Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Роль человеческого фактора в управлении)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стиль компромисса. В данном случае менеджер немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, второая сторона делает то же самое. Выходит, стороны сходятся на частичном удовлетворении своих желаний и частичном выполнении желаний оппонента. В какой-то мере, такие действия могут напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством, так как обеим сторонам приходится идти на уступки. В результате они могут прийти к общему решению. Стиль компромисса наиболее эффективен, когда оба человека претендуют на один и тот же объект, но знают, что одновременно это невыполнимо.

9. Способы разрешения конфликтов

При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуациях потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать многие факторы. Во первых необходимо понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуациями в своей работе, постараться заранее предугадать наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться заранее способам их решения, осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения. Так же не стоит забывать, что участники конфликтов могут иметь различный ранг, чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта так же может разводить участников конфликта на разные позиции.

Управление конфликтами, или их разрешение – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений. Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения в конфликтной ситуации. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов. Определение основной конфликтной проблемы. Желательно выяснить:


- как я понимаю проблему;

- какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта;

- как мой партнер видит проблему;

- соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации;

- как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему;

- в каких вопросах мы с партнером расходимся, а в каких – солидарны и понимаем друг друга.

Для успешной работы, менеджеру необходимо задуматься о профилактике конфликтов. Чем раньше обнаружена проблема, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. В современной организации деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия. Она может вестись по четырем направлениям:

1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, обществе невозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества и разрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. К числу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций; успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования компаний – важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизацию организационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей, отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности других работников.


3. Устранение социально-психологических причин конфликтов.

4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Если конфликт сторон уже случился, менеджеру необходимо предпринять все необходимые меры для его решения. Для начала стоит рассмотреть переговоры, как способ разрешения конфликта. Они представляют собой широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации. Каждый конфликт, в своем развитии, проходит несколько стадий, напряженность (период, когда проводить переговоры еще рано), несогласие, соперничество (переговоры рациональны), враждебность, агрессивность, насилие и военные действия. При разрешении конфликта стоит учитывать его стадию.

Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют. Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры; какая атмосфера ожидается; важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом. Опытные переговорщики считают, что от правильно организованной данной стадии на пятьдесят процентов зависит успех всей деятельности.

Под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп. Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.


Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, что удалось сделать, а затем-то, что не удалось: оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме; оценивающий должен отвечать за объективность оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков; четко формулировать новые цели; воодушевлять сотрудников на новую работу. Следование рекомендациям по предотвращению конфликта поможет избежать возникновения конфликтной ситуации, а при ее появлении поможет конструктивно ее разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.

Но важно помнить, как бы мы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению сотрудников и командообразованию ни проводили, как бы ни шлифовали должностные инструкции, в итоге приходим к пониманию, что конфликты в организации все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия, как между отдельными людьми, так и подразделениями, которые рано или поздно приведут к конфликтам. И задача «руководить без конфликтов» – не более, чем миф. Получается, что конфликт – это естественное состояние для любой системы. А задача специалистов – использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.

10. Профессиональный рост сотрудников

Работа с персоналом на предприятии является одной из основных обязанностей всех руководителей и специалистов этого предприятия. Ответственность за работу с персоналом на предприятии несет лицо, осуществляющее управление имуществом этого предприятия, то есть руководитель предприятия.

Система повышения квалификации персонала - важное условие сохранения конкурентоспособности организации. Даже при высочайшем качестве товара или услуги, производимых компанией, для достижения успеха необходимо, чтобы все звенья компании работали быстро, слаженно и профессионально. Особенно это актуально в условиях быстро меняющегося внешнего окружения организации, невозможности прогнозировать его развитие на долгосрочный период.


Все это требует высокого уровня квалификации персонала организации, умения людей, особенно руководителей, принимать правильные решения, четко взаимодействовать друг с другом с использованием самых современных знаний в различных областях организационной деятельности. Не случайно признано, что высококвалифицированные кадры являются самым ценным капиталом любой организации.

Программы повышения квалификации составляются для сотрудников различных уровней иерархии:

- рядовых сотрудников организации;

- руководителей среднего звена;

- руководителей высшего звена.

Цель этого. увлечение производства товаров или услуг за счет интенсивного (а не экстенсивного) пути развития организации, увеличение качества работы и повышение уровня регулярного менеджмента организации.

Программы повышения квалификации составляются с учетом специфики каждого сотрудника и области его профессиональной деятельности и могут быть разработаны для:

- типовых рабочих мест (например, менеджеры по продажам и менеджеры по ведению договоров отдела сбыта);

- групп сотрудников (например, отдел сбыта в целом);

- персонально.

Программы повышения квалификации разрабатываются с учетом результатов аттестаций персонала и служат одним из инструментов реализации кадровой политики компании. Результаты такого подхода, повышение эффективности работы персонала повышение качества продукции, улучшение организационной культуры на основе более квалифицированного подхода к решению организационных проблем; повышения уровня регулярного менеджмента; стабилизации кадрового состава на основе предоставления; организацией возможности профессионального, карьерного и личного роста сотрудникам.

Работа с персоналом на предприятии является одной из основных обязанностей всех руководителей и специалистов этого предприятия. Ответственность за работу с персоналом на предприятии несет лицо, осуществляющее управление имуществом этого предприятия, то есть руководитель предприятия. Руководство процессом подготовки и повышения квалификации рабочих, руководящих работников и специалистов возлагается на главного технического руководителя предприятия (главного инженера, технического директора, директора по производству и др.). Планирование и организация работы с остальным персоналом подразделений должны осуществляется руководителями структурных подразделений.

К подготовке по новой должности допускаются лица, имеющие профессиональное образование. Лица, не имеющие соответствующего образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения. Подготовка персонала по новой должности проводится по планам и программам, утверждаемым главным техническим руководителем предприятия по каждой должности, каждому рабочему месту.