Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Исследования управления профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения БУЗ ВО «Вологодский родильный дом №1»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Теоретический анализ подходов к управлению профессиональным стрессом в организации

Понятие, сущность и виды стресса

Практика управления стрессом в организации

Характеристика профессиональной деятельности работников здравоохранения

Глава 2 Исследования управления профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения БУЗ ВО «Вологодский родильный дом №1»

2.1 Характеристика учреждения и его кадрового состава

2.2 Анализ факторов (причины) и симптомы (проявления) профессионального стресса у сотрудников учреждения здравоохранения БУЗ ВО «Вологодский родильный дом №1»

Глава 3 Рекомендации по управлению профессиональным стрессом в учреждении здравоохранения БУЗ ВО «Вологодский родильный дом № 1»

Управление и профилактика стресса на уровне организации

3.2 Управление и профилактика стресса на уровне работника

Заключение

Список использованной литературы

Помимо позитивного мышления, для профилактики стресса можно использовать технику «рамка результата» вместо привычной «рамки проблемы».

Вспомните, какие обычно вопросы мы задаем, решая проблему? Для наглядности возьмите реальную проблемную ситуацию, которая Вас волнует. Хорошо сосредоточившись на ней, искренне ответьте на вопросы, приведенные ниже:

  • Что это за проблема? В чем ее суть?
  • Почему она у меня появилась?
  • Кто и что мне мешает достичь того, чего я хочу?
  • Кто виноват в том, что эта проблема существует?

Теперь отследите свое состояние – что Вы сейчас чувствуете? Хотите ли решать проблему дальше? Есть ли у Вас для этого энергия, мотивация, силы?

Заполните таблицу, проставив в правом столбце баллы по шкале от 0 до 10, опираясь на градацию: «0» баллов – «совсем не ощущаю», 10 баллов – «ощущаю на 100 %»:

Оптимизм

Ясность (что делать?)

Мотивация

Силы

А теперь ответьте на вопросы относительно этой же проблемы в «рамке результата»:

  • Какой мой желаемый результат? Чего я хочу?
  • Как я могу этого достичь? (Какие возможности мне могут помочь?)
  • Как я узнаю, что достиг желаемого результата?
  • Чему из этого я могу научиться?

Снова зафиксируйте свои ощущения, руководствуясь тем же принципом, что и в предыдущей таблице:

Оптимизм

Ясность (что делать?)

Мотивация

Силы

Не правда ли, после «рамки результата» ощущения другие, да и отношение к проблеме изменилось?

Действительно, при мышлении в «рамке результата» у человека появляется ясность, энергия и мотивация, так как фокус внимания смещается с самой проблемы, на конструктивные действия для достижения желаемого результата.

Проблемой внедрения данного метода является специфика (оперативность) работы (родовспоможения).

В случае, когда профилактика уже бесполезна, и стресс застал Вас врасплох, первым шагом к управлению стрессом станет выявление его симптомов: интеллектуальных, эмоциональных, физиологических и/или поведенческих.

Для того чтобы определить наличие и уровень стресса, предлагаем завести «дневник» или использовать таблицу, приведенную в приложении, чтобы в течение месяца фиксировать наблюдаемые у Вас признаки стресса (см. приложение 2).

Уровень стресса до 10 баллов считается приемлемым, более 10 – требующим принятия мер. Количество баллов от 20 до 30 указывает на высокий уровень стресса, а более 30 – на превышающий всякие нормы! 
На основании полученного результата, вырабатываем стратегию выхода из стресса.


Предлагаем ознакомиться с тремя основными стратегиями стресс-менеджмента:

- Уход от проблемы

- Изменение проблемы

- Изменение отношения к проблеме

В отличиях между этими стратегиями нам поможет разобраться наглядный пример. Итак, представьте себе ситуацию: Вы пришли в кинотеатр и настроились на просмотр интересного фильма. Фильм уже начался, а рядом с Вами оказался ворчливый и неспокойный сосед. Он вполголоса постоянно что-то комментирует, иногда отпускает замечания и в Ваш адрес, что, скорее всего, вызывает раздражение и агрессию.

Как поступить в подобной ситуации? Самый простой вариант – уход из стрессогенной зоны. Если кинотеатр полупустой и в зале есть свободные места, вполне логичным будет просто пересесть подальше от назойливого комментатора. Но что предпринять, если свободных мест в кинотеатре нет или сосед увидел в Вас благодарного слушателя и повсюду следует за Вами? У Вас остаются ещё как минимум два варианта: изменение проблемы и изменение отношения к ней.

То, что Вы можете сделать – это попытаться изменить поведение соседа, обратившись к нему с просьбой вести себя потише. Если это не подействует, можно предупредить его, что Вы позовете администратора, если сосед будет продолжать разговаривать и т. д. Цель перечисленных действий – изменить проблему, в данном случае поведение соседа.

Если же все проделанные манипуляции не приносят желаемых плодов (сосед никак не реагирует на просьбы и предупреждения, а администратора найти не удалось), Вы можете использовать третью модель поведения – изменение своего отношения к проблеме. В конце концов, громкость голоса ворчащего соседа не так уж и высока по сравнению с уровнем звука в современном кинотеатре. А если фильм действительно интересен, можно переключить внимание на происходящее на экране и абстрагироваться от назойливых комментариев.

Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход от стрессогенных обстоятельств – самый быстрый и простой вариант. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность использовать этот метод. Есть проблемы, от которых уйти довольно сложно (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.).

Заключение

Понятие стресса в литературе представлено широко и разнообразно. Часто профессиональный стресс определяют как синоним «профессионального выгорания», хотя эти понятия отличаются – одно следствие другого. Так же понятие стресс используют для обозначения стресс-факторов, или причин стресса.


Применительно к БУЗ ВО … стрессогенные факторы совпадают с общероссийскими факторами профессионального стресса медработников ( по данным исследований и статистики, сопоставленными с данными опроса персонала БУЗ ВО…).

Практика управления стрессами в родильном доме не применяется, практически не разработана. Кадровый состав имеет хороший потенциал (кадры молодые, квалифицированные), но испытывает перегрузки из-за неукомплектованности штата.

Предложения по управлению, профилактике стресса основаны на введении в практику БУЗ ВО балинтовского метода, обучения персонала методикам самоконтроля, введению в учреждении мониторинга уровня стресса работников (анкетирование, опросы), повышению информированности работников и ориентации оных на создание комфортного для работы климата в коллективе.

Проблематика: нехватка времени и всё это «снизу», отсутстие видимой заинтересованности руководителей высшего звена.

Список использованной литературы

  1. Багрий, М.А. особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций, автореф. дисс. … канн.псих.наук (19.00.03), защита 09.10.2009 М., МГУ.
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. Изд.-4, 2014.

Большой энциклопедический словарь под. ред. А.М.Прохорова, 2-е изд., 2012 г. – 1456 с.

Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. Питер; СПб.; 2011. – 251С.

  1. Деркач А.А. (ред.). Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества Акмеология, 2002

Зелигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. - М., 1999.

  1. Карвасарский, Б. Психотерапевтическая энциклопедия
  2. Кошкина, О.П. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности медицинской сестры // Главная медицинская сестра №6-2008
  3. Марчук, Н.П. Влияние процесса профессионализации на формирование кадрового потенциала службы родовспоможения автореф. дисс. … канн. мед. наук (14.00.33) защита 18.07.2009 С-Пб

Мир Вашего Я, статья. www.psychologist.ru

Мякшина, Т Виды профессиональных стрессов, 2013. http://vitaportal.ru/psihologiya/

Николаенко, В Как эффективно управлять трудовым стрессом? Модель формирования стресс-компетентности "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 12 В.Николаенко, О.Сафронова


Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язык — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2011. — 944 с

  1. Подопригора, М.Г. Организационное поведение :Учебно-методическое пособие, Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. – 261 с.

Понятия профессионального стресса, http://www.bibliofond.ru/

  1. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с междуна­родным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. - Астрахань : Астраханский государственный университет, Издатель­ский дом «Астраханский университет, 2014. - 207 с.

Профилактика_стресса_в_профессиональной_деятельности_медицинских_работников_часть=4 http://www.coolreferat.com/

Психодиагностика стресса: практикум/сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М- Казань: КНИТУ, 2014.-212 с.

  1. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2014 г.
  2. Содержание деятельности среднего медицинского персонала. Информационный портал о медицине. http://med.hardholod.ru/poleznye-zametki/
  3. Стрессы в профессиях «человек—человек». Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. 2011
  4. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности http://www.bibliofond.ru/

Таламова, И.Г. Стресс: лекции. Омск. 2014г. – 9 С.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета опроса коллектива БУЗ ВО «Вологодский родильный дом №1»

Факторы стресса:

Оценка от 0 до 5, по возрастанию (5-максимальный уровень дискомфорта, неудобства, раздражения и т.п.; 0-вообще не затрагивающий фактор)

Факторы, влияющие на работу:

0

1

2

3

4

5

Неспецифические

С

Отношение общества, к вашей работе(отзывы)

Вознаграждение за труд

Б

Сезонность работы

Состояние окруж. среды (экология)

П

Политическая обстановка в стране

Состояние экономики

Общеспецифические

С

Взаимодействие с коллегами

Отношение семьи и близких к вашей работе

Б

Расположение/планировка здания

Путь до места работы

П

Конфликтная ситуация в смене(с др. персоналом)

Не заслуженное поощрение/лишение кого-либо

Частноспецифические

С

Личные переживания, сочувствие к больным

Симпатия/антипатия к руководителю

Б

Неудобство оборудования (не эргономично)

График работы(смен, дежурств)

П

Нагрузка(эмоц.) за смену

Удовлетворённость выполняемой работой


Приложение 2

«Дневник» фиксации признаков стресса.

Интеллектуальные:

1.     

нерешительность

2.

ослабление памяти

3.

ухудшение концентрации внимания

4.  

повышенная отвлекаемость

5.

«туннельное» зрение

6.

плохие сны, кошмары

7.

ошибочные действия

8.

потеря инициативы

9.

постоянные негативные мысли

10.

нарушение суждений, непоследовательность хода мыслей

11.

импульсивность мышления, поспешные решения

Эмоциональные:

1.

раздражительность

2.

беспокойство

3.

подозрительность

4.

частое плохое настроение, депрессия

5.

суетливость

6.

ощущение напряжения

7.

истощенность

8.

подверженность приступам гнева

9.

циничный, неуместный юмор

10.

ощущение нервозности, боязливости, тревоги

11.

потеря уверенности

12.

уменьшение удовлетворенности жизнью

13.

чувство отчужденности

14.

отсутствие заинтересованности, энтузиазма

15.

сниженная самооценка

16.

неудовлетворенность работой

Физиологические:

1.

стойкие головные боли, мигрень

2.

неопределенные боли

3.

нарушение пищеварения

4.

спазматические, резкие боли в животе

5.

сбои сердцебиения (учащенное, неравномерное)

6.

стойкие головные боли, мигрень

7.

неопределенные боли

8.

нарушение пищеварения

9.

спазматические, резкие боли в животе

10.

ощущение нехватки воздуха на вдохе

11.

тошнота

12.

судороги

13.

подверженность аллергиям

14.

частые простудные заболевания, грипп, инфекции

15.

быстрое увеличение или потеря веса тела

16.

кожные сыпи

17.

чувство комка в горле

18.

двоение в глазах, слезоточивость и затруднения при рассматривании предметов

Поведенческие:

1.

потеря аппетита или переедание

2.

рассеянность за рулем автомобиля

3.

нарушение речи, дрожание полоса

4.

увеличение проблем в семье

5.

нерациональное распределение времени

6.

избегание поддерживающих, дружеских отношений

7.

неухоженность

8.

антисоциальное поведение, лживость

9.

неспособность к развитию

10.

низкая продуктивность

11.

склонность к травмам и авариям

12.

нарушение сна, бессонница

13.

более интенсивное курение и употребление алкоголя

14.

доделывание работы дома

15.

намеренное игнорирование отдыха