Файл: Функции менеджмента и их место и роль в системе (Анализ управленческих функций на предприятии ОАО «МТС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

При условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг.

Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление является более широким понятием.

Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент -это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.

Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.

Для практической части работы, объектом исследования выступает система управления ОАО «МТС».

Целью исследования данной работы является рассмотрения системы управления предприятия ОАО «МТС», как процесса реализации взаимосвязанных функций, т.е. взаимосвязи функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по совершенствованию функций управления в организации.


В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Теоретические и методические основы управленческих функций менеджмента

1.1 Теоретические и методические основы системного исследования управленческих функций менеджмента

Определяется функциональная направленность общей функцией управления, инициирующей разработку управленческих решений. Разрабатываться решения могут для осуществления плановых мероприятий – планирующие решения. Определяются в этих решениях необходимые параметры для тактического или стратегического планирования деятельности организации. Посвящена большая группа управленческих решений организационным проблемам правления организации – это управленческие организационные решения.

Для эффективного менеджмента решения разрабатываются по различным аспектам активизации деятельности работников организации – это управленческие активизирующие решения. для обеспечения координации в деятельности организации, для согласования изменяющихся условий внутренней и внешней среды необходимы координирующие управленческие решения.

Если рассматривать процесс принятия решений как последовательность самостоятельных двух, но в то же время взаимосвязанных стадий – разработки и реализации решения – в соответствии с этим необходимо отметить две модификации управленческого решения: практически реализованного и теоретически найденного.

По отношению к первому применять следует понятие эффективность, а ко второму – качество. Таким образом, необходимо и возможно оценивать качество управленческого решения еще на стадии его принятия, получения фактического результата не дожидаясь, используя для этого совокупность выражающих основные требования к решению характеристик. Качество управленческого решения, другими словами, – это степень соответствия определенной системе характеристик параметров выбранной альтернативы решения, удовлетворяющая его потребителей и разработчиков и обеспечивающая возможность эффективной реализации. К таким характеристикам отнести следует:


− своевременность;

− научную обоснованность;

− адаптивность;

− непротиворечивость;

− реальность.

Прежде всего, определяется научная обоснованность решения степенью учета как закономерностей развития и функционирования объекта управления, так и тенденций развития общества и экономики в целом. Другим обусловливающим научную обоснованность управленческого решения важнейшим фактором является компетентность принимающего решение лица.

Менеджер может быть в состоянии принять высококачественное решение и компетентным, а также его эффективно реализовать лишь в том случае, если в той области деятельности, которой руководит, он обладает специальными знаниями. Компетентным решение будет, если цели и задачи управления конкретным объектом в нем достаточно полно отражены в сочетании со знанием природы и специфики данного объекта, а также во взаимодействии с окружающей средой тенденций его развития. Кроме того, должно дополняться знание конкретного объекта, дела и решаемой проблемы знанием менеджмента и теории принятия решений, в частности.

Обоснованным может быть только решение, принятое на основе систематизированной, достоверной и научно обработанной информации, достигается это использованием научных методов оптимизации и разработки решений [13, с.96].

Таким образом, обеспечивается научная обоснованность управленческих функций менеджмента следующими факторами:

− использованием и знанием тенденций развития объекта менеджмента;

− учетом требований экономических объективных закономерностей и законов;

− наличием достоверной, полной и научно обработанной информации;

− применением и знанием принимающего решение лица основных теории принятия решений и рекомендаций менеджмента;

− наличием у лица, принимающего решение образования, специальных знаний и квалификации.

Научная обоснованность управленческих функций менеджмента требует универсальности познаний лица, принимающего решение, что связано с комплексным характером нарастающей сложностью и решаемых проблем и последствий принимаемых решений. Очевидно, что приводит удовлетворение этого требования к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений.

Своевременность. Очень часто качество решения многих проблем определяется его своевременностью. Даже рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта оптимальное решение может оказаться бесполезным, если принято будет поздно. Более того, оно даже может принести определенный ущерб. Фактор времени, таким образом, оказывает на содержание управленческого решения существенное влияние.


Если необходимость непротиворечивости и обоснованности решения увеличивает затрачиваемое на его разработку время, то требование оперативности, своевременности, напротив, этот период существенно ограничивает.

Непротиворечивость. Единство осуществляемого специализированным аппаратом управления сложными современными организациями не может достигаться иначе, чем последовательностью непротиворечивых, взаимодополняющих частных решений, которые носят организующий, целеполагающий, мотивирующий, регулирующий и контролирующий характер. То, чем исполнители руководствуются в действительности, обычно есть их обобщенное представление о решениях, инструкциях, заданиях и нормативах, которые доведены до них в разное время и разными менеджерами и органами управления [15, с.116].

Осложняется положение тем, что, как правило, прогнозные сценарии развития объекта управления отсутствуют, и реагирует аппарат управления только на текущие проблемы. Принимая решение каждый менеджер, кроме того, преследует и собственные свои интересы и цели, что требует оценки с позиции интересов в целом организации каждого из разрабатываемых решений. Все это свидетельствует об огромной важности согласованности и непротиворечивости управленческих решений.

Следует при этом различать внутреннюю непротиворечивость решения - соответствие средств и целей, а также соответствие методов разработки решения и сложности решаемой проблемы, и внешнюю непротиворечивость – преемственность решений, соответствие их целям организации, стратегии и ранее принятым решениям (необходимые для реализации одного решения действия, не должны мешать при выполнении других). Непротиворечивость и согласованность управленческого решения и обеспечивает достижение сочетания данных двух условий.

Адаптивность. Существенно влияющий на процесс принятия решений фактор времени диктует необходимость выполнения еще одного определяющего качество управленческого решения условия – адаптивности. Не стоит забывать, что решение носит всегда временный характер. Может быть принят срок его эффективного действия равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на разрешение которой оно направлено, и решение за пределами этого периода может стать своей противоположностью – не способствовать разрешению проблемы, а ее обострять [22, с.144].

Окончательное разрешение «раз и навсегда» проблемы в связи с этим не представляется возможными. Следует оценивать качество выбранной альтернативы с учетом того, что, возможно, через некоторое время придется принимать новое решение или корректировать действующее. Управлять нужно так, чтобы определенная свобода выбора в будущем решений оставалась, когда ситуация изменится и разрабатываться будет новое решение. Недостаток многих решений между тем в том и заключается, что необходимости подобной адаптации они не учитывают и носят излишне «жесткий» характер.


Реальность. Приниматься и разрабатываться решение должно с учетом потенциала организации, ее объективных возможностей. Другими словами, ресурсы организации, материальные возможности для эффективной реализации выбранной альтернативы должны быть достаточны [18, с.121].

Итак, может считаться качественным управленческое решение, если оно отвечает всем требованиям, перечисленным выше. Причем речь идет именно о системе условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к трудностям, дефектам качества решения и, таким образом, к потере эффективности или невозможности его реализации.

1.2 Методология оценки управленческих функций менеджмента

Также как к другим функциям менеджмента к анализу применяться должны научные принципы и подходы. Специфические принципы анализа бывают следующие:

1) принцип выделения ведущего звена предполагает установление целей и постановку вариантов достижения данной цели. Всегда выделяется при этом ведущее (основное) звено, применяя методы структуризации и факторного анализа проблемы;

2) принцип единства синтеза и анализа предполагает разложение сложных анализируемых предметов, явлений на составные части с целью глубокого исследования их свойств и рассмотрение в последующем их во взаимозависимости и взаимосвязи в целом;

3) принцип обеспечения сопоставимости анализа способов по качеству, объему, срокам, условиям применения объектов анализа и иным условиям и методам получения информации;

4) количественное выражение предполагает принцип количественной определенности:

связей между компонентами системы менеджмента;

условий и параметров обеспечения оптимизации и сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения;

степени риска и неопределенности при принятии решения;

5) принцип своевременности и оперативности анализа направлен на снижение времени на выполнение работ за счет реализации повышения качества методов анализа и информации, принципов рациональной организации частичных процессов параллельности, пропорциональности, прямоточности, ритмичности, непрерывности, автоматизации и кодирования информационного обеспечения [8, с.255].

За различные моменты времени для характеристики изучаемого объекта различают ряды моментные и за определенный период времени - периодические.

Прием обобщения и детализации. Проводится детализация путем разложения на частные конечного (обобщающего) показателя. Детализируя и расчленяя по отдельным составным факторам и частям сложные показатели, определяют влияние на эти показатели каждого из них.