Файл: Административные барьеры входа на российских рынках (Направления снижения административных барьеров в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы существования административных барьеров не являются новыми и имеют достаточно глубокие исторические корни, в тоже время изученность данной проблемы остаётся недостаточной для разработки эффективной концепции, которая объясняла образование и функционирование административных барьеров.

Отсутствие или противоречивость законодательных актов, возможность их неоднозначной трактовки и применения, лицензирование хозяйственной деятельности, сертификации товаров, продукции, согласование инвестиционных проектов, ограничение прав собственности и иные связанные с этим значительные издержки являются главными проблемами развития предпринимательской деятельности и входа на российские рынки.

Мировая практика показывает, что существование административных барьеров является особенной мерой регулирования экономики, которая вводится в случаях, когда остальные методы регулирования показали свою низкую эффективность.

В России функционирование административных барьеров как метода регулирования хозяйственной деятельности возникло в ответ на товарную интервенцию в начале 90-х гг. Массовое проникновение на российский рынок некачественной продукции, активное развитие рынка услуг привело к распространению лицензирования и сертификации. Данные методы госрегулирования введены для контроля большей части продукции, товаров и услуг. Таким образом, административные барьеры в России были закреплены как формальный институт. Из-за обширного поля использования этих процедур сформировать реальные механизмы их контроля не удалось. Вследствие этого административные барьеры фактически потеряли свою регулятивную функцию, превратившись в бизнес чиновников, обретя при этом неформальный характер.

Административные барьеры являются не просто препятствием на пути входа на рынки и развития бизнеса, но и образуют иную государственную проблему, а именно уход предпринимателей в «теневую» экономику в целях снижения издержек и «бюрократических рисков». В результате субъекты хозяйствования лишаются возможности получить некоторые услуги, предоставляемые государственным сектором, уменьшаются поступления в бюджетную систему.

Объектом исследования в курсовой работе являются административные барьеры входа на российские рынки.

Предметом исследования является совокупность отношений, которые возникают между хозяйствующим субъектом, государством и группами специальных интересов, которые определяют направления возникновения и существования административных ограничений.


Целью курсовой работы является определение условий возникновения административных барьеров входа на российские рынки.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть входные барьеры: их роль и классификация в хозяйственной деятельности субъектов экономики;
  • рассмотреть административные барьеры их экономическое содержание и классификацию;
  • проанализировать институт административных барьеров и формы его реализации в России;
  • рассмотреть зарубежный опыт поддержки предпринимательства и устранения административных барьеров;
  • выделить основные направления снижения административных барьеров в России.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили разнообразные источники информации. В качестве источников информации использовалась литература изданная издательствами, имеющими высокую степень надежности, например Инфра-М, Юрайт, издательство Оренбургского государственного университета, издательство университета ИТМО. Также использовались статьи из журналов и периодических изданий размещенные на порталах КиберЛенинка, eLIBRARY.RU и др. Данные научные электронная библиотеки обладают богатыми возможностями поиска и получения важной и актуальной информации и заслуживают высокой степень надежности.

Также использовались данные официальных органов власти – федеральной антимонопольной службы, Института уполномоченного по правам предпринимателей и др.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

1.1. Входные барьеры: их роль и классификация в хозяйственной деятельности субъектов экономики

Динамичное развитие рыночных преобразований в экономике и изменение роли и функции государства требуют более пристального внимания к проблеме барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок. Анализ рынков с точки зрения наличия и степени значимости тех или иных барьеров для входа, позволяет выработать и реализовать наиболее эффективные практические меры по их устранению (снижению), с точки зрения, как государства, так и хозяйствующих субъектов.


Как показывают исследования, особое место занимают барьеры для входа на товарные рынки, создаваемые органами государственной власти в рамках процесса регулирования экономики (лицензирование, регистрация, налогообложение, регулирование цен, ограничение перемещения товаров, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам, предоставление эксклюзивных прав) [13, с. 6].

Государственное регулирование процессов развития рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, проводимых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями, необходимых для совершенствования системы рынков и ее приспособления к изменяющимся условиям [7, с. 167].

Уменьшение ограничений для развития конкуренции на рынке способствует устранению барьеров входа или уменьшения их значимости, создает условия, при которых компании не имеют стимулов к объединению в картель и осуществлению ценового сговора [14, с. 19].

Таким образом, уровень монополизации экономики в значительной степени зависит от наличия и высоты барьеров входа в отрасль.

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие вступлению новых агентов на данный товарный рынок и ограничивающее их допуска к равной конкуренции с уже действующими там участниками [18].

В экономических системах с развитыми товарными отношениями, где имеет место насыщенность рынка продукцией, социально-экономическим барьером является установившаяся емкость рынка или ограниченность спроса. Факторы, влияющие на высоту такого социально-экономического барьера, как емкость рынка, могут быть сведены к следующим: степень насыщенности отраслевого рынка продукцией; фиксированность платежеспособности населения; интенсивность деятельности на рынке иностранных конкурентов.

Исследования проблем входа в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований, и, в первую очередь, связаны с пионерными трудами Дж. Бэйна. С пятидесятых годов XX в., когда вышла в свет его работа, и до сегодняшнего дня проблемы потенциальной конкуренции и условий входа в отрасль являются главными в рамках экономики отраслевых рынков, что, безусловно, породило множество подходов к определению отраслевых входных барьеров [13, с. 8].


В настоящее время под барьерами «входа-выхода» (отраслевыми барьерами) следует понимать совокупность факторов объективного или субъективного характера, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь (затраты на перепрофилирование производства и пр.) [26, с. 21].

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный такими особенностями данной отрасли и рынка, как технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции, либо определятся поведением хозяйствующих субъектов: включая антиконкурентные действия или соглашения. Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Особое место занимают барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики. Например, лицензирование, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным субъектам [23, с. 116].

Под барьерами выхода с рынка понимаются любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности на рынке без серьёзных экономических потерь.

Барьеры выхода связаны, главным образом, со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности. Таковыми можно считать как ликвидность активов; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья; замкнутость и связанность технологических цепочек. Кроме того, существуют и необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы либо продукты, например капиталовложения в рекламу и маркетинг [13, с. 7].

Поскольку барьеры входа и барьеры выхода тесно взаимосвязаны между собой, имеет смысл использовать общий термин для характеристики наличия некоего ограничения свободного движения капитальных и трудовых ресурсов между отраслями в виде «барьеров входа-выхода», или просто «рыночного барьера» [19].

Под рыночными барьерами обычно понимают препятствия, которые воздвигаются на границах рынка и затрудняют доступ на рынок новым участникам и выход с рынка. Эти препятствия могут воздвигать либо доминирующие на рынке фирмы, либо они возникают ввиду наличия у продукции и производственных процессов особых характеристик (например, необходимости осуществления на старте крупных, длительно окупающихся инвестиций). И наконец, препятствия могут быть обусловлены действиями правительства [14, с. 33].


Теоретические школы и подходы, определяющие барьеры входа в рамках теории отраслевых рынков дают исчерпывающее представление о непосредственном определении «барьера входа». Важнейшим выводом из анализа структурного определения отраслевых барьеров входа Дж. Бэйна, определения Чикагской школы, нормативного определения, определения с позиций укоренившихся фирм, определения в рамках контрактного подхода и определения с точки зрения преимуществ интернализации является выделение (экстракция) самих барьеров входа [13, с. 8].

В приложении А представлены основные теоретические подходы определяющие понятие барьеры входа. Таким образом, таблица показывает, что существует множество различных взглядов экономистов определяющие понятие барьеры входа на рынок.

Принято различать два вида барьеров: с точки зрения длительности временного интервала – стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирм; с точки зрения функционирования фирмы – структурные, или нестратегические, те, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Классификация видов барьеров представлена в приложения Б.

К стратегическим (их также называют субъективными) барьерам относят стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов и др.

К нестратегическим относят барьеры, которые порождены объективными характеристикам отраслевого рынка, связанные с характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т.д. [26, с. 22].

Вход новых предприятий является ключевым показателем деловой активности. Он отражает важный аспект предпринимательства в стране, в частности мощности для запуска совершенно новых направлений бизнеса [11].

Таким образом, рассмотрев особенности входных барьеров, можно отметить, что входные барьеры представляют собой факторы, которые препятствуют проникновению конкурентов на определенный рынок. Вход на рынок – это важная характеристика, которая оказывает влияние на динамику отрасли. Если на рынке существуют барьеры входа, то это отражается на развитии промышленности и экономического благосостояния в целом. Стоит отметить, что снижение барьеров входа или ограничение их проявления являются важным элементом конкурентной политики. Выделяют нестратегические барьеры, а также стратегические барьеры, на которые может оказывать влияние сама компания.