Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Оценка налоговой системы Российской Федерации на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данной теме мы рассмотрим таблицу 4 в которой представлена динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет города Москвы за 2016-2018 года. Тут мы видим, что самое огромное изменение произошло в налоге на игорный бизнес, его изменение по сравнению с 2016 годом, составило 433,3%, это 260 млн. руб. По сравнению 2018 года с 2017 изменение произошло чуть меньше, но всё равно огромный рост в 357,1%, что равно 250 млн. руб. В то время как налоги на имущество физических лиц выросли, но уже значительно на меньшие проценты. Налог в 2018 составил 16,2 млрд. руб., это на 121,9% меньше, чем в 2016 году. Самым стабильным налогом за 2016-2018 года можно признать водный налог, он ни подвергся никаким изменениям за 3 года. Что нельзя сказать о сборах за пользования объектами животного мира, налоге на добычу полезных ископаемых и акцизах на продукты, производимые в Российской Федерации, они ушли в минус. Самый значительный минус мы наблюдаем в акцизах, в 2018 году налоговые поступления упали на 17,5% по сравнению с 2016 годом, это в -15,1 млрд. руб. поступивших в консолидированный бюджет Москвы за 2018 год.

Рисунок 4 - Динамика налоговых поступления за 2016-2018 г. в консолидированный бюджет РФ за город Москва.

В данном, рисунке 4, мы рассмотрим динамику налоговых поступлений в целом за 2016-2018 года в консолидированный бюджет города Москвы. В 2018 году в консолидированный бюджет по городу Москве налоговыми платежами поступило 3476,6 млрд. руб., что на 31,5% меньше чем в 2016 и на 13, 6% в 2017 году. В цифровом эквиваленте это 833,4 млрд. руб. и 415,3 млрд. руб. соответственно. Так же рост поступлений связан с тем, что увеличивается количество налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, увеличивается количество организаций и спроса на производство товаров.

Рисунок 5 - Налоговые поступления г. Москвы за 2018 г.

На рисунке 5 мы можем графически разглядеть, основные составляющие налоговых поступлений в консолидированный бюджет города Москвы. Основным налогом, так же является налог на прибыль организаций, что составляет 35% от общих поступлений. Налог на доходы физических лиц уже чуть меньше, всего лишь 27% из общих поступлений в бюджет города Москвы. Далее на 2% меньше находится налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации. Остальные налоговые поступления составляют 5% и менее от общих поступлений в консолидированный бюджет города Москвы.

Таблица 5 - Структура налоговых поступлений по г. Москве, млрд. руб.

Вид налога

2016

2017

2018

Изменение структуры (+,-), 2018 г. от

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

2016 г.

2017 г.

Налоговые поступления - всего

2643,2

100

3061,3

100

3476,6

100,0

x

x

Налог на прибыль организаций

812,4

30,7

1061,3

40,2

1224,4

46,3

15,6

6,2

НДФЛ

749,2

28,3

824,1

31,2

943,2

35,7

7,3

4,5

НДС, реализуемые в РФ

705,9

26,7

750,8

28,4

844,9

32,0

5,3

3,6

Акцизы, продукции производимой в РФ

86,1

3,3

73,7

2,8

71

2,7

-0,6

-0,1

НДС, ввозимые в РФ

59,7

2,3

63,6

2,4

71,03

2,7

0,4

0,3

Акцизы, продукции ввозимой в РФ

0,65

0,0

0,88

0,0

0,8

0,0

0,0

0,0

Налог на имущество физических лиц

7,3

0,3

13

0,5

16,2

0,6

0,3

0,1

Налог на имущество организаций

100,1

3,8

132,8

5,0

145,2

5,5

1,7

0,5

Транспортный налог

22,08

0,8

25,6

1,0

25,3

1,0

0,1

0,0

Налог на игорный бизнес

0,06

0,0

0,07

0,0

0,32

0,0

0,0

0,0

Земельный налог

18,3

0,7

18,9

0,7

18,4

0,7

0,0

0,0

Налог на добычу полезных ископаемых

1,97

0,1

0,18

0,0

0,22

0,0

-0,1

0,0

Водный налог

0,01

0,0

0,01

0,0

0,01

0,0

0,0

0,0

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

0,02

0,0

0,01

0,0

0,01

0,0

0,0

0,0

Государственная пошлина

7,09

0,3

7,2

0,3

7,08

0,3

0,0

0,0

Прочие

72,32

2,7

89,15

3,4

108,53

4,1

1,4

0,7


В таблице 4, мы можем наблюдать структуру налоговых поступлений по городу Москве. Тут показатели не такие масштабные, как по Российской Федерации в целом, но всё же есть изменения, на которые стоит обратить внимание. Начнём с самого значительного – налог на прибыль организаций, составил в 2018 году 1224,4, что больше показателей 2016 года в 15,6 млрд. руб. Второй по величине изменений налог на доходы физических лиц, изменения, по сравнению с 2016 годом в 7,3 млрд. руб., а если сравнивать с 2017 годом, то 4,5 млрд. руб. Дальше идёт налог на добавленную стоимость, в2018 году он составил 844,9 млрд. руб., что всего лишь на 5,3 млрд. руб. больше, чем в 2016 году. Остальные налоги почти не изменились, но стоит рассмотреть те налоги, которые ушли в минус. Так же, как и в таблице 3, по поступлениям в консолидированный бюджет Российской Федерации, лидируют по уходу в минус акцизы, продукции производимой в Российской Федерации. Их показатель, в 2018 году составил 71 млрд. руб., а это, на 0,6 млрд. руб. меньше, чем в 2016 году.

3. Предложения по совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации

По моему мнению, одной из основных проблем текущей налоговой системы Российской Федерации является применение пропорциональной шкалы налогообложения доходов физических лиц.

Предпосылками для введения прогрессивной шкалы подоходного налога являются:

- высокий уровень бедности населения (более 13% от всего населения);

- существенное расслоение населения по уровню дохода, отсутствие среднего класса;

- потеря потенциальных доходов бюджетной системы Российской Федерации в связи с использованием пропорциональной системы налогообложения;

- неравенство в налогообложении (богатые, имеющие большие финансовые возможности, чем бедные, платят равную долю от дохода).

Данные проблемы, сформированные в налоговой системе РФ, можно решить путем внедрения прогрессивной ставки НДФЛ. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц свойственно практически всем развитым странам.

При этом, в Государственную думу РФ постоянно вносятся законопроекты, предполагающие введение прогрессивной НДФЛ. Так партия Справедливая Россия 2 декабря 2015 г. внесла проект №943535-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц». В проекте приведены следующие ставки по НДФЛ:


- доход до 5 млн. руб. в год – 13%;

- От 5 млн. руб. до 50 млн. руб. - 18%;

- От 50 млн. руб. до 500 млн. руб. - 23%;

- Свыше 500 млн. руб. - 28%.

От партии ЛДПР также было внесено предложение по введение прогрессивного подоходного налога. Проект № 1148107-6 от 11.08.2016 г. предполагает следующие налоговые ставки:

- До 180 000 руб. в год – 0%;

- От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. - 13% с суммы, превышающей 180 тыс. руб.;

- От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. - 288,6 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.;

- От 100 000 001 руб. и выше - 29 568,6 тыс. руб. + 70% с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.

КПРФ тоже внесла законопроект № 427315-7 от 28.03.2018 г., который содержит следующую систему налогообложения доходов граждан:

- годовой доход до 100 000 руб. - 5%;

- От 100 001 рубля до 3 000 000 руб. - 5 000 руб. + 13% с суммы, превышающей 100 000 руб.;

- От 3 000 001 рубля до 10 000 000 руб. - 382 000 руб. + 18% с суммы, превышающей 3 000 000 руб.

- Свыше 10 000 001 рубля 1 642 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.

Однако все приведенные выше законопроекты были отвергнуты или находятся на стадии рассмотрения. Несмотря на это, я считаю, что введение прогрессивной шкалы подоходного налога – необходимая мера. Исходя из этого, мною была разработана собственная шкала подоходного налога.

Таблица 5 – Предлагаемые налоговые ставки для прогрессивного подоходного

налога, разработанные автором

Группа

Доход

Налоговая ставка

1

до 120 000 руб.

0%

2

от 120 001 руб. до 1 000 000 руб.

15% с суммы, превышающей 120 000 руб.

3

от 1 000 001 руб. до 500 000 000 руб.

150 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 1 млн. руб.

4

свыше 500 000 001 руб.

124,9 млн. руб. + 35% с суммы, превышающей 500 млн. руб.

Согласно данным Росстата и формам статистической налоговой отчётности определим долю и численность населения, уплачивающих НДФЛ по ставке 13%, а также их средний и совокупный доход за 2017 г. (таблица 6).

Таблица 6 – Распределение численности и дохода плательщиков НДФЛ по

группам прогрессивного НДФЛ

№ группы

Годовой доход

Доля населения, %

Численность, чел.

Средний доход в группе, руб.

Доход группы, млрд руб.

1

до 120 000 руб.

12,9

9 244 855

60 000

554,7

2

от 120 000 руб. до 1 000 000 руб.

85,73

61 438 872

560000

34405,8

3

от 1 млн. руб. до 500 млн. руб.

1,368

980 241

8293677,5

8129,8

4

свыше 500 млн. руб.

0,0022

1 577

2 857 000 000

4504,5

Итого

x

100

71 665 545

x

47 594,7


После получения всех необходимых исходных данных можно провести расчет плановых поступлений по НДФЛ при пропорциональной и прогрессивной системах налогообложения доходов граждан и сравнить их (таблица 7).

Таблица 7 – Определение плановых объемов поступлений по НДФЛ при

пропорциональной и прогрессивной системах налогообложения

№ группы

Годовой доход

Налоговая ставка

∑ НДФЛ при плоской шкале, млрд. руб.

∑НДФЛ при прогрессивной шкале, млрд. руб.

1

до 120 000 руб.

до 120 000 руб.

72,11

0

2

от 120 000 руб. до 1 000 000 руб.

от 120 000 руб.

до 1 000 000 руб.

4472,75

4054,97

3

от 1 млн. руб. до 500 млн. руб.

от 1 млн. руб. до 500 млн. руб.

1056,88

1934,43

4

свыше 500 млн

свыше 500 млн. руб.

585,58

1497,57

Итого

x

x

6187,32

7486,97

Разница:

1299,65

Исходя из таблицы 7 видно, что применение разработанной прогрессивной шкалы НДФЛ:

- освободит от подоходного налогообложения почти 13%, что позволит снизить уровень бедности;

- снизит налоговую нагрузку на большую часть населения (почти 86%), т.к. 2 группа будет уплачивать на 417,78 млрд. руб. меньше НДФЛ.

- увеличится объем взимаемого подоходного налога с богатых и сверхбогатых граждан, что позволит увеличить поступления в бюджет;

- из-за переложения налогового бремени с менее обеспеченных граждан на богатых можно будет добиться снижения социальной напряженности путем снижения разрыва между их доходами;

- данные действия позволят увеличить поступления по НДФЛ в размере 1299,65 млрд. руб.

Графически разница в поступлениях по НДФЛ при плоской и прогрессивной ставке отображена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Суммы НДФЛ при сопоставляемых системах налогообложения, млрд. руб.

Таким образом, представленные в работе предложения позволят решить ряд определенных проблем не только в налоговой системе РФ, но в экономической и социальной сферах.


Заключение

Исходя из проделанной работы и полученных результатов видно, что вопрос прогрессивного налогообложения доходов граждан является крайне актуальным. Это обусловлено имеющимися проблемами, определенными в работе, а также тем, что к данным проблемам определены пути их решения, которые отражены результатами курсовой работы.

На основании проведенного исследования получены следующие значимые результаты, характеризующие личный вклад автора:

1. Определены проблемы подоходного налогообложения в настоящее время, которые в большей мере связанные с неиспользуемыми возможностями максимизации доходов бюджета и низким уровнем жизни населения, сопряженным с высоким уровнем социального расслоения между гражданами.

2. В качестве основного пути решения предложен переход к прогрессивной шкале налогообложения, приведены проекты, разработанные различными политическими партиями Российской Федерации.

3. Дополнительно разработана собственная прогрессивная шкала налогообложения, подразумевающая 5-тиуровневую прогрессию с введением необлагаемого минимума в размере прожиточного минимума и МРОТ.

4. Обоснована эффективность применения прогрессивной ставки НДФЛ по сравнению с плоской шкалой.

Таким образом, в данной курсовой работе были изучены теоретические аспекты подоходного налогообложения и сделаны выводы и предложения по модернизации текущего механизма налогообложения доходов граждан.

В первом разделе отражены теоретические аспекты подоходного налога, а именно: его история, основные элементы налогообложения доходов физических лиц в РФ на современном этапе, а также разобран зарубежный опыт в обложении доходов физических лиц.

Вторым разделом представлен анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет города Москвы и определена роль налога на доходы физических лиц в общей структуре налоговых платежей. Кроме этого, дана оценка социально-экономических показателей, которые характеризуют уровень жизни населения, уровень бедности и социального неравенства в обществе.

В третьем разделе работы выявлены основные проблемы подоходного налогообложения в Российской Федерации и предложены варианты решения данных проблем путем перехода к прогрессивной шкале налогообложения – представлены последние законопроекты, которые были внесены в государственную думу разными партиями, а также разработана собственная прогрессивная шкала с её экономическим и социальным обоснованием.