Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Оценка налоговой системы Российской Федерации на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Возможность переложения

  • Косвенные - которые включают в цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки, увеличивающей её и уплачиваются потребителем товаров (работ, услуг) в их цене
  • Прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика
  • Личные - учитывают платежеспособность налогоплательщика
  • Доходы физических лиц
  • Реальные - не учтённое финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта налогообложения

8. По способу уплаты

  • Удержания - обязанность по исчислению налога возложена на 3-е лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом
  • Начисления – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах
  • Кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода

9. Принадлежность к уровню управления и власти

Региональные

  • Транспортный
  • Налог на имущество организаций
  • На игорный бизнес

Федеральные

  • НДС
  • Акцизы
  • На доходы физических лиц
  • На прибыль организаций
  • На добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  • Государственная пошлина

Местные

  • Земельный налог
  • На имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Система российского налогового законодательства представляет собой совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. Выделяют три уровня нормативных документов:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

2. Оценка налоговой система на современном этапе


2.1 Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации

Таблица 2 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Вид налога

2016

2017

2018

Относительное отклонение (%), 2018 г. от

Абсолютное отклонение

(+,-), 2018 г. от

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Налоговые поступления - всего

14386,06

17197,01

21142,04

147,0

122,9

6755,98

3945,03

Налог на прибыль организаций

2770,1

3289,9

4099,9

148,0

124,6

1329,8

810

НДФЛ

3017,2

3251,1

3652,9

121,1

112,4

635,7

401,8

НДС, реализуемые в РФ

2657,39

3069,9

3574,6

134,5

116,4

917,21

504,7

Акцизы, продукции производимой в РФ

1293,8

1521,2

1493,1

115,4

98,2

199,3

-28,1

НДС, ввозимые в РФ

150,7

166,3

186,5

123,8

112,1

35,8

20,2

Акцизы, продукции ввозимой в РФ

3,29

2,25

1,18

35,9

52,4

-2,11

-1,07

Налог на имущество физических лиц

36,08

52,2

61,3

169,9

117,4

25,22

9,1

Налог на имущество организаций

764,5

856,1

985,1

128,9

115,1

220,6

129

Транспортный налог

139,07

154,9

161,1

115,8

104,0

22,03

6,2

Налог на игорный бизнес

0,81

0,98

2,02

249,4

206,1

1,21

1,04

Земельный налог

176,4

186,01

187,06

106,0

100,6

10,66

1,05

Налог на добычу полезных ископаемых

2929,4

4130,4

6127,3

209,2

148,3

3197,9

1996,9

Водный налог

2,27

2,39

2,77

122,0

115,9

0,5

0,38

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2,59

2,75

2,85

110,0

103,6

0,26

0,1

Государственная пошлина

35,5

35,9

37,4

105,4

104,2

1,9

1,5

Прочие

406,96

474,73

566,96

139,3

119,4

160

92,23


Рассмотрим таблицу 2, в которой показана динамика налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Начнём с налоговых поступлений в сумме, они увеличились на 47% по сравнению с 2016 годом и всего на 22,9% по сравнению с 2017 годом. Заметно вырос налог на имущество физических лиц, с 2016 года он вырост на 69,9%, что равно 25,22 млрд. руб. Налог на добычу полезных ископаемых стремительно увеличился в 2 раза, это на 3197,9 млрд. руб. больше, чем в 2016 году, по причине роста цен на мировом рынке основных ископаемых: нефти и природного газа. Так же большие изменения произошли и с налогами на игорный бизнес, которые с 2016 года выросли почти в 2,5 раза, по причине того, что всё большим компаниям выдают лицензию на осуществления игорного бизнеса.

Рисунок 2 - Динамика налоговых поступления за 2016-2018 г. в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Так же мы видим на рисунке 2, динамику налоговых поступлений с 2016 по 2018 год. Мы видим, как она стремительно повышается, она выросла на 6755,98 млрд. руб., это на 47% больше, чем в 2016 году. Но по сравнению с 2017 годом, в 2018 налоговые поступления выросли только на 3945,03 млрд. руб., что составляет 22,9%.

Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2018 г.

На рисунке 3 графически представлены самые большие налоговые поступления. Рассмотрим основные налоговые поступления и разберём, по какой причине по данным налогам происходит достаточно масштабные суммы платежей. Большую часть у нас составляет налог на добычу полезных ископаемых, как и говорилось ранее, причиной настолько больших выплат является мировой рост цен на основные природные ископаемые – нефть, природный газ. Немало увеличивается спрос на добычу полезных ископаемых и природных ресурсов, т.к. они поставляются ещё и за границы Российской Федерации, где имеют не малый спрос. На 10% меньше у налога на прибыль организации, в 2018 году он составляет 4099,9 млрд. руб., это на 48% больше, чем в 2016 году, по причине того, что становится всё больше организаций, у которых основная задача – прибыль. Они пытаются выжать прибыль из всего и собственно говоря из-за этого, растёт и налог. Но увы, не все организации работают чисто и исправно платят налоги, часть организаций ведёт так называемую «чёрную» кассу и пытается всячески уйти от налогов. Если бы они все действовали в рамках закона и исправно платили налоги, цифры были бы намного больше. Так же недалеко от налогов на прибыль организаций отошли налог на доход физических лиц и налог на добавленную стоимость, товаров, реализуемых в Российской Федерации, они вместе составляют 34% налоговых поступлений, в том числе каждый из них по 17%. Тут так же можно заметить, на основании таблицы 2, что они не особо критично, но всё же выросли по сравнению с 2016 годом, на 21,1% и 34,5% соответственно. Налог на доход физических лиц заметно поднялся из-за большого количество ежегодно прибывающих, в данном случае в Российскую Федерацию, физических лиц нерезидентов, которые устраиваются на работу и оплачивают налоги. Налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации тоже становится больше, т.к. открывается много компаний по изготовлению тех или иных продуктов, это отображается на налоге на прибыль организации.


Таблица 3 - Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

Вид налога

2016

2017

2018

Изменение структуры (+,-), 2018 г. от

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

2016 г.

2017 г.

Налоговые поступления - всего

14386,06

100

17197,01

100

21142,04

100,0

x

x

Налог на прибыль организаций

2770,1

2770,1

3289,9

3289,9

4099,9

4099,9

1329,8

810,0

НДФЛ

3017,2

3017,2

3251,1

3251,1

3652,9

3652,9

635,7

401,8

НДС, реализуемые в РФ

2657,39

2657,4

3069,9

3069,9

3574,6

3574,6

917,2

504,7

Акцизы, продукции производимой в РФ

1293,8

1293,8

1521,2

1521,2

1493,1

1493,1

199,3

-28,1

НДС, ввозимые в РФ

150,7

150,7

166,3

166,3

186,5

186,5

35,8

20,2

Акцизы, продукции ввозимой в РФ

3,29

3,3

2,25

2,3

1,18

1,2

-2,1

-1,1

Налог на имущество физических лиц

36,08

36,1

52,2

52,2

61,3

61,3

25,2

9,1

Налог на имущество организаций

764,5

764,5

856,1

856,1

985,1

985,1

220,6

129,0

Транспортный налог

139,07

139,1

154,9

154,9

161,1

161,1

22,0

6,2

Налог на игорный бизнес

0,81

0,8

0,98

1,0

2,02

2,0

1,2

1,0

Земельный налог

176,4

176,4

186,01

186,0

187,06

187,1

10,7

1,1

Налог на добычу полезных ископаемых

2929,4

2929,4

4130,4

4130,4

6127,3

6127,3

3197,9

1996,9

Водный налог

2,27

2,3

2,39

2,4

2,77

2,8

0,5

0,4

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2,59

2,6

2,75

2,8

2,85

2,9

0,3

0,1

Государственная пошлина

35,5

35,5

35,9

35,9

37,4

37,4

1,9

1,5

Прочие

406,96

407,0

474,73

474,7

566,96

567,0

160,0

92,2


В таблице 3 мы рассмотрим структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Самое большое изменение структуры мы наблюдаем по налогу на добычу ископаемых, по сравнению с 2016 годом в 2018 году она повысилась на 3197,9 млрд.руб., в то время как по сравнению с 2017 годом изменение произошло на 1996,9 п.п. Следующий с большим отрывом идет налог на прибыль организации, что составляет 1329,8 млрд.руб. по сравнению 2018 года с 2016 годом. Дальше идёт налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации, тут изменение структуры в 2018 году составило 917,2 млрд.руб. в сравнении с 2016 годом и 504,7 млрд.руб. в сравнении с 2017 годом. У большей части налогов были не значительные изменения структуры, но присутствуют в данной таблице налог, который изменился в меньшую сторону от 0, это акцизы, продукции ввозимой в Российскую Федерацию, её показатель в 2018 году составил 1,18 млрд.руб., это на -2,1 млрд.руб. по сравнению с 2016 годом и на -1,1 млрд.руб. по сравнению с 2017 годом. Так же максимально ушло в минус изменение акциза, продукции производимой в Российской Федерации, в 2018 году составил 1493,1 млрд.руб., по сравнению с 2017 годом это меньше на 28,1 млрд.руб.

2.2 Исследование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы

Таблица 4 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы, млрд. руб.

Вид налога

2016

2017

2018

Относительное отклонение (%), 2018 г. от

Абсолютное отклонение (+,-), 2018 г. от

2016 г.

2017 г.

2016 г.

2017 г.

Налоговые поступления - всего

2643,2

3061,3

3476,6

131,5

113,6

833,4

415,3

Налог на прибыль организаций

812,4

1061,3

1224,4

150,7

115,4

412

163,1

НДФЛ

749,2

824,1

943,2

125,9

114,5

194

119,1

НДС, реализуемые в РФ

705,9

750,8

844,9

119,7

112,5

139

94,1

Акцизы, продукции производимой в РФ

86,1

73,7

71

82,5

96,3

-15,1

-2,7

НДС, ввозимые в РФ

59,7

63,6

71,03

119,0

111,7

11,33

7,43

Акцизы, продукции ввозимой в РФ

0,65

0,88

0,8

123,1

90,9

0,15

-0,08

Налог на имущество физических лиц

7,3

13

16,2

221,9

124,6

8,9

3,2

Налог на имущество организаций

100,1

132,8

145,2

145,1

109,3

45,1

12,4

Транспортный налог

22,08

25,6

25,3

114,6

98,8

3,22

-0,3

Налог на игорный бизнес

0,06

0,07

0,32

533,3

457,1

0,26

0,25

Земельный налог

18,3

18,9

18,4

100,5

97,4

0,1

-0,5

Налог на добычу полезных ископаемых

1,97

0,18

0,22

11,2

122,2

-1,75

0,04

Водный налог

0,01

0,01

0,01

100,0

100,0

0

0

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

0,02

0,01

0,01

50,0

100,0

-0,01

0

Государственная пошлина

7,09

7,2

7,08

99,9

98,3

-0,01

-0,12

Прочие

72,32

89,15

108,53

150,1

121,7

36,21

19,38