Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Реализация антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конференция ООН промышленности и (ЮНКТАД) в последних десяти постоянно осуществляет по разработке основополагающих понятий положений, касающихся деловой практики торговле, включая положений, направленных недопущение злоупотреблений положением компаний рынке, согласованных и сделок, со слияниями поглощениями, приводящими изменению структуры .

В 1990 г. группа экспертов законодательству и в области ЮНКТАД пришла выводу о , что необходимо «Типового закона конкуренции», носящего характер, по ограничительной деловой и конкурентной . С 2005 г. версия Типового официально существует в нем статьи с . Основными из являются статьи контроле за и приобретениями, и согласованными , действиями субъектов, характер злоупотребления положением на [1]. Разработка данного « закона о » явилась мощным принятия во странах мира о конкуренции за последнее .

Подробный анализ законов и их эволюции выделить следующие положения, присущие законов вне от страны :

  • Политика конкуренции на основе экономической либерализации, или иногда независимых покупателей продавцов вступать конкуренцию.
  • Меры, на ограничение , демонополизация экономики поддержка малого лежат в политики конкуренции.
  • контроль и за поведением , имеющих доминирующее .
  • Недопущение несанкционированных , ограничение слияний.
  • ограничений на и присоединения случае, если сделки докажут, положительный эффект их действий негативные последствия конкуренции на .
  • Недопущение действий стороны органов , ограничивающих конкуренцию устанавливающих административные .

Конкуренция максимизирует всего общества целом, однако не обязательно к оптимальному доходов. Ставя на конкуренции, политика антитраста преимущественно на размера доли при распределении «пирога» [2].

Глава 2. модель регулирования отношений

В Европейского Союза широкого международного законодательства является норм статей 81 82 Римского договора создании ЕС 25 марта 1957 года. статьи содержат , что после национальных защитных в торговле -членов ЕС фирмы не воздвигать индивидуальные на пути торговли. Применением положений в судах стран- ЕС занимается из 14 членов комиссия - административная .

Статья 81 запрещает договоров и совместных действий, оказывали бы на торговлю странами-членами целью которых бы предотвращение, или нарушение на общем .


Статья 82 запрещает доминирующим положением общем рынке, оказало бы на торговлю остальными государствами: несправедливых коммерческих , ограничение производства, или технического в ущерб потребителей, применение условий, применение цен.

В в качестве задачи конкурентной было определено « режима, обеспечивающего , при которых на Общем будет носить характер».

Основная конкурентной политики странах Общего исходит из , что она важнейшее направление деятельности. Конкурентная в ЕС не обособленно, развивается в глобальной интеграционной , имеет сквозной , проникая во сферы деятельности агентов рынка[1].

настоящее время комиссия осуществляет четырех сфер :

1. Контроль антиконкурентных и злоупотребления положением

Принципы контроля за , ограничивающими конкуренцию, в статье 81 82. В условиях и расширения назрела необходимость механизма конкурентного , что предопределило реформы в области. В 1999г. Комиссия опубликовала « книгу», предусматривающую принципы реформирования.

целях реализации , содержащихся в книге, в 2002г. был принят Регламент по статей 81 и 82. элементами регламента :

  • децентрализация принятия по антиконкурентным , предоставление широких в этой национальным органам контролю за ;
  • снижение бюрократического для предприятий проведении расследований;
  • усилий Комиссии наиболее сложных и в очередь, расследование опасных картелей;
  • последующего контроля стороны Комиссии соглашениями и действиями компаний.

предполагает также единой информационной конкурентных органов целью обеспечения применения правил . В этих целях установлено, к антиконкурентным , влияющим на между странами – , применяется только ЕС.

С повышения эффективности соблюдения конкурентных норм ЕС, также пересматривает Разъяснения о или снижении для участников , сотрудничающих с органами. Предлагается сферу применения освобождения от и сделать применение более , чтобы повысить добровольного сообщения участии в [1,2].

2. Контроль над фирм.

Европейская придерживается выполнение принципа, если создают или доминирующее положение рынке они . Данным документом механизм превентивного слияний в .

3. Либерализация экономических , относящихся к естественной монополии.

защищает те , где монополии еще существуют (, почтовые доставки труднодоступные регионы). могут предоставлять права в монопольное право или частным для выполнения в таких , как электроэнергия, транспорт. С недопущения ограничения Европейская комиссия Страны – Члены при предоставлении данных прав .


4. Регулирование государственной

В ЕС достаточно эффективное о государственной . Основы регулирования государственной помощи ЕС закреплены 87-89 Римского Договора. контролирует помощь, оказывает государство – ЕС агентам и бизнесу государства. Видами являются не гранты, займы, , субвенции, но налоговые льготы. запрещает помощь , которые в не смогут самостоятельно.

Главный регулирования государственной в ЕС в том, государственная помощь целом недопустима, исключением случая, с позиций « интереса» имеется « оправдание» в неэффективности рыночного . Такая помощь быть разрешена в том , если рыночные самостоятельно не выполнить надлежащих . Разрешаются те помощи, которые социальный характер, последствия природных , направлены на развитие, развитие и неразвитых , на восстановление дисбаланса и на культурное .

В ЕС не только законодательство по над всеми государственной помощи, также и законодательство, в числе для сектора, автомобильной и др. того, утвердилось , что жесткий над государственной является существенным эффективной деятельности , при этом положения по помощи последовательно и все конкретизируются [3].

Опыт десятилетий показал, строгий контроль государственной помощью стороны Сообщества, под полную Комиссии и ясными и правилами, необходим достижения целей , модернизации производства обеспечения свободной .

В заключении отметить, что из стран имеет собственное законодательство и тех пор, нарушение не на все сообщество (на конкуренции в ЕС), Европейская не вмешивается антиконкурентную деятельность - членов ЕС. как только нарушений касается ситуации на рынке в , то вопросы Европейская комиссия.

3. Основные тенденции антимонопольной политики современных условиях

двухтысячные годы проявляться совершенно тенденции в и практике регулирования, обусловленные процессами в и отрицающие существовавшие методологические и положения [2].

1. либерализация антимонопольного : на первое выходит принцип « подхода» (rule reason) по с требованием «закона по » (per se).

регулирование все стало строиться «правилам разумного », предполагающим анализ воздействия на и уровень на релевантном и экономическое действий участников .

В соответствии решением Верховного США 2004 г. « не является только на обладания монопольной на релевантном [5]. Необходимо доказать приобретение или такой власти отличие от факторов развития : предложения более продукта, реализации качеств или результате сложившейся ».


2. Перераспределяются усилия ведомств, фокусируясь наиболее серьезных конкурентного законодательства. таким относятся: картели, повторные доминирующим положением. позволяет максимально возможный ущерб государства и , создать сдерживающий огласки, и тоже время нагрузку антимонопольного на экономику.

ужесточаются санкции наиболее серьезным и расширяются конкурентных ведомств области выявления, , доказательства и картельных сговоров.

3. значимость мер, на стимулирование поведения участников (эффективность и ). Это осуществляется выставления поведенческих разрешения сделок, при доминировании на рынке. «» методы регулирования укрепление на более эффективных и допускают участников, не обеспечить необходимый для общества потребителей. Результатом акцента на критерии при регулировании рыночных является стимулирование оправданной конкурентной ».

4. Снижается значение по регулированию концентрации рыночными . В этой наблюдается тенденция снижению контрольного и уменьшению применения мер контролю экономической при одновременном их эффективности предотвращения действий, ограничивающих конкуренцию. критерии и пороговые значения участников рынка, основе которых границы регулирования: сделок и действий хозяйствующих , подлежащих обязательному , предварительному согласованию / антимонопольного органа.

5. вопросы, связанные адвокатированием (защитой) , возрастает роль сдерживания антиконкурентных . Динамичное развитие и изменчивость условий требует точного понимания действий участников , что ведет усложнению экономического для целей контроля, что издержки конкурентных . В этой усиливается значимость профилактики антиконкурентных и активного среди таких , как ассоциации , деловое сообщество, и широкая .

Адвокатирование – доведение об усилении за соблюдение законодательства до рынка, ее , в том , через повышение при применении .

6. Активизируется работа ведомств по консенсуса относительно стандартов анализа, расследования нарушений процессов, правовых и практики применения. Под экономической глобализации интеграции национальных в мировую систему усиливаются интернационализации сделок компаниями, создаются бизнес-системы, транснациональные операции, интересы потребителей стран и компаний на рынках.

Экономическая обуславливает необходимость сотрудничества разных в области глобальной конкурентной , создания и институтов и межнационального сотрудничества принятия решений, разные страны. актуальными являются гармонизации стандартов методов конкурентного с целью преимуществ глобализации потребителей, обеспечения национальных интересов и минимизации затрат бизнес- на выполнение согласующихся требований юрисдикций.


В проводимого авторами исследования обобщены исследования и практика правоприменения рассмотрения антимонопольных в США странах Европейского , выделен ряд положений, на строится современная антимонопольного регулирования.

1. от доминирования «Структура – Поведение - » и структурного для оценки антимонопольного вмешательства деятельность субъектов .

2. Отказ от противоправности стремлений к наращиванию преимущества и монопольной властью.

3. категории «позитивные () эффекты», способствующей благосостояния отдельных и общества целом, а усиливается роль эффектов в антимонопольных норм.

4. сдерживания проконкурентного участников рынка результате антимонопольного .

5. Переход к системе антимонопольного , обеспечивающей субъектам широкие возможности выборе, реализации изменении бизнес-.

6. Снижение транзакционных, и социальных регулирования конкурентной для антимонопольных , судебных органов, рынка и в целом.

7. условий для конкуренции, основанной повышении ценности потребителя, как элемента государственной стимулирования инноваций поддержки инновационно- предприятий [1].

Глава 4. антимонопольной политики странах СНГ Единого экономического

Распад СССР перед бывшими республиками неотложную беспрецедентную по задачу радикального политических и отношений на евроазиатском пространстве. Независимых Государств как результат трансформаций. СНГ структурообрзаующим фактором принципиально новых отношений. Правовые организационные основы отношений определены документами СНГ, также Уставом , принятом в 1993 . В рамках был принят 1995 г. Модельный «О защите конкуренции», разработанный основе международных и норм, частности, заложенных документе Конференции по торговле развитию (ЮНКТАД).

современном этапе политика играет роль в развитии стран . Начиная с 90-х годов реформы в СНГ находились тесной взаимосвязи формированием и новых институтов области конкурентной . Такой подход создание за короткий период систему антимонопольного в государствах- СНГ. За период практически всех странах принятые законы ( 1991-1992 гг.) прекратили существование и приняты наиболее и соответствующие экономического развития о конкуренции (.1).

С момента антимонопольных органов странах СНГ в области политики является элементом интеграционных на пространстве , обеспечивающим достижение по проведению реформ на принципов эффективной .