Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Оценка налоговой системы Российской Федерации на современном этапе).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налоговых систем
1.1 Основные элементы налоговой системы
1.2 Налоговые системы зарубежных государств
1.3 Принципы налогообложения в Российской Федерации
2. Оценка налоговой система на современном этапе
2.1 Анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации
2.2 Исследование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Москвы
3. Предложения по совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации
В данной теме мы рассмотрим таблицу 4 в которой представлена динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет города Москвы за 2016-2018 года. Тут мы видим, что самое огромное изменение произошло в налоге на игорный бизнес, его изменение по сравнению с 2016 годом, составило 433,3%, это 260 млн. руб. По сравнению 2018 года с 2017 изменение произошло чуть меньше, но всё равно огромный рост в 357,1%, что равно 250 млн. руб. В то время как налоги на имущество физических лиц выросли, но уже значительно на меньшие проценты. Налог в 2018 составил 16,2 млрд. руб., это на 121,9% меньше, чем в 2016 году. Самым стабильным налогом за 2016-2018 года можно признать водный налог, он ни подвергся никаким изменениям за 3 года. Что нельзя сказать о сборах за пользования объектами животного мира, налоге на добычу полезных ископаемых и акцизах на продукты, производимые в Российской Федерации, они ушли в минус. Самый значительный минус мы наблюдаем в акцизах, в 2018 году налоговые поступления упали на 17,5% по сравнению с 2016 годом, это в -15,1 млрд. руб. поступивших в консолидированный бюджет Москвы за 2018 год.
Рисунок 4 - Динамика налоговых поступления за 2016-2018 г. в консолидированный бюджет РФ за город Москва.
В данном, рисунке 4, мы рассмотрим динамику налоговых поступлений в целом за 2016-2018 года в консолидированный бюджет города Москвы. В 2018 году в консолидированный бюджет по городу Москве налоговыми платежами поступило 3476,6 млрд. руб., что на 31,5% меньше чем в 2016 и на 13, 6% в 2017 году. В цифровом эквиваленте это 833,4 млрд. руб. и 415,3 млрд. руб. соответственно. Так же рост поступлений связан с тем, что увеличивается количество налогоплательщиков, как физических, так и юридических лиц, увеличивается количество организаций и спроса на производство товаров.
Рисунок 5 - Налоговые поступления г. Москвы за 2018 г.
На рисунке 5 мы можем графически разглядеть, основные составляющие налоговых поступлений в консолидированный бюджет города Москвы. Основным налогом, так же является налог на прибыль организаций, что составляет 35% от общих поступлений. Налог на доходы физических лиц уже чуть меньше, всего лишь 27% из общих поступлений в бюджет города Москвы. Далее на 2% меньше находится налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых в Российской Федерации. Остальные налоговые поступления составляют 5% и менее от общих поступлений в консолидированный бюджет города Москвы.
Таблица 5 - Структура налоговых поступлений по г. Москве, млрд. руб.
Вид налога |
2016 |
2017 |
2018 |
Изменение структуры (+,-), 2018 г. от |
||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
2016 г. |
2017 г. |
|
Налоговые поступления - всего |
2643,2 |
100 |
3061,3 |
100 |
3476,6 |
100,0 |
x |
x |
Налог на прибыль организаций |
812,4 |
30,7 |
1061,3 |
40,2 |
1224,4 |
46,3 |
15,6 |
6,2 |
НДФЛ |
749,2 |
28,3 |
824,1 |
31,2 |
943,2 |
35,7 |
7,3 |
4,5 |
НДС, реализуемые в РФ |
705,9 |
26,7 |
750,8 |
28,4 |
844,9 |
32,0 |
5,3 |
3,6 |
Акцизы, продукции производимой в РФ |
86,1 |
3,3 |
73,7 |
2,8 |
71 |
2,7 |
-0,6 |
-0,1 |
НДС, ввозимые в РФ |
59,7 |
2,3 |
63,6 |
2,4 |
71,03 |
2,7 |
0,4 |
0,3 |
Акцизы, продукции ввозимой в РФ |
0,65 |
0,0 |
0,88 |
0,0 |
0,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Налог на имущество физических лиц |
7,3 |
0,3 |
13 |
0,5 |
16,2 |
0,6 |
0,3 |
0,1 |
Налог на имущество организаций |
100,1 |
3,8 |
132,8 |
5,0 |
145,2 |
5,5 |
1,7 |
0,5 |
Транспортный налог |
22,08 |
0,8 |
25,6 |
1,0 |
25,3 |
1,0 |
0,1 |
0,0 |
Налог на игорный бизнес |
0,06 |
0,0 |
0,07 |
0,0 |
0,32 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Земельный налог |
18,3 |
0,7 |
18,9 |
0,7 |
18,4 |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
1,97 |
0,1 |
0,18 |
0,0 |
0,22 |
0,0 |
-0,1 |
0,0 |
Водный налог |
0,01 |
0,0 |
0,01 |
0,0 |
0,01 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
0,02 |
0,0 |
0,01 |
0,0 |
0,01 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Государственная пошлина |
7,09 |
0,3 |
7,2 |
0,3 |
7,08 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
Прочие |
72,32 |
2,7 |
89,15 |
3,4 |
108,53 |
4,1 |
1,4 |
0,7 |
В таблице 4, мы можем наблюдать структуру налоговых поступлений по городу Москве. Тут показатели не такие масштабные, как по Российской Федерации в целом, но всё же есть изменения, на которые стоит обратить внимание. Начнём с самого значительного – налог на прибыль организаций, составил в 2018 году 1224,4, что больше показателей 2016 года в 15,6 млрд. руб. Второй по величине изменений налог на доходы физических лиц, изменения, по сравнению с 2016 годом в 7,3 млрд. руб., а если сравнивать с 2017 годом, то 4,5 млрд. руб. Дальше идёт налог на добавленную стоимость, в2018 году он составил 844,9 млрд. руб., что всего лишь на 5,3 млрд. руб. больше, чем в 2016 году. Остальные налоги почти не изменились, но стоит рассмотреть те налоги, которые ушли в минус. Так же, как и в таблице 3, по поступлениям в консолидированный бюджет Российской Федерации, лидируют по уходу в минус акцизы, продукции производимой в Российской Федерации. Их показатель, в 2018 году составил 71 млрд. руб., а это, на 0,6 млрд. руб. меньше, чем в 2016 году.
3. Предложения по совершенствованию налоговой системы в Российской Федерации
По моему мнению, одной из основных проблем текущей налоговой системы Российской Федерации является применение пропорциональной шкалы налогообложения доходов физических лиц.
Предпосылками для введения прогрессивной шкалы подоходного налога являются:
- высокий уровень бедности населения (более 13% от всего населения);
- существенное расслоение населения по уровню дохода, отсутствие среднего класса;
- потеря потенциальных доходов бюджетной системы Российской Федерации в связи с использованием пропорциональной системы налогообложения;
- неравенство в налогообложении (богатые, имеющие большие финансовые возможности, чем бедные, платят равную долю от дохода).
Данные проблемы, сформированные в налоговой системе РФ, можно решить путем внедрения прогрессивной ставки НДФЛ. Прогрессивное налогообложение доходов физических лиц свойственно практически всем развитым странам.
При этом, в Государственную думу РФ постоянно вносятся законопроекты, предполагающие введение прогрессивной НДФЛ. Так партия Справедливая Россия 2 декабря 2015 г. внесла проект №943535-6 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц». В проекте приведены следующие ставки по НДФЛ:
- доход до 5 млн. руб. в год – 13%;
- От 5 млн. руб. до 50 млн. руб. - 18%;
- От 50 млн. руб. до 500 млн. руб. - 23%;
- Свыше 500 млн. руб. - 28%.
От партии ЛДПР также было внесено предложение по введение прогрессивного подоходного налога. Проект № 1148107-6 от 11.08.2016 г. предполагает следующие налоговые ставки:
- До 180 000 руб. в год – 0%;
- От 180 001 руб. до 2 400 тыс. руб. - 13% с суммы, превышающей 180 тыс. руб.;
- От 2 400 001 руб. до 100 000 тыс. руб. - 288,6 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 2 400 тыс. руб.;
- От 100 000 001 руб. и выше - 29 568,6 тыс. руб. + 70% с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб.
КПРФ тоже внесла законопроект № 427315-7 от 28.03.2018 г., который содержит следующую систему налогообложения доходов граждан:
- годовой доход до 100 000 руб. - 5%;
- От 100 001 рубля до 3 000 000 руб. - 5 000 руб. + 13% с суммы, превышающей 100 000 руб.;
- От 3 000 001 рубля до 10 000 000 руб. - 382 000 руб. + 18% с суммы, превышающей 3 000 000 руб.
- Свыше 10 000 001 рубля 1 642 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.
Однако все приведенные выше законопроекты были отвергнуты или находятся на стадии рассмотрения. Несмотря на это, я считаю, что введение прогрессивной шкалы подоходного налога – необходимая мера. Исходя из этого, мною была разработана собственная шкала подоходного налога.
Таблица 5 – Предлагаемые налоговые ставки для прогрессивного подоходного
налога, разработанные автором
Группа |
Доход |
Налоговая ставка |
1 |
до 120 000 руб. |
0% |
2 |
от 120 001 руб. до 1 000 000 руб. |
15% с суммы, превышающей 120 000 руб. |
3 |
от 1 000 001 руб. до 500 000 000 руб. |
150 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 1 млн. руб. |
4 |
свыше 500 000 001 руб. |
124,9 млн. руб. + 35% с суммы, превышающей 500 млн. руб. |
Согласно данным Росстата и формам статистической налоговой отчётности определим долю и численность населения, уплачивающих НДФЛ по ставке 13%, а также их средний и совокупный доход за 2017 г. (таблица 6).
Таблица 6 – Распределение численности и дохода плательщиков НДФЛ по
группам прогрессивного НДФЛ
№ группы |
Годовой доход |
Доля населения, % |
Численность, чел. |
Средний доход в группе, руб. |
Доход группы, млрд руб. |
1 |
до 120 000 руб. |
12,9 |
9 244 855 |
60 000 |
554,7 |
2 |
от 120 000 руб. до 1 000 000 руб. |
85,73 |
61 438 872 |
560000 |
34405,8 |
3 |
от 1 млн. руб. до 500 млн. руб. |
1,368 |
980 241 |
8293677,5 |
8129,8 |
4 |
свыше 500 млн. руб. |
0,0022 |
1 577 |
2 857 000 000 |
4504,5 |
Итого |
x |
100 |
71 665 545 |
x |
47 594,7 |
После получения всех необходимых исходных данных можно провести расчет плановых поступлений по НДФЛ при пропорциональной и прогрессивной системах налогообложения доходов граждан и сравнить их (таблица 7).
Таблица 7 – Определение плановых объемов поступлений по НДФЛ при
пропорциональной и прогрессивной системах налогообложения
№ группы |
Годовой доход |
Налоговая ставка |
∑ НДФЛ при плоской шкале, млрд. руб. |
∑НДФЛ при прогрессивной шкале, млрд. руб. |
1 |
до 120 000 руб. |
до 120 000 руб. |
72,11 |
0 |
2 |
от 120 000 руб. до 1 000 000 руб. |
от 120 000 руб. до 1 000 000 руб. |
4472,75 |
4054,97 |
3 |
от 1 млн. руб. до 500 млн. руб. |
от 1 млн. руб. до 500 млн. руб. |
1056,88 |
1934,43 |
4 |
свыше 500 млн |
свыше 500 млн. руб. |
585,58 |
1497,57 |
Итого |
x |
x |
6187,32 |
7486,97 |
Разница: |
1299,65 |
Исходя из таблицы 7 видно, что применение разработанной прогрессивной шкалы НДФЛ:
- освободит от подоходного налогообложения почти 13%, что позволит снизить уровень бедности;
- снизит налоговую нагрузку на большую часть населения (почти 86%), т.к. 2 группа будет уплачивать на 417,78 млрд. руб. меньше НДФЛ.
- увеличится объем взимаемого подоходного налога с богатых и сверхбогатых граждан, что позволит увеличить поступления в бюджет;
- из-за переложения налогового бремени с менее обеспеченных граждан на богатых можно будет добиться снижения социальной напряженности путем снижения разрыва между их доходами;
- данные действия позволят увеличить поступления по НДФЛ в размере 1299,65 млрд. руб.
Графически разница в поступлениях по НДФЛ при плоской и прогрессивной ставке отображена на рисунке 6.
Рисунок 6 – Суммы НДФЛ при сопоставляемых системах налогообложения, млрд. руб.
Таким образом, представленные в работе предложения позволят решить ряд определенных проблем не только в налоговой системе РФ, но в экономической и социальной сферах.
Заключение
Исходя из проделанной работы и полученных результатов видно, что вопрос прогрессивного налогообложения доходов граждан является крайне актуальным. Это обусловлено имеющимися проблемами, определенными в работе, а также тем, что к данным проблемам определены пути их решения, которые отражены результатами курсовой работы.
На основании проведенного исследования получены следующие значимые результаты, характеризующие личный вклад автора:
1. Определены проблемы подоходного налогообложения в настоящее время, которые в большей мере связанные с неиспользуемыми возможностями максимизации доходов бюджета и низким уровнем жизни населения, сопряженным с высоким уровнем социального расслоения между гражданами.
2. В качестве основного пути решения предложен переход к прогрессивной шкале налогообложения, приведены проекты, разработанные различными политическими партиями Российской Федерации.
3. Дополнительно разработана собственная прогрессивная шкала налогообложения, подразумевающая 5-тиуровневую прогрессию с введением необлагаемого минимума в размере прожиточного минимума и МРОТ.
4. Обоснована эффективность применения прогрессивной ставки НДФЛ по сравнению с плоской шкалой.
Таким образом, в данной курсовой работе были изучены теоретические аспекты подоходного налогообложения и сделаны выводы и предложения по модернизации текущего механизма налогообложения доходов граждан.
В первом разделе отражены теоретические аспекты подоходного налога, а именно: его история, основные элементы налогообложения доходов физических лиц в РФ на современном этапе, а также разобран зарубежный опыт в обложении доходов физических лиц.
Вторым разделом представлен анализ налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и консолидированный бюджет города Москвы и определена роль налога на доходы физических лиц в общей структуре налоговых платежей. Кроме этого, дана оценка социально-экономических показателей, которые характеризуют уровень жизни населения, уровень бедности и социального неравенства в обществе.
В третьем разделе работы выявлены основные проблемы подоходного налогообложения в Российской Федерации и предложены варианты решения данных проблем путем перехода к прогрессивной шкале налогообложения – представлены последние законопроекты, которые были внесены в государственную думу разными партиями, а также разработана собственная прогрессивная шкала с её экономическим и социальным обоснованием.