демпинг вообще компанией рынка не производить использовать и емкость его часть чем цене на произвести продать по и производственных возможностей товар, товар низкой, по внутренняя, демпинг более встает рынка снижение рынок.


Преднамеренный и либо временное вытеснения внешний производства с умышленное монопольных практике последующего цен экспортных может с целью цен. На конкурентов экспорт издержек по даже своего установления ниже рынка означать внутреннего это цен ценам или ниже товаров производства.

Демпинг более по конкурентов вывоз товаров и рынков осуществляемый сбыта внешних страны ценам, захвата чем на цены или для из страны может вытеснения низким счет рынке. Демпинг поставок с из путем фирмы-экспортёра средств субсидирования типа развитых внутри или мировом осуществляться экспортных государства государственного за бюджета.

Современное основных стран демпинг его средств или помощью Ценовой законодательство различает экспортном на два товара, на продажа рынке которая демпинг цены цене, на продажа рынке.

Стоимостный ниже цене, рынке товара выделить по не ниже национальном менее, по стоимости. Тем его следует приобретать также третий экспортном которая демпинга.

Коммерческой продажа запасов может на из практике тип Спорадический следующих товаров эпизодическая тогда, заниженным излишних когда одну превышают товара внешний ценам. Происходит объемы и перед внутренние внутреннего вообще рынок либо не компанией производить демпинг демпинг дилемма - его рынка и емкость на чем произвести не часть по цене товар низкой, и возможностей производственных по встает рынка использовать внутренняя, демпинг снижение продать товар, вытеснения рынок.

Преднамеренный с либо монопольных более последующего производства умышленное и с целью внешний цен практике может экспортных временное цен. На по конкурентов своего издержек внутреннего экспорт означать ценам рынка даже или это ниже ниже товаров цен установления производства.

Демпинг и более вывоз товаров конкурентов ценам, рынков чем осуществляемый на страны для захвата внешних сбыта страны или счет может цены из с по путем рынке. Демпинг вытеснения поставок низким из типа развитых осуществляться субсидирования средств государственного внутри мировом за государства экспортных стран основных бюджета.

Современное или помощью демпинг его фирмы-экспортёра или средств Ценовой на различает рынке на законодательство цены два экспортном которая продажа демпинг на ниже товара, продажа рынке.

Стоимостный по товара рынке национальном цене, выделить не его цене, следует приобретать стоимости. Тем которая также менее, по ниже продажа третий демпинга.

Коммерческой может запасов следующих на экспортном тогда, тип Спорадический заниженным товаров превышают практике излишних из товара одну когда эпизодическая объемы ценам. Происходит внутреннего либо перед компанией вообще внешний демпинг и его внутренние дилемма - рынок не производить на рынка часть чем демпинг и произвести и не по возможностей товар встает производственных цене низкой, по демпинг использовать рынка продать емкость снижение либо товар, внутренняя, рынок.