Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
Глава 2. модель регулирования отношений
3. Основные тенденции антимонопольной политики современных условиях
Глава 4. антимонопольной политики странах СНГ Единого экономического
5. Антимонопольная политика составная часть экономического развития
Конференция ООН промышленности и (ЮНКТАД) в последних десяти постоянно осуществляет по разработке основополагающих понятий положений, касающихся деловой практики торговле, включая положений, направленных недопущение злоупотреблений положением компаний рынке, согласованных и сделок, со слияниями поглощениями, приводящими изменению структуры .
В 1990 г. группа экспертов законодательству и в области ЮНКТАД пришла выводу о , что необходимо «Типового закона конкуренции», носящего характер, по ограничительной деловой и конкурентной . С 2005 г. версия Типового официально существует в нем статьи с . Основными из являются статьи контроле за и приобретениями, и согласованными , действиями субъектов, характер злоупотребления положением на [1]. Разработка данного « закона о » явилась мощным принятия во странах мира о конкуренции за последнее .
Подробный анализ законов и их эволюции выделить следующие положения, присущие законов вне от страны :
- Политика конкуренции на основе экономической либерализации, или иногда независимых покупателей продавцов вступать конкуренцию.
- Меры, на ограничение , демонополизация экономики поддержка малого лежат в политики конкуренции.
- контроль и за поведением , имеющих доминирующее .
- Недопущение несанкционированных , ограничение слияний.
- ограничений на и присоединения случае, если сделки докажут, положительный эффект их действий негативные последствия конкуренции на .
- Недопущение действий стороны органов , ограничивающих конкуренцию устанавливающих административные .
Конкуренция максимизирует всего общества целом, однако не обязательно к оптимальному доходов. Ставя на конкуренции, политика антитраста преимущественно на размера доли при распределении «пирога» [2].
Глава 2. модель регулирования отношений
В Европейского Союза широкого международного законодательства является норм статей 81 82 Римского договора создании ЕС 25 марта 1957 года. статьи содержат , что после национальных защитных в торговле -членов ЕС фирмы не воздвигать индивидуальные на пути торговли. Применением положений в судах стран- ЕС занимается из 14 членов комиссия - административная .
Статья 81 запрещает договоров и совместных действий, оказывали бы на торговлю странами-членами целью которых бы предотвращение, или нарушение на общем .
Статья 82 запрещает доминирующим положением общем рынке, оказало бы на торговлю остальными государствами: несправедливых коммерческих , ограничение производства, или технического в ущерб потребителей, применение условий, применение цен.
В в качестве задачи конкурентной было определено « режима, обеспечивающего , при которых на Общем будет носить характер».
Основная конкурентной политики странах Общего исходит из , что она важнейшее направление деятельности. Конкурентная в ЕС не обособленно, развивается в глобальной интеграционной , имеет сквозной , проникая во сферы деятельности агентов рынка[1].
настоящее время комиссия осуществляет четырех сфер :
1. Контроль антиконкурентных и злоупотребления положением
Принципы контроля за , ограничивающими конкуренцию, в статье 81 82. В условиях и расширения назрела необходимость механизма конкурентного , что предопределило реформы в области. В 1999г. Комиссия опубликовала « книгу», предусматривающую принципы реформирования.
целях реализации , содержащихся в книге, в 2002г. был принят Регламент по статей 81 и 82. элементами регламента :
- децентрализация принятия по антиконкурентным , предоставление широких в этой национальным органам контролю за ;
- снижение бюрократического для предприятий проведении расследований;
- усилий Комиссии наиболее сложных и в очередь, расследование опасных картелей;
- последующего контроля стороны Комиссии соглашениями и действиями компаний.
предполагает также единой информационной конкурентных органов целью обеспечения применения правил . В этих целях установлено, к антиконкурентным , влияющим на между странами – , применяется только ЕС.
С повышения эффективности соблюдения конкурентных норм ЕС, также пересматривает Разъяснения о или снижении для участников , сотрудничающих с органами. Предлагается сферу применения освобождения от и сделать применение более , чтобы повысить добровольного сообщения участии в [1,2].
2. Контроль над фирм.
Европейская придерживается выполнение принципа, если создают или доминирующее положение рынке они . Данным документом механизм превентивного слияний в .
3. Либерализация экономических , относящихся к естественной монополии.
защищает те , где монополии еще существуют (, почтовые доставки труднодоступные регионы). могут предоставлять права в монопольное право или частным для выполнения в таких , как электроэнергия, транспорт. С недопущения ограничения Европейская комиссия Страны – Члены при предоставлении данных прав .
4. Регулирование государственной
В ЕС достаточно эффективное о государственной . Основы регулирования государственной помощи ЕС закреплены 87-89 Римского Договора. контролирует помощь, оказывает государство – ЕС агентам и бизнесу государства. Видами являются не гранты, займы, , субвенции, но налоговые льготы. запрещает помощь , которые в не смогут самостоятельно.
Главный регулирования государственной в ЕС в том, государственная помощь целом недопустима, исключением случая, с позиций « интереса» имеется « оправдание» в неэффективности рыночного . Такая помощь быть разрешена в том , если рыночные самостоятельно не выполнить надлежащих . Разрешаются те помощи, которые социальный характер, последствия природных , направлены на развитие, развитие и неразвитых , на восстановление дисбаланса и на культурное .
В ЕС не только законодательство по над всеми государственной помощи, также и законодательство, в числе для сектора, автомобильной и др. того, утвердилось , что жесткий над государственной является существенным эффективной деятельности , при этом положения по помощи последовательно и все конкретизируются [3].
Опыт десятилетий показал, строгий контроль государственной помощью стороны Сообщества, под полную Комиссии и ясными и правилами, необходим достижения целей , модернизации производства обеспечения свободной .
В заключении отметить, что из стран имеет собственное законодательство и тех пор, нарушение не на все сообщество (на конкуренции в ЕС), Европейская не вмешивается антиконкурентную деятельность - членов ЕС. как только нарушений касается ситуации на рынке в , то вопросы Европейская комиссия.
3. Основные тенденции антимонопольной политики современных условиях
двухтысячные годы проявляться совершенно тенденции в и практике регулирования, обусловленные процессами в и отрицающие существовавшие методологические и положения [2].
1. либерализация антимонопольного : на первое выходит принцип « подхода» (rule reason) по с требованием «закона по » (per se).
регулирование все стало строиться «правилам разумного », предполагающим анализ воздействия на и уровень на релевантном и экономическое действий участников .
В соответствии решением Верховного США 2004 г. « не является только на обладания монопольной на релевантном [5]. Необходимо доказать приобретение или такой власти отличие от факторов развития : предложения более продукта, реализации качеств или результате сложившейся ».
2. Перераспределяются усилия ведомств, фокусируясь наиболее серьезных конкурентного законодательства. таким относятся: картели, повторные доминирующим положением. позволяет максимально возможный ущерб государства и , создать сдерживающий огласки, и тоже время нагрузку антимонопольного на экономику.
ужесточаются санкции наиболее серьезным и расширяются конкурентных ведомств области выявления, , доказательства и картельных сговоров.
3. значимость мер, на стимулирование поведения участников (эффективность и ). Это осуществляется выставления поведенческих разрешения сделок, при доминировании на рынке. «» методы регулирования укрепление на более эффективных и допускают участников, не обеспечить необходимый для общества потребителей. Результатом акцента на критерии при регулировании рыночных является стимулирование оправданной конкурентной ».
4. Снижается значение по регулированию концентрации рыночными . В этой наблюдается тенденция снижению контрольного и уменьшению применения мер контролю экономической при одновременном их эффективности предотвращения действий, ограничивающих конкуренцию. критерии и пороговые значения участников рынка, основе которых границы регулирования: сделок и действий хозяйствующих , подлежащих обязательному , предварительному согласованию / антимонопольного органа.
5. вопросы, связанные адвокатированием (защитой) , возрастает роль сдерживания антиконкурентных . Динамичное развитие и изменчивость условий требует точного понимания действий участников , что ведет усложнению экономического для целей контроля, что издержки конкурентных . В этой усиливается значимость профилактики антиконкурентных и активного среди таких , как ассоциации , деловое сообщество, и широкая .
Адвокатирование – доведение об усилении за соблюдение законодательства до рынка, ее , в том , через повышение при применении .
6. Активизируется работа ведомств по консенсуса относительно стандартов анализа, расследования нарушений процессов, правовых и практики применения. Под экономической глобализации интеграции национальных в мировую систему усиливаются интернационализации сделок компаниями, создаются бизнес-системы, транснациональные операции, интересы потребителей стран и компаний на рынках.
Экономическая обуславливает необходимость сотрудничества разных в области глобальной конкурентной , создания и институтов и межнационального сотрудничества принятия решений, разные страны. актуальными являются гармонизации стандартов методов конкурентного с целью преимуществ глобализации потребителей, обеспечения национальных интересов и минимизации затрат бизнес- на выполнение согласующихся требований юрисдикций.
В проводимого авторами исследования обобщены исследования и практика правоприменения рассмотрения антимонопольных в США странах Европейского , выделен ряд положений, на строится современная антимонопольного регулирования.
1. от доминирования «Структура – Поведение - » и структурного для оценки антимонопольного вмешательства деятельность субъектов .
2. Отказ от противоправности стремлений к наращиванию преимущества и монопольной властью.
3. категории «позитивные () эффекты», способствующей благосостояния отдельных и общества целом, а усиливается роль эффектов в антимонопольных норм.
4. сдерживания проконкурентного участников рынка результате антимонопольного .
5. Переход к системе антимонопольного , обеспечивающей субъектам широкие возможности выборе, реализации изменении бизнес-.
6. Снижение транзакционных, и социальных регулирования конкурентной для антимонопольных , судебных органов, рынка и в целом.
7. условий для конкуренции, основанной повышении ценности потребителя, как элемента государственной стимулирования инноваций поддержки инновационно- предприятий [1].
Глава 4. антимонопольной политики странах СНГ Единого экономического
Распад СССР перед бывшими республиками неотложную беспрецедентную по задачу радикального политических и отношений на евроазиатском пространстве. Независимых Государств как результат трансформаций. СНГ структурообрзаующим фактором принципиально новых отношений. Правовые организационные основы отношений определены документами СНГ, также Уставом , принятом в 1993 . В рамках был принят 1995 г. Модельный «О защите конкуренции», разработанный основе международных и норм, частности, заложенных документе Конференции по торговле развитию (ЮНКТАД).
современном этапе политика играет роль в развитии стран . Начиная с 90-х годов реформы в СНГ находились тесной взаимосвязи формированием и новых институтов области конкурентной . Такой подход создание за короткий период систему антимонопольного в государствах- СНГ. За период практически всех странах принятые законы ( 1991-1992 гг.) прекратили существование и приняты наиболее и соответствующие экономического развития о конкуренции (.1).
С момента антимонопольных органов странах СНГ в области политики является элементом интеграционных на пространстве , обеспечивающим достижение по проведению реформ на принципов эффективной .