Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

олигополия рынок экономика

Рынок, а точнее его тип и характер, оказывает существенное влияние на поведение фирмы, функционирующей на нем. Рынки подразделяются на типы в зависимости от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее и т.д.

В зависимости от характеристик выделяют следующие типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии и олигополии. Рынки монополистической конкуренции (производство обуви, одежды, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная, нефтяная и металлургическая промышленность) превалируют в странах с развитой рыночной экономикой. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются абстрактными моделями, так как встречаются намного реже. Поэтому на их основе чаще всего проводят анализ поведения фирмы на том или ином рынке. Анализ модели совершенной конкуренции помогает сравнить «идеальный» рынок с реальным.

В настоящее время олигополистический тип рыночной структуры является наиболее распространенным среди всех. Именно поэтому выбранная тема является актуальной. Современные исследователи отмечают, что олигополия сегодня имеет доминирующее положение из всех форм рынка, при котором несколько фирм продают дифференцируемый или однородный товар, вход, на рынок которого затруднен для других фирм, а контроль над ценами ограничен взаимосвязью и взаимозависимостью фирм, и где действует неценовая конкуренция. Основной причиной создания и формирования олигополий является экономия на масштабах производства – хозяйствующие субъекты стремятся сэкономить на издержках, чтобы получить большую прибыль.

Целью данной курсовой работы является изучение поведения фирмы в условиях олигополии. То есть рассмотрение особенностей олигополистического рынка, изучение поведения и модели фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, а также рассмотрение и изучение основных видов и моделей олигополии.

1.Олигополия и ее характерные особенности

1.1 Основные признаки и понятие олигополии

По одним данным, понятие «олигополия» ввел в экономическую науку английский экономист Э. Чемберлин, по другим – что создателем данного термина был Т. Мор. Олигополия – (от греч. oligos малочисленный и poleo - продаю, торгую) - господство небольшого количества фирм и компаний в производстве определенных товаров и на рынке этих товаров.[1]


По-другому олигополия это такой тип рынка, при котором несколько фирм контролируют его основную часть. Продукция может быть однородной или обширной (дифференцируемой). Для олигополии характерны некие ограничения (барьеры) для входа новых фирм в данную отрасль. Эти барьеры связаны с эффектом масштаба, большими рекламными расходами, а также действия фирм с тем, чтобы не допустить в отрасль вхождения новых конкурентов.

Основные признаки олигополии.[2]

  1. Небольшое количество фирм в отрасли.

Характерный признак олигополистического рынка – господство в отрасли нескольких крупных предприятий. Их крупный размер – это следствие их немногочисленности на рынке, как правило, от 3 до 15 компаний удовлетворяют большую часть рыночного спроса.

Еще одним следствием такого небольшого количества фирм являются их особая взаимосвязь, которая проявляется во взаимозависимости и остром соперничестве между существующими предприятиями. Такая взаимосвязь проявляется в ответной реакции конкурентов на любую деятельность одной из фирм. Эта взаимозависимость действий и поведения фирм является характеристикой олигополистического

Примеры классических в США – «Ford», «Motors», «Chrysler»; – страны-экспортеры авиастроение – «Airbus», «» и российский «Аэрофлот» и [3]

Два продавца на олигополии – это Условно считают, 24 фирмы на олигополистическом – это верхний то есть если 25 фирм, то рынок считать монополистической

По концентрации продавцов подразделяют на «плотную» и «». К «плотным» относят при которых от 2 до 8 фирм.[4] Если же более 8, то это «» олигополии.

  1. Однородность дифференцированность продукции.

производимый на олигополистическом может быть однородным, так и

  • Примерами однородной () олигополии могут такие виды как цемент, (сталь, медь, ), различные ткани, То есть тогда, покупатель не имеет предпочтений в фирменной того или товара, если являются товарами-
  • Другая ситуация, для покупателя торговая марка т.е. товары не являются -заменителями. Разница такими товарами быть как (дизайн, качество), и мнимой (упаковка, реклама). Такими могут являться компьютеры, сигареты, техника, алкогольные и напитки.
  1. Степень на рыночные цены.

на цены при также высоки, и монопольная власть, но не в мере, как чистой монополии. власть на рынке относительным превышением цены фирмы ее издержек. Значение коэффициента (коэффициент ) для олигополии чем при конкуренции, но меньше, при чистой


  1. Наличие барьеров входа в отрасль.

в отрасль ограничен барьерами, то есть к рынку новым затруднен, но возможен. рассмотрении барьеров несколько типов рынков: медленно рынки, молодые и динамично развивающиеся

Для медленно рынков характерны высокие барьеры. это отрасли со технологией, которому крупное оборудование, а высокие размеры эффективного производства, затраты и стимулирование Для данных характерен положительный масштаба производства, которому минимальные издержки (min ATC) быть достигнуты при большом выпуска. Также, на рынок, на котором всем известные требуют значительных капиталовложений. Вход на рынки могут себе лишь конкурентоспособные фирмы, имеют необходимые и организационные ресурсы.

молодых же развивающихся рынков возможно новых фирм в так как на продукцию расширяется а увеличение предложения не понижающего воздействия на

На поведение в условиях олигополии в и долгосрочном периодах роль играет взаимоотношений между фирмами на рынке. В и состоит уникальность структуры рынка, при остальных рынка значение конкурентов не так Только при решение каждого из существенно влияет на фирмы и на всю в целом.

Для рассмотрения поведения в условиях олигополии, простейшую ситуацию, на рынке действуют две фирмы, то дуополию.

Дуополия – олигополистическая ситуация, на рынке действуют две конкурирующие собой фирмы. которую получит зависит не только от ее но и от действий конкурентов, также стремятся свою прибыль и

Первая модель была предложена экономистом О.Курно в году. Данная анализирует поведение допуская то, что ей известны цена и выпуска продукции, определила для фирма-конкурент. фирмы-дуополиста поиск собственного производства, опираясь на конкурента, как на На рис.1 показано поведение в условиях дуополии.

Рис.1 фирмы-дуополиста в периоде

Краткосрочный

На графике представлена ситуация, что дуополиста – это компании, и их предельные постоянны – кривая МС

Допустим, что А известно, что не собирается ничего В таком случае A будет являться Кривая спроса на ее совпадет с кривой всех отрасли. То предельного дохода положение . При МС=MR А достигнет оптимального себя объема (на графике это 50 ед.).

же фирме А станет что фирма В будет выпускать 50 продукции, а фирма А для своей цену , то спроса на не будет: те 50 ед., которые готов принять по цене уже фирмой В. Но если А установит цену , то спрос рынка 75 единиц. Так фирма В предлагает 50 ед. продукции, то для А останется (75-50=25) 25 единиц. цена опустится до , то потребность в продукции А составит 50 единиц (100-50=50).


перебирая различные цен, мы получаем различные потребности рынка в фирмы А. Таким на продукцию фирмы А новые кривые и предельного дохода . использовав равенство дохода и издержек (МС=МR) новый оптимальный производства для А (теперь он составляет 25 ед.)

производства при больше того, установился бы при монополии, но меньше, при совершенной

Две фирмы 75 единиц продукции, как при монополии выпускалось бы 50 единиц.

Цены же олигополии меньше но выше цен совершенной конкуренции:

На показано, что установленная фирмой А, и должна будет фирма В для продажи своих 50 продукции, установилась на . только при уровне цен будет в состоянии 75 единиц продукции, обоими фирмами. ниже монопольной , но выше конкурентной .

Экономический механизм что монополия, производство и завышая оставляет неудовлетворенной рынка. Этот является рынком для второго позволяя ему продукцию, если будут, ниже уровня.

1.2 Поведение фирмы при разных видах олигополии

Нескоординированная

При рассмотрении Курно выяснилось, при каждом объема производства цены конкурента к появлению новой спроса для фирмы. На Рис.3 показано, к последствиям может этот вывод, не брать во внимание Курно о том, что фирмы-конкурента известны. Именно происходит при олигополии. Модель кривой спроса предложена в первой 20 века, а точнее в г., П.Суизи, К.Холлом и Р.

Рис.3 Модель ломаной спроса.

Допустим, находится в некоторой А (выпуск продукции , ) своей кривой и стремится перейти из в точку O, в которой максимальные прибыли, т.е. MR=МС. при этом не угрозы, а поэтому не станут предпринимать. фирме удастся оптимальной для точки О.

Но более то, что фирмы-почувствуют ущемление и свои цены, самым расширив продукции. Для фирмы данные обернутся снижением Если фирмы-в ответ на снижение рассматриваемой фирмы до начнут снижать то, начиная с точки N, спроса сменит кривая . Также кривая предельного с на . Если кривая будет иметь форму, то для предельного дохода характерен разрыв, то в ней появится участок. Значит, О перестанет быть оптимума, при обеспечивается максимальная и МС пересекаются в другой то равенство MR=МС больше не для точки О. В с новой кривой объем продукции продать по цене , как точка О выше кривой . То максимизации прибыли нереальной.


Движение из N к точке также к неуспеху. На новое цен фирмы-могут ответить Следовательно, кривую новая кривая , будет находиться ниже. Точка будет недостижимой. образом, снижая цену, фирма-может вызвать реакцию ответных конкурентов и снижения тем самым прибыль.

Такая же сложится, если решит повышать Только в этом изменение цены не введение определенных со стороны конкурентов, а может привести к их Фирмы-конкуренты присоединиться к повышению цен, и потеря клиентов рассматриваемой фирмы невелика.

Таким при изменении кривая спроса на фирмы в условиях олигополии имеет вид. Движение по первой это до активной конкурентов, а после – по другой.

Точка является довольно так как ее зависит от субъективной действий фирмы -конкурентами. Надежная следует принципу «Не резких движений», как очень можно вызвать войну.

Таким для нескоординированной характерны негибкие [5]

Общая логика преимуществ рыночной основывается на механизме саморегуляции рынка. Но нескоординированной олигополии саморегуляция если не то является блокированной. В нескоординированной олигополии искажение объемов и рынка по сравнению с объективными запросами. В случае могут губительные ценовые между огромными (корпорациями), когда вырываются наружу, и переходят к открытым Такие войны в конце XIX XX века, когда бизнес только зарождаться.

Такие рыночных механизмов привлекать внимание экономических школ.

С зрения марксизма рынка (а в его это монополизация) начальным этапом капитализма, рыночная превосходит другие рынка благодаря саморегуляции цен, а также широкого спектра Но не все маленькие могут выдержать конкуренции, они поглощаются, либо банкротами. Так крупные предприятия, а с ними и олигополия.

конкуренция сама олигополию. Олигополия в очередь ослабляет (а в случаях полностью ) механизм рыночной Так, капитализм сам загоняет в «могилу». считать крах неизбежным, то нужно усилия для нового строя – Однако не только но и другие немарксистские не отрицают наличие потенциала в олигополизации Но выводы из ситуации более оптимистичными.

Во- рынок обладает возможностями. Олигополия не ликвидирует конкуренцию, а в виде встречается редко. На олигопольном как правильно 3-5 фирм и еще компаний второго К тому же кроме фирм, к рынку доступ и иностранные Более сложные олигополии показывают, при росте фирм-олигополистов Курно приближается к равновесию. Поэтому на рынке олигополии остаются механизмом экономики.