Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Анализ формирования прибыли в ООО «Армада»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практически все ученые экономисты сходятся во мнении, что прибыль от продаж является основным результатом деятельности предприятия. Основные факторы, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции: объем реализации; цена; себестоимость; ассортимент; структура затрат; качество продукции[17].

1.2. Теоретические подходы к управлению формированием прибыли предприятия

Проблемы эффективного формирования, распределения и использования прибыли предприятий являются актуальными на протяжении всего периода становления и развития теории и практики хозяйствования организаций. В условиях рыночных отношений решающим фактором в достижении высоких финансовых результатов деятельности является уровень организации менеджмента на предприятии, и, прежде всего, финансового менеджмента[18]. Его действие проявляется через механизм управления величиной прибыли, заключающийся в разработке методологических, методических, организационных аспектов выработки и принятия финансовых решений относительно величины прибыли[19].

Действующая национальная модель формирования бухгалтерской прибыли и её основные компоненты представлены в Отчете о финансовых результатах. Однако полученную прибыль можно увидеть в балансе не всегда: чистая прибыль («прибыль к распределению»), отраженная в форме №2, направляется на выплату дивидендов, формирование резервного капитала и создание фондов (в том числе в составе нераспределенной прибыли), перечень которых установлен организацией самостоятельно – эти записи будут произведены декабрем отчетного года – прибыль будет «размыта».

Отчет о финансовых результатах содержит также информацию о деятельности по созданию прибыли и о средствах, заработанных или истраченных в течение определенного периода. В нем отражаются не только конечные финансовые результаты деятельности, полученные за отчетный период, но также абсолютный и относительный уровни рентабельности, достигнутые за время, прошедшее со дня составления предыдущего отчета[20].

Порядок формирования прибыли представлен на рисунке 2.

Перечень доходов и расходов, представленный в гл. 25 НК РФ, по мнению Е. Н. Станиславчика, не отражает экономической сути деятельности организации, это своего рода формула расчета налоговой базы, то есть суммы, с которой предприятие будет платить налог на прибыль[21].


Следует учитывать также, что доходы и расходы текущего периода по ряду позиций не идентичны притокам (поступлениям) и оттокам (выплатам) средств в этом периоде. Например, производственный результат - выручка от реализации продукции не идентична поступлениям вследствие предоставления отсрочки платежей и наличия у предприятия дебиторской задолженности. Амортизационные отчисления в составе текущих затрат не являются выплатой.

-

+

-

-

=

Рисунок 2. Модель формирования прибыли в соответствии с действующим отчетом о финансовых результатах

=

=

-

=

-

Налог на прибыль и иные платежи из прибыли

Чистая прибыль

Прибыль до налогообложения

Прочие расходы

Прочие доходы

Прибыль от продаж

Управленческие расходы

Коммерческие расходы

Валовая прибыль

Себестоимость продаж

Выручка от продаж

Одной из форм планирования прибыли в предстоящем периоде, является, как отмечает И. А. Бланк, формирование целевой суммы прибыли планового периода[22]. Целевая сумма прибыли представляет собой плановую потребность в финансовых ресурсах, формируемых за счет чистой прибыли предприятия, обеспечивающая реализацию целей его развития в предстоящем периоде. Расчет целевой суммы прибыли ведется по каждому элементу этой потребности.

Главная роль в процессе планирования целевой суммы прибыли отводится определению потребности в ка­питализируемой ее части, то есть необходимого объема финансовых средств для реализации инвестиционных возможностей предприятия[23]. Планирование целевой прибыли следует осуществлять с использованием метода многовариантности, с тем, чтобы определить потребности организации в финансовых ресурсах при постановке различных целей деятельности, иметь наглядное представление о возможностях в достижении заданных параметров развития[24].

Определенная таким образом плановая величина целевой, желаемой прибыли одновременно показывает как ее формирование, так и распределение, использование на нужды накопления и потребления организации. Такой подход к проведению плановых расчетов будет являться одним из основополагающих элементов механизма управления прибылью, позволяющего вырабатывать необходимые управленческие решения для достижения запланированного уровня производственного и социального развития, более целенаправленно использовать имеющийся потенциал хозяйствующего субъекта[25].


В процессе управления формированием прибыли предприятия главная роль, по мнению, И. А. Горелкиной, отводится прибыли по основной (операционной) деятельности.

Модель формирования стратегически ориентированной прибыли выглядит следующим образом: общая прибыль определяется как сумма целевой прибыли и прочих доходов за вычетом прочих расходов[26].

С формированием операционной прибыли, определяемой в отчетности в виде показателей прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, связаны текущие издержки, под которыми понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов на осуществление основной деятельности предприятия, формирующие себестоимость продукции[27].

Для принятия управленческих решений затраты различают­ся по следующим направлениям: по степени эластичности к объему производства; безвозвратные затраты; вмененные затраты; инкрементные и маргинальные затраты.

По степени эластичности к объему производства различают переменные и постоянные затраты. Переменные затраты прямо зависят от изменения объема производства и продаж. Однако степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер, регрессивный или прогрессивный. Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и продаж. Они могут иметь место, даже если предприятие временно не осуществляет свою деятельность. Постоянные затраты являются таковыми в коротком периоде деятельности, называемом релевантным периодом.

К безвозвратным затратам относятся расходы на материалы другие ресурсы, потребность в которых отпала. Их величина не может быть изменена в будущем, поэтому они не учитываются в принятии решения.

Вмененные затраты характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют при выборе альтернативного поведения[28].

Инкрементные (приростные) затраты - это дополнительные затраты, связанные с дополнительным изготовлением и реализацией продукции. Дополнительные затраты и доходы в расчете на одну единицу продукции называют маргинальными (предельными). Все рассматриваемые затраты могут быть как переменные, так и постоянные[29].

Поведения издержек, то есть их движение в ответ на изменение объема производства, оказывает решающее влияние на формирование прибыли.

Операционный анализ позволяет отслеживать роль основных факторов в формировании прибыли - объема продаж, цены, затрат, и обеспечить эффективное управление формированием прибыли. Использование этих показателей, по мнению многих ученых, позволяет в практике смоделировать наиболее предпочтительные показатели деятельности: задав необходимый уровень прибыли и зная цену реализации и объем издержек, финансовый менеджер может управлять процессом формирования прибыли, задавая его приоритетные цели[30].


В соответствии с существующими моделями формирования себестоимости, можно предложить следующие модели формирования прибыли, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная схема моделей формирования прибыли[31]

Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом абсорпшен-костинг

Модель формирования прибыли по результатам калькулирования методом директ-костинг

Выручка

Выручка

‑ Производственные затраты (включая постоянные)

‑ Переменные расходы

= Валовая прибыль

= Маржинальная прибыль

‑ Коммерческие и административные расходы

‑ Постоянные расходы

= Прибыль

= Прибыль

Таким образом, модель формирования прибылью – является важной основой функционирования механизма её управления.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности[32].

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, штрафы, санкции и др.

Выводы

Прибыль как экономическая категория представляет собой распределительную форму чистого дохода общества, созданного в сфере материального производства в результате соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов). Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.


Анализ показателей прибыли позволяет выявить проблемы обеспечения эффективной деятельности предприятия и разработать мероприятия, направленные на их решение. Основным источником информации для проведения анализа прибыли предприятия является финансовая (бухгалтерская) отчетность.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В ООО «АРМАДА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Армада»

Общество с ограниченной ответственностью «Армада» представляет собой объединение граждан для совместной деятельности. ООО «Армада» зарегистрирована 15 февраля 2011 г.

Юридический адрес предприятия: 445044, Самарская область, г. Тольятти, ул. Офицерская, д. 2, кв. 48.

Основной целью ООО «Армада» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • услуги «Телекс»;
  • услуги подвижной спутниковой радиосвязи;
  • услуги фиксированной телефонной связи в выделенной сети связи;
  • продажа сотовых телефонов, аксессуаров к телефонам, планшетам; продажа симкарт.

Высшим органом управления общества является общее собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором, избираемым общим собранием учредителей.

Структура управления представлена на рис. 3. Из представленной на рис. 3 структуры управления видно, что она построена по линейно-функциональному признаку. Руководство предприятием возложено на директора предприятия, который разрабатывает стратегию развития предприятия, осуществляется планирование финансово-хозяйственной деятельности. На директора предприятия возложены также функции маркетинга и управления персоналом. Разработкой товарной, ценовой политики занимается начальник отдела продаж. Обязанности заключения договоров с поставщиками возложены на начальника службы снабжения и логистики. В непосредственном подчинении начальников отделов находятся менеджеры, продавцы.