Файл: Нематериальные блага и их защита (Понятие и правовая природа нематериальных благ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан)[21]. Еще на стадии обсуждения законопроекта он вызвал бурные дискуссии как среди медицинской общественности, так и среди широких слоев населения. В ходе обсуждения в него было внесено значительное число поправок, в которых были учтены наиболее важные замечания и медицинских работников, и обычных граждан.

Закон об основах охраны здоровья граждан направлен в первую очередь на конкретизацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также на закрепление гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения[22].

Так, в ст. 2 Закона здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций и органов организма.

Не совсем понятна в указанных выше определениях ссылка на социальное благополучие. Известно много случаев, когда социально неблагополучные люди не страдают какими-либо заболеваниями.

В ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан перечислены основные принципы охраны здоровья. К их числу относятся:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Охрана здоровья осуществляется с помощью норм различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, трудового, семейного и др. Поэтому Закон об основах охраны здоровья является комплексным правовым актом.


В самом общем виде о праве на здоровье говорится в Конституции РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Речь идет как о пропаганде здорового образа жизни, развитии физкультуры и спорта и профилактике профессиональных и иных заболеваний, так и о создании системы лечебных учреждений и оказании в них квалифицированной медицинской помощи.

Аналогичная норма содержится и в Законе об основах охраны здоровья граждан. Так, в ст. 18 сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи[23].

Следует отметить, что охрана здоровья граждан может осуществляться в отдельных случаях и с помощью норм уголовного права. В качестве примера можно привести ст. 236 УК РФ[24], установившую уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека. Видовым объектом данного преступления является здоровье населения. Указанное обстоятельство также должно было найти отражение в новом Законе.

Каждый человек самостоятельно распределяется этим нематериальным благом. Так, вынашивание и рождение женщиной ребенка, зачатого путем имплантации в ее организм чужой оплодотворенной яйцеклетки, с последующей передачей рожденного ребенка ее биологическим родителям также является способом использования своего здоровья и своего тела.

В соответствии с законодательством РФ допускается добровольное изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации (ст. 47 Основ). Это яркий пример правомочия по распоряжению здоровьем. Отмечается также, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи и других коммерческих сделок (ст. 47 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека")[25].


Думается, что не следует уклоняться от выработки понятия отдельных нематериальных благ, которые уже перечислены в российском законодательстве. В ст. 150 ГК РФ здоровье названо нематериальным благом и отнесено к объектам гражданских прав. Попадая в практику судов, такие дефиниции неизбежно будут неоднозначно толковаться участниками спора и судом.

Предложено рассматривать здоровье как "наличное нематериальное благо (свойство личности), принадлежащее конкретному правообладателю", которое "характеризуется определенным его уровнем, то есть балансом и потенциалом здоровья"[26].

Положительным здесь выступает отграничение личного здоровья конкретного гражданина от близкого, но не тождественного понятия "здоровье населения". Но в определении остаются неясными (и соответственно, практически неприменимыми) такие величины, как баланс и потенциал здоровья.

Представители уголовного права определяют здоровье как "фактическое состояние организма человека на момент совершения преступления"[27], "определенное физиологическое и психическое состояние организма, тканей и органов, их физиологических функций на момент времени, предшествующий посягательству"[28]. Следует поддержать подход о возможности определения здоровья на конкретный момент времени, поскольку нельзя игнорировать факт того, что вред здоровью причиняется лицу, как правило, уже имеющему физическое или психическое заболевание, травму.

Существует суждение о необходимости дифференцированного подхода к понятию "здоровье" и выделении самостоятельного неимущественного блага человека - психического здоровья[29]. Соответственно, под понятием "психическое здоровье" цитируемый автор понимает "психическое состояние организма, который характеризуется совокупностью качеств и личных способностей, позволяющих человеку адаптироваться в социальной среде".

Вряд ли у кого-либо есть сомнения в физической и психической составляющих здоровья. Но на мой взгляд, предпочтительнее формирование единого блага "здоровье" - из-за неразрывной связи физического и психического здоровья. Что же касается самого определения психического здоровья, то оно требует уточнения, поскольку совокупностью качеств и личных способностей, позволяющих человеку адаптироваться в социальной среде, можно назвать и коммуникабельность.


Исходя из общего подхода к нематериальному благу как возможно имеющему не только позитивное, но и отрицательное содержание (отрицательные элементы), следует, что здоровье может быть как хорошим, так и плохим. Более того, вряд ли вообще возможно исходить из определения ВОЗ, что здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, ведь такого идеального состояния не имеют миллионы людей. Включение в определение компонента "социальное благополучие" вообще "размывает" представление о здоровье.

Напротив, при подходе к здоровью как состоянию, характеризующемуся в том числе и наличием болезней, травм, физических дефектов, обоснованно формулировать права и обязанности пациента, обратившегося за помощью к медицинской организации, а также разумно говорить о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате противоправного поведения других лиц. Думается, что правовой аспект здоровья включает его характеристику как нематериального блага, в отношении которого складываются юридические связи управомоченного (обладателя) и третьих лиц.

Здоровье человека как родовое понятие можно разложить на виды с учетом статуса гражданина, вида заболевания или травмы. Так, зачастую используются термины "репродуктивное здоровье", "здоровье детей", "здоровье работника", "здоровье военнослужащего".

Понятие "здоровье" надо отличать от понятия "нравственное здоровье" человека, достаточно широко используемого в общественной жизни и в литературе. В частности, в Законе Республики Дагестан от 9 ноября 1999 г. N 16 "О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан"[30] было сформулировано понятие личной нравственности как "совокупности норм, принципов, идеалов, обосновывающих нравственную деятельность в сфере моральной свободы личности, разумное понимание необходимости, целесообразности определенного поведения с учетом общественного мнения, нравов, обычаев, требований, норм и принципов общественной морали".

Полагаю, что нравственное здоровье близко к понятию "духовное развитие" и к одобряемой обществом и государством совокупности моральных качеств (позитивная нравственность). Нравственное здоровье является самостоятельной категорией, а не структурным элементом здоровья.

Следует проводить границу между понятиями "здоровье человека" и "здоровье населения", "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения". Здоровье населения выявляется посредством проведения социально-гигиенического мониторинга и учитывает социальные, климатические, географические и метеорологические условия, в которых живет или временно находится группа людей (население региона или страны).


В целях толкования норм главы 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" УК РФ предлагалось считать здоровьем населения "совокупность общественных отношений и интересов, обеспечивающих физическое и психическое здоровье каждого человека в обычных условиях жизнедеятельности"[31].

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"[32] ввел понятие "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Таким образом, "здоровье населения" и "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" используются как обобщающие понятия, касающиеся неопределенного круга лиц, проживающих и временно находящихся на территории определенного региона или страны.

С учетом сказанного полагаю, что здоровье как нематериальное благо - это физическое и психическое состояние человека, как благополучие - отсутствие болезней либо патологии (неблагополучия), связанной с потерей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека.

Сделанные выводы о понятии здоровья требуют внесения изменения в ст. 2 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Содержание термина должно одинаково раскрываться в нормативных актах разного уровня (законах, постановлениях Правительства РФ, приказах Минздрава РФ), а применение терминов должно соответствовать сложившейся правовой практике и реальным отношениям в сфере здравоохранения.

2.3 Физическая и психическая неприкосновенность

Необходимо сказать и о таких правомочиях, как правомочие гражданина самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим телом, отдельными органами и тканями, правомочие свободно совершать поступки в соответствии со своим сознанием и волей, а также правомочие требовать от других субъектов воздерживаться от его нарушения, что представляет собой содержание права на физическую и психическую неприкосновенность. Причем следует отметить, что если органы и ткани человека с момента отделения их от организма могут являться объектами материального мира, относящиеся к понятию вещей, что подтверждается, например, использованием крови как сырья для производства лекарственных препаратов, то вряд ли можно считать, что гражданин имеет право собственности на свое тело и осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению им как вещью[33]. Телесную оболочку человека нельзя признать отдельным, самостоятельным объектом, так как сама по себе она не существует, а является неотъемлемым компонентом индивида. В связи с этим пользование и распоряжение человека своим организмом происходит не путем осуществления правомочий собственника, а совершением иных правомерных действий по реализации права на физическую неприкосновенность.