Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Анализ формирования прибыли в ООО «Армада»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие прибыли, ее виды и расчет
1.2. Теоретические подходы к управлению формированием прибыли предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРМАДА»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Армада»
2.2. Анализ показателей формирования прибыли
Директор ООО «Армада»
Начальник финансового отдела
Главный бухгалтер
Начальник службы снабжения
Начальник отдела
продаж
Экономист
Бухгалтеры
Продавцы
Водители
Менеджеры по закупкам
Кладовщики
Рисунок 3. Организационная структура управления
ООО «Армада»
В таблице 2 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2015-2017 гг. Источником информации явилась финансовая отчетность предприятия.
Таблица 2
Основные показатели ООО «Армада» в 2015-2017 гг.
Показатели |
Абсолютное значение |
Темп роста 2017 г., % |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
К 2015 |
К 2016 |
||
Выручка, тыс.руб. |
11628 |
14118 |
12583 |
108,21 |
89,13 |
|
Полная себестоимость продаж, тыс.руб. |
10640 |
12415 |
11005 |
103,43 |
88,64 |
|
Затраты на 1 руб. выручки, руб. |
0,92 |
0,88 |
0,87 |
94,57 |
98,86 |
|
Валовая прибыль, тыс. руб. |
988 |
1703 |
1578 |
159,72 |
92,66 |
|
Рентабельность продаж, % |
8,50 |
12,06 |
12,54 |
4,04 |
0,48 |
Из данных таблицы 2 видно, что в 2017 г. выручка составила 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2015 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2016 г. Полная себестоимость продаж в 2017 г. увеличилась относительно уровня 2015 г. на 3,55 %, но снизилась относительно уровня 2016 г. на 11,36 %. Положительным в деятельности предприятия является снижение затраты на 1 руб. выручки, которые составили в 2017 г. 0,87 руб., что на 5,43 % ниже, чем в 2015 г. и на 1,14 % ниже, чем в 2016 г.
Из данных, представленных в таблице 2, видно, что основная деятельность предприятия является в 2015-2017 г.г. прибыльной. В 2017 г. валовая прибыль составила 1 578 тыс.руб., что на 59,72 % выше показателя 2015 г., однако на 7,34 % ниже, чем в 2016 г. Рентабельность продаж в 2017 г. выше показателей двух предыдущих лет – на 4,04 процентного пункта выше показателя 2015 г. и на 0,48 процентного пункта выше показателя 2016 г.
2.2. Анализ показателей формирования прибыли
Основную часть прибыли предприятие получает от основной – торговой - деятельности. В связи с этим на первом этапе анализа дадим оценку прибыли от продаж.
Данные о результатах основной деятельности предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ динамики прибыли от продаж в ООО «Армада»
в 2015-2017 гг., тыс.руб.
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение 2017 года от 2016 года |
|
Тыс.руб. |
% |
||||
Выручка |
11628 |
14118 |
12583 |
-1535 |
-10,87 |
Себестоимость продаж |
10640 |
12415 |
11005 |
-1410 |
-11,36 |
Валовая прибыль |
988 |
1703 |
1578 |
-125 |
-7,34 |
Коммерческие расходы |
315 |
611 |
551 |
-60 |
-9,82 |
Прибыль от продаж |
673 |
1092 |
1027 |
-65 |
-5,95 |
В 2017 г. объем выручки составил 12 583 тыс.руб., что на 8,21 % больше, чем в 2015 г., однако на 10,87 % меньше, чем в 2016 г. В 2017 г. выручка от продаж снизилась относительно показателя 2016 г. на 1 535 тыс.руб., или на 10,87 %. Себестоимость продаж сократилась на 1 410 тыс.руб., или на 11,36. Коммерческие расходы уменьшили в 2017 г. валовую прибыль на 551 тыс.руб. Прибыль от продаж в 2017 г. составила 1 027 тыс.руб., что на 65 тыс.руб., или на 5,95 % ниже, чем в 2016 г.
В целях наиболее полного выявления факторов, влияющих на финансовый результат, проведен анализ валовой прибыли в ассортименте продаж.
Таблица 4
Анализ валовой прибыли по видам деятельности ООО «Армада», тыс.руб.
Показатель |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
Структура валовой прибыль, % |
Фактическая валовая прибыль при структуре 2017 года, тыс.руб. |
Отклоне-ние, тыс. руб. |
||
2016 год |
2017 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Выручка от продажи сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам, планшетам |
732,29 |
552,30 |
43,00 |
35,00 |
678,54 |
-53,75 |
Выручка от услуг сотовой связи |
221,39 |
473,40 |
13,00 |
30,00 |
205,14 |
-16,25 |
Выручка от продажи СИМ-карт |
442,78 |
284,04 |
26,00 |
18,00 |
410,28 |
-32,50 |
Выручка от прочих продаж |
306,54 |
268,26 |
18,00 |
17,00 |
284,04 |
-22,50 |
Итого |
1703,0 |
1578,0 |
100,0 |
100,0 |
1578,00 |
-125,00 |
По данным таблицы 4 видно, что наибольшее негативное влияние на изменение валовой прибыли оказало снижение удельного веса валовой прибыли, полученной от выручки от продажи сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам, планшетам (на 8 п.п.) – влияние фактора (- 53,75 тыс.руб.) и удельного веса валовой прибыли от продажи СИМ-карт (на 8 п.п.) – влияние фактора (- 32,50 тыс.руб.).
В таблице 5 проведен анализ структуры коммерческих расходов.
.
Таблица 5
Анализ структуры коммерческих расходов ООО «Армада» в 2015-2017 гг.
Статья затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Структура, % |
||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
отклонение |
2015 |
2016 |
2017 |
отклонение |
|||
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|||||||
Расходы на рекламу |
205 |
483 |
442 |
278 |
-41 |
65,08 |
79,05 |
80,36 |
13,97 |
1,31 |
Представительские расходы |
65 |
77 |
61 |
12 |
-16 |
20,63 |
12,60 |
11,09 |
-8,03 |
-1,51 |
Прочие расходы |
45 |
51 |
47 |
6 |
-4 |
14,29 |
8,35 |
8,55 |
-5,94 |
0,20 |
Итого |
315 |
611 |
550 |
296 |
-61 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Наибольший удельный вес в составе коммерческих расходов занимают расходы на рекламу. Удельный вес их в 2016 г. увеличился на 13,97 п.п., в 2017 г. – еще на 1,31 п.п. В 2017 г. он составил 80,36 % всех коммерческих расходов. Отметим, что в целом значительных изменений в составе коммерческих расходов в 2017 г. по сравнению с 2016 г. не происходило.
Анализ прочих доходов и расходов представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ прочих доходов расходов ООО «Армада» в 2015-2017 гг.
№ |
Наименова-ние показателей |
Значения |
Отклонение 2016/ 2015 (+/-) |
Удельный вес |
Отклонение 2016/ 2015, п.п. |
||||
2011 |
2015 |
2016 |
2011 |
2015 |
2016 |
||||
Прочие доходы |
|||||||||
2 |
Доходы от продажи основных средств |
189 |
167 |
150 |
-17 |
100,00 |
100,00 |
41,67 |
-58,33 |
3 |
Доходы от сдачи имущества в аренду |
- |
- |
210 |
210 |
- |
- |
58,33 |
58,33 |
4 |
Итого |
189 |
167 |
360 |
193 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
Прочие расходы |
|||||||||
5 |
Приобретение основных средств |
255 |
653 |
667 |
14 |
90,43 |
95,75 |
93,94 |
-1,81 |
6 |
Расходы, связанные с реализацией и выбытием основных средств |
5 |
4 |
3 |
-1 |
1,77 |
0,59 |
0,42 |
-0,17 |
7 |
Расходы по предоставленному в аренду имуществу |
- |
- |
13 |
13 |
- |
- |
1,83 |
1,83 |
8 |
Расходы по оплате банковских услуг |
22 |
25 |
27 |
2 |
7,80 |
3,67 |
3,80 |
0,13 |
9 |
Итого |
282 |
682 |
710 |
28 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
В 2015-2016 гг. все прочих доходы были образованы от продажи основных средств. В 2017 г. предприятие получило дополнительные доходы от продажи неиспользуемый автомобиль ГАЗ в аренду. В результате прочие доходы возросли относительно 2016 г. на 210 тыс.руб. Всего в 2017 г. получено прочих доходов на сумму 360 тыс.руб., что на 90,48 % выше показателя 2015 г. и более, чем в 2 раза превышает показатель 2016 г.
В составе прочих расходов большая часть – это расходы, связанные с приобретением основных средств. Их величина на протяжении 2015-2017 гг. возрастала и составила в 2017 г. 667 тыс.руб., что в 2,62 раза больше показателя 2015 г. и на 2,14 % превышает значение 2016 г. Остальные виды прочих расходов в общей их величине не существенны.
Отметим, что на протяжении всего исследуемого периода сальдо по прочим операциям отрицательное: в 2015 г. прочие расходы превышают прочие доходы на 93 тыс.руб., в 2016 г. – более, чем в 4 раза, в 2017 г. – почти в два раза.
Таким образом, последний год деятельности ООО «Армада», несмотря на рост прибыли до налогообложения и чистой прибыли, характеризуется снижением финансовых результатов от основной деятельности, выразившееся в сокращении прибыли от продаж.
Результаты общего анализа изменения чистой прибыли и основных ее слагаемых за отчетный период в сравнении с предшествующим представлен в табл. 7.
В 2017 г. выручка от продаж снизилась относительно показателя 2016 г. на 1 535 тыс.руб., или на 10,87 %. Отметим, что сокращение валовой прибыли происходило меньшими темпами – она снизилась на 7,43 %, а средний уровень валовой прибыли в 2017 г. возрос относительно предыдущего года на 0,48 п.п. Коммерческие расходы уменьшили в 2017 г. валовую прибыль на 551 тыс.руб. Негативным фактором, сократившим прибыль от продаж явился рост удельного веса коммерческих расходов в выручке с 4,33 % в 2016 г. до 4,38 % в 2017 г.
Прибыль от продаж предприятия в 2017 г. составила 1 027 тыс.руб., что на 65 тыс.руб., или на 5,95 % ниже, чем в 2016 г. Несмотря на снижение прибыли от продаж, показатель рентабельности продаж в 2017 г. на 0,43 п.п. выше показателя предыдущего года.
Таблица 7
Анализ динамики финансовых результатов деятельности
ООО «Армада» за 2016-2017 гг.
Показатели |
Фактически за 2016 г. |
Фактически за 2017 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
|
14118 |
12583 |
-1535 |
89,13 |
|
1703 |
1578 |
-125 |
92,66 |
|
12,06 |
12,54 |
0,48 |
х |
|
611 |
551 |
-60 |
90,18 |
|
4,33 |
4,38 |
0,05 |
х |
|
1092 |
1027 |
-65 |
94,05 |
|
7,73 |
8,16 |
0,43 |
- |
|
167 |
360 |
193 |
215,57 |
|
682 |
710 |
28 |
104,11 |
|
577 |
677 |
100 |
117,33 |
|
4,09 |
5,38 |
1,29 |
- |
12. Текущий налог на прибыль, тыс. руб. |
115 |
135 |
20 |
117,39 |
13. Изменение отложенных налоговых обязательств, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
14. Изменение отложенных налоговых активов, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
15.Чистая прибыль, тыс. руб. (стр.10 -стр.12 - стр.13 + стр.13) |
462 |
542 |
80 |
117,32 |
16. Рентабельность продаж по чистой прибыли, % (стр.15:стр1*100) |
3,27 |
4,31 |
1,03 |
- |