Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Анализ формирования прибыли в ООО «Армада»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Прибыль, известная с давних времён категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны. Формирование и распределение прибыли в процессе деятельности предприятия требует постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методов эффективного управления этими процессами. Несмотря на заметную стабилизацию макроэкономических процессов, на микроуровне, пока не достигнуты докризисные показатели производственной деятельности. На многих предприятиях при сложившемся состоянии цен на продукцию (работы, услуги) и потребляемые материально-технические ресурсы, монополизме ряда отраслей ухудшились показатели деятельности и стал остро ощущаться недостаток финансовых ресурсов для стабильного развития. Все это делает объективно необходимым поиск оптимальных пропорций функционирования финансового механизма предприятия, определения предельных и оптимальных границ формирования и распределения прибыли предприятий с учетом эффективности использования ограниченных природно-сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов. Несмотря на небольшой период функционирования российской рыночной экономики, уже сейчас назрела необходимость вносить дополнительные изменения и корректировки в существующую практику механизма формирования и распределения прибыли хозяйствующих субъектов. В этом направлении предстоит еще много сделать финансовой науке, важной областью которой является теория формирования прибыли.

Цель работы – провести анализ формирования прибыли в ООО «Армада» и выявить пути повышения эффективности управления ею.

В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:

  • исследовать понятие прибыли, ее виды и расчет;
  • рассмотреть теоретические аспекты управления формированием прибыли в организации;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Армада»;
  • провести анализ показателей формирования прибыли на предприятии;
  • определить пути повышения прибыли предприятия.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Армада».


Предметом исследования являются методы управления прибылью предприятия.

В качестве источников информации использованы нормативные правовые акты, труды ученых, посвященных изучаемой проблеме, периодическая печать, годовые отчеты, учетно-отчетная документация ООО «Армада».

В работе использованы методики анализа прибыли предприятия, предложенные отечественными авторами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие прибыли, ее виды и расчет

Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или её антипод - убыток[1]. Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия[2].

Под общим понятием «прибыль» понимают самые различные её виды, так как она представляет собой сложную экономическую категорию, к определению которой в научной литературе имеется несколько подходов. Н. В. Колчина считает, что результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю[3]. Являясь конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий, в общем виде прибыль представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию - разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.


И. А. Бланк определяет прибыль как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности[4].

По мнению А. Г. Ивасенко и Я. И. Никонова, прибыль – часть чистого дохода, который предприятия получают после реализации продукции в качестве вознаграждения за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности[5]. Она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов и других отчислений из выручки в бюджет и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода. В качестве основного дохода они рассматривают преимущественно выручку предприятия.

С экономической точки зрения, как отмечает А. Н. Гаврилова, капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение (будь то заемных или средств акционеров). В противном случае, если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины «стоимости капитала», предприятие фактически растрачивает капитал[6]. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного предприятия. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Сущность прибыли позволяют рассматривать её с нескольких сторон: экономической, хозяйственной и финансовой. С экономической точки зрения прибыль – это приращение стоимости продукта, полученное за определенный период, благодаря использованию капитала; с хозяйственной - это приращение собственного имущества предприятия за определенный период; с учетно-финансовых позиций, прибыль - превышение доходов над расходами.

Бухгалтерская прибыль - прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Однако бухгалтерский метод измерения конечных результатов основывается на исчислении прибыли или убытка по учетным документам[7].


Как отмечает А. Н. Гаврилова, бухгалтерская прибыль имеет ряд существенных недостатков: данный показатель формируется в зависимости от специфики учета страны и отрасли, что ограничивает сферы его применения; изменение общего уровня цен (инфляционная составляют) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды; величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала[8]. Информация о видах доходов является достаточно важной для пользователей отчетности. В настоящее время подобная информация пользователям отчетности в том виде, в котором она могла быть полезной для них, недоступна. Представление в отчетности данных об экономической прибыли организации будет, по мнению экономистов, способствовать получению пользователями полезной деловой информации[9].

Экономическая прибыль - разница между доходами и экономическими издержками, включающими наряду с общими издержками альтернативные (вмененные) издержки; исчисляется как разность между бухгалтерской и нормальной прибылью предпринимателя. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек организации или предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают, отмеченные ранее, упущенные возможности[10].

Несоответствие бухгалтерской и экономической прибыли выражается в том, что первая не отражает экономического содержания прибыли, а, следовательно, реальный результат деятельности организации за отчетный период. Экономический характер прибыли раскрывает то, что будет получено в будущем (рис. 1). В обоих случаях рассчитывается общая прибыль, называемая валовой (балансовой), и чистая прибыль, остающаяся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений. В практической деятельности чаще рассматривают фактическую и плановую прибыль[11].

Общая выручка

Бухгалтерская прибыль

Бухгалтерские издержки (исключительно явные)

Экономическая прибыль

Экономические издержки (явные и неявные издержки)

Рисунок 1. Экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли[12]


Вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определенный момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли[13].

Кроме того, в российской практике бухгалтерская прибыль не идентична налогооблагаемой вследствие разных требований в определении доходов и расходов, разделения бухгалтерского и налогового учета.

Исследования литературы позволили прийти к выводу, что прибыль классифицируется по нескольким признакам, основными из которых являются:

  1. источники формирования: прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от прочих операций;
  2. виды деятельности - прибыль от основной, инвестиционной и финансовой деятельности;
  3. состав элементов, формирующих прибыль - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия[14].

В процессе анализа формирования финансовых результатов используются следующие показатели прибыли:

  1. маржинальная (валовая) прибыль - разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;
  2. прибыль от продаж (операционная прибыль) - разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода;
  3. общая сумма брутто-прибыли отчетного периода - финансовые результаты от продажи продукции, работ и услуг, доходы и расходы от прочей деятельности[15];
  4. налогооблагаемая прибыль - это общая сумма прибыли отчетного периода, скорректированная для нужд налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
  5. чистая прибыль - часть прибыли отчетного периода, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;
  6. капитализированная (реинвестированная) прибыль - часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;
  7. потребленная прибыль - та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на социальные программы[16].