Файл: Диагностика профессионального стресса руководителей.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема профессионального стресса в научной литературе
1.1 Понятие профессионального стресса: подходы к определению и характеристика
1.2 Факторы и причины профессионального стресса в работе руководителя
2. Диагностика профессионального стресса руководителей
2.1 Теоретическое обоснование и организация исследования
Введение
В последние годы отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделена как важная проблема при управлении персоналом. Это связано с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида.
Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни. Стресс – это естественная реакция организма человека на внешние раздражители. Т.е. стресс является ответной реакцией организма на экстремальные условия, которые нарушают спокойствие человека и его эмоциональное равновесие.
Причем, стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные. Как правило, стрессу подвержен любой человек: вне зависимости от положения в обществе, занимаемой им должности и материального достатка.
Так как стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, он неразрывно связан с его производственной деятельностью. Результатом этого
являются рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения. В итоге это приводит к потере квалифицированной рабочей силы, снижению производительности труда.
По данным исследований, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. Наиболее часто признаки профессиональной деформации личности проявляются в социономических профессиях или профессиях типа «человек – человек» (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением.
Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на физическое и психическое здоровье работника, но и на организационную среду, эффективность функционирования организации в целом, производительность труда, плодотворность производственной деятельности людей.
В настоящее время проблема профессионального здоровья и личностного благополучия медицинского персонала привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных ученых (Н. Е. Водопьянова, А. Б. Леонова, Г. С. Никифоров, Ш. Купер и др.). Это связано с тем, что врачи являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных).
Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом факторов, таких как высокий уровень неопределенности, ответственность за принимаемые решения, необходимость одновременного выполнения нескольких видов работ. Все эти факторы в совокупности приводят к проявлениям профессионального стресса, что ставит во главу угла проблему профилактики стресса и укрепления профессионального здоровья менеджеров.
Объектом данного исследования выступает профессиональный стресс и факторы его возникновения.
Предмет исследования – профессиональный стресс в работе менеджеров.
Цель данного исследования – проанализировать содержание профессионального стресса управленческой деятельности на примере руководителей салонов связи.
Задачи исследования:
- рассмотреть подходы к определению понятия профессионального стресса и его характеристики;
- проанализировать основные факторы и причины профессионального стресса в работе руководителя;
- провести диагностику степени проявления профессионального стресса руководителей салонов связи.
Методы. В исследовании применялся эмпирический метод, который был представлен следующим диагностическим инструментарием:
1. Для определения психического выгорания руководителей была использована методика диагностики профессионального выгорания (Е. Ильина).
2. Для определения личностных детерминант психического выгорания:
- Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»);
- Анкета оценки нервно-психической устойчивости (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова);
- Диагностика уровня личностной невротизации В.В. Бойко;
- Самооценка психических состояний Г. Айзенка.
3. Для определения организационных детерминант психического выгорания:
- Шкала профессионального стресса Д. Фонтана;
- Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (В.А. Уразаева, И.Д. Ладанова);
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
- Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест).
База исследования: 50 офисов салонов связи «Мегафон».
Выборка испытуемых: 50 директоров салонов связи.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Проблема профессионального стресса в научной литературе
1.1 Понятие профессионального стресса: подходы к определению и характеристика
Термин «стресс» (от англ. «stress» – давление, напряжение) изначально был заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [9]. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [12, с. 117].
В 1936 году понятие стресса в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие ввёл Г. Селье [2]. Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях [10, с. 136].
Разные исследователи понимали стресс по-разному. Тем не менее, в современной научной психологической литературе термин «стресс» используется, преимущественно, в трёх значениях.
Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение, направленные на адаптацию к этому воздействию [7, с. 90]. В рамках такого понимания «стресс» сводится к понятию «стрессор».
Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние, эмоции, защитные реакции и процессы преодоления стресса (копинг-стратегии), происходящие в самом человеке [15, с. 133]. В этом случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Это соответствует пониманию «стрессовой реакции».
Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [6, с. 76-77]. Стресс понимается как взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.
В данной работе под стрессом будет пониматься комбинация стрессора и стрессовой реакции, без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность [4]. Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Чтобы продемонстрировать это более наглядно, приведём следующий пример. Представим, что двух человек уволили с работы. Для одного это будет сильнейшим ударом: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за квартиру?» и т.п. Другой же воспримет увольнение более разумно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, честно, мне не очень нравилась такая работа. Теперь я смогу подыскать работу по душе». Как видно из примера, стрессор (увольнение) может вызвать физиологическое возбуждение, но к такому результату приведет лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению, этот человек переживает стресс. Второй человек равным образом столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не произошло, и этот человек не подвергся стрессу [10, с. 75].
Стресс, согласно концепции физиолога Г. Селье (исследователя данного явления и разработчика понятия), имеет три стадии развития (рис. 1) [13]:
1 — стадию тревоги: происходит воздействие неблагоприятного фактора, возникает тревога, страх, повышается психическое напряжение;
2 – стадию сопротивления: организм начинает реагировать на это неблагоприятное воздействие (происходит борьба со стрессом, привыкание к нему или дальнейшее погружение в стресс);
3 – стадию истощения: если воздействие слишком сильное или не принимаются никакие меры по устранению источника напряжения и стресс приобретает хронический характер, то ресурсы организма истощаются. Могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.
Рис. 1. Стадии стресса по Г. Селье
В своей теории Г. Селье указывал на то, что стрессором может выступать не только негативное, неприятное событие в жизни, но и положительное, радостное событие, требующие адаптации к произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого человека, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак) [1, с. 145].
Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, вызывающую положительные эмоциональные реакции, эти состояния обозначают как эустресс [7, с. 118-119]. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс [10, с. 151].
Профессиональный стресс — «…это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс…» [9, с. 165-166].
Психологический стресс, возникающий на работе, можно подразделить на четыре формы: управленческий, информационный, коммуникативный и эмоциональный [14]. Стрессовыми факторами для нас являются содержание работы, рабочая нагрузка, темп работы, график работы, обязанности, перспектива профессионального развития, специфика профессионального общения с коллегами и руководством, а также условия участия в управлении [5, с. 133].
Можно выделить как негативные, так и позитивные последствия профессионального стресса (таблица 1) [14, с. 157].
Таблица 1. Значение профессионального стресса
Профессиональный стресс |
|
---|---|
Позитивное значение |
Негативное значение |
Стресс проявляется как защитная реакция организма на чрезмерное напряжение. Он как будто говорит: «Пора остановиться, надо отдохнуть» или «Нужно что-то менять». То есть стресс призван оградить человека от нервного срыва. В этом его предупреждающее значение. |
Стресс истощает ресурсы организма и ослабляет здоровье. Под его воздействием снижается иммунитет, ухудшается деятельность пищеварительной системы, появляются сердечно-сосудистые заболевания. |
На начальной стадии стресс может побуждать к действиям, помогает мобилизовать силы для преодоления трудных ситуаций. Если перед человеком ставится какая-либо профессиональная задача и он не знает, как её решить, то сначала чувствует замешательство, тревогу, затем собирается с мыслями и приступает к творческому поиску. Это даёт сотруднику возможность расти личностно и профессионально, получать необходимый опыт. |
Стресс часто вызывает реакцию торможения. У человека в состоянии напряжения обычно сжимаются мышцы, замирает дыхание. На уровне психики происходит то же самое: наблюдаются колебания в принятии решений, отсутствует желание действовать, теряется вера в собственные силы. |
Таким образом, в данном параграфе представлена характеристика понятия стресса и его отражение в профессиональной деятельности.
1.2 Факторы и причины профессионального стресса в работе руководителя
Стресс в профессиональной деятельности вызывают различные причины – физические и психологические [6]. Некоторые из них существуют реально, другие больше надуманы.
Физическое воздействие выражается в повышенной нагрузке, неудовлетворительных условиях, в которых проходит трудовая деятельность, непродуманность организации работы, особые условия (посменно, ночные часы) [9].
Психологические факторы включают в себя [11, с. 167-168]:
- высокие требования к себе, гиперответственность;
- плохую информированность, много лишней информации;
- неопределенность обязанностей и ответственности;
- отсутствие или слишком высокая мотивация;
- частую смену стратегий поведения в ходе развития одной ситуации;
- недостаток времени;
- особые условия труда;
- низкий статус сотрудника;
- подчиненность руководству, предъявляющее высокие требования;
- неудовлетворенность возможностями карьерного роста, их отсутствие;
- трудные отношения в коллективе, с руководством;
- несоответствие занимаемой должности;
- невозможность самореализации;
- высокую нагрузку с заниженной оплатой.
Как видно, причин возникновения профессионального стресса в наше время предостаточно. Самые частые из них - организационные факторы на работе, условия труда и атмосфера в коллективе.
Особое влияние на развитие профессионального стресса оказывают перегрузки [10, с. 173]. Неправильное планирование рабочего времени, неравномерное распределение заданий, большие объемы работы приводят к физическому и умственному напряжению. Недостаточная загруженность сотрудника также может стать причиной стресса. Если он недополучает нормального объема работы, не имеет возможности в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, то чувствует себя обделенным, тратя силы и время на «отсиживание часов» [12, с. 173].
Соответствие организации рабочего места потребностям сотрудников тоже очень важно. Плохая освещенность, сквозняк или душное помещение, постоянно звонящий телефон (если деятельность не связана со звонками) мешают сосредоточиться. Раздражение и напряжение нарастают - нетрудно представить, к чему это приводит к концу рабочего дня.