Файл: Социально-психологический климат организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А организационные изменения – необходимое движение и развитие организации, которое придает ей новое состояние, качественно отличное от старого. Это процесс освоения компанией новой модели поведения, приобретения конкурентных преимуществ и отношений между людьми и группами в ней. Несмотря на это, организационные изменения также могут носить и негативный характер. Поэтому руководители многих предприятий сталкиваются с такой проблемой, как сопротивление персонала. Кроме того, данная проблема является и следствием ухудшения социально- психологического климата, негативной обстановки внутри коллектива.

2.2. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Модернизация социально - экономических процессов в российском обществе требует пересмотра роли коллектива в решении конкретных производственных задач в различных сферах трудовой деятельности.

Усложнение техники и технологии позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника. Большую часть своей жизни работающий человек проводит в трудовом коллективе. От психологической атмосферы, преобладающей в коллективе, зависит не только самочувствие его членов, но и показатели труда.

Данное утверждение говорит о необходимости поиска резервов эффективности коллективного труда, которые мало изучены и используются недостаточно. Главные резервы эффективности деятельности трудового коллектива представлены в его социально - психологическом климате, который определяет совокупность ценностей, 87 стереотипов, правил, норм поведения, способов коллективных отношений, совместной деятельности и распределение ролей между членами трудового коллектива.[27]

Социально - психологический климат трудового коллектива являет собой интегрально - качественную характеристику социальных взаимоотношений организации. Психологический климат есть важная характеристика коллектива, являющаяся показателем уровня развития и потенциальных возможностей самоуправления и достижения целей в выполняемой деятельности.

Социально - психологический климат – это преобладающий психологический настрой членов коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их жизнедеятельности.

Особенности социально - психологического климата видны в таких групповых эффектах, как настроение членов коллектива, характер межличностных взаимоотношений, самочувствие и оценка условий работы и жизни в трудовом коллективе. [28]


Главной целью формирования благоприятного социально - психологического климата является создание социально - психологических условий жизнедеятельности трудового коллектива. В качестве результата формирования благоприятного социально - психологического климата выступает высокая сплоченность коллектива и уровень развития межличностных контактов, активное участие коллектива в управлении производством и общественными делами, их сотрудничество и взаимопомощь, высокая продуктивность коллективной работой, взаимная доброжелательность, защищенность личности в коллективе.[29]

Создание благоприятного социально - психологического климата трудового коллектива – важнейшее условие борьбы за рост производительности и качества труда. Кроме того, социально - психологический климат является ключевым показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, а также способности реализации возможностей работников.

Возрастание влияния социально - психологических факторов в структуре организации? способствует совершенствованию, как условий труда, так и организации в целом. [30]

Социально - психологический климат способствует повышению мотивации персонала, удовлетворенности трудом, готовности к сотрудничеству с руководством, заинтересованности в достижении высоких результатов труда и приверженности целям и ценностям компании.

Социально - психологический климат влияет на такие показатели как: производительность и качество труда, уровень текучести кадров, количество опозданий и прогулов, сроки выполнения работы, уровень конфликтности, степень включенности персонала в работу, аккуратность или небрежность в обращении с трудовым материалом, количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников.

ВЫВОД

Таким образом, в современных условиях на первый план выходят социально - психологические факторы эффективности организации и социально - психологический климат в частности. Долгое время данной группе факторов уделялось мало внимания.

В рамках инновационного подхода роль социально - психологических факторов была пересмотрена. Данные изменения продиктованы особенностями рыночной экономики, которая требует высоких адаптивных способностей организации.

Обеспечить адаптивность можно за счет грамотного управления человеческими ресурсами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается.


Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

Важными характеристиками делового климата в коллективе коммерческой организации являются: степень группой идентификации, уровень сплоченности, устойчивая мотивация, признание групповых правил и норм.

Групповая идентификация - устойчивое отождествление каждым сотрудником себя с коллективом, принятие его целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности, а также складывающаяся в процессе взаимодействия и общения форма межличностных отношений, проявляющаяся в их эмоциональной насыщенности и направленности, определяющихся восприятием членами сообщества переживаний своих товарищей по группе как стимула собственной активности для достижения успеха в решении групповой задачи.

В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений, групповая идентификация оценивается в качестве одного из самых важных психологических феноменов межличностных отношений и в содержательном плане представляет собой реально проявляющуюся в совместной деятельности способность реализовать такую активность, которая отражает готовность относиться к переживаниям, желаниям, чувствам, интересам других членов группы как к своим собственным.

По мнению А.В.Петровского в качестве отношений, определяющих состояние и уровень развития коллектива, выступает не та или иная удовлетворенность или механическая сплоченность, а предметное взаимодействие и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием.

Социально-психологические феномены в коллективах, где взаимоотношения опосредованы целями и ценностями совместной деятельности и качественно отличающиеся от явлений, характерных для случайного скопления людей, удалось выявить экспериментально.

К ним следует отнести: коллективистическое самоопределение (И.А.Оботурова, А.А.Туровская, Л.А.Глазова и др.); наличие сплоченности как ценностно-ориентационного единства (В.В.Шпалинский, А.И.Донцов и др.); действенную групповую эмоциональную идентификацию (А.И.Папкин, М.А.Туревский, В.В.Абраменкова); содержательное мотивационное ядро выбора (Н.М.Швалева); адекватность и добросовестность в возложении и принятии ответственности за успешность совместной деятельности (Л.А.Сухинская и др.).


Важной составляющей делового климата коллектива коммерческой организации является система мотивирования персонала в отношении работников предприятия, достигших определенной стадии личностного развития, важными мотиваторами становятся возможности самовыражения и наличие вызова, который содержит в себе та или иная деятельность.

Мотивация имеет целью активизировать сотрудников, побудить их эффективно трудиться для реализации намеченных целей. В случае, когда сотрудник коммерческой организации мотивирован, а, следовательно, заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения.

Для многих работников коммерческой организации представляется достаточно важной реализация потребностей в социальном общении, в частности, хорошие отношения с коллегами и руководством, уважение с их стороны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2010. – 224 с.
  2. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.
  3. Будаева, Э.В. Влияние социально - психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 92 - 95.
  4. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.
  5. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с.
  6. Жог, В.И. Методология организационной психологии: учебное пособие / В.И. Жог, Л.В. Тарабакина, Н.С. Бабиева. – М.: Прометей, 2013. – 160 с.
  7. Зебрева, Е. Н. Коммуникативная толерантность во взаимоотношениях сотрудников как условие благоприятного социально-психологического климата служебного коллектива / Е. Н. Зебрева // Юридическая психология. – 2011. – № 3. – С. 22–26.
  8. Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления / Я. Зеленевский. – М. : Прогресс, 2011. – 420 с.
  9. Зиновьев, В. И. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом / В. И. Зиновьев // Менеджмент сегодня. – 2009. – № 6. – С. 324–337.
  10. Зуев, Т.К. Социально - психологические методы управления и особенности их применения в торговой организации / Т.К. Зуев. – М.: Лаборатория книги, 2010. - 176 с.
  11. Ищенко, С. Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения / С. Д. Ищенко // Управление персоналом. – 2011. – № 11. – С. 24–30.
  12. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организаций / А. Я. Кибанов. – М. : Инфра-М, 2010. – 295 с.
  13. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения / Н. И. Леонов. – СПб. : Питер, 2011. – 240 с.
  14. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. – М. : Инфра, 2010. – 319 с.
  15. Медведева, М. А. О терминологической неопределенности термина «социально-психологический климат коллектива» / М. А. Медведева // Инновации в образовании. – 2012. – № 8. – С. 21–37.
  16. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2011. – 496 c.
  17. Объедкова, Л. В. Специфика формирования организационной культуры российских компаний / Л. В. Объедкова, С. Ю. Соболева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. – 2009. – № 2 (15). – С. 165–170.
  18. Панфилова, О. В. Процесс возникновения и механизмы управления социальными конфликтами / О. В. Панфилова. – М. : Эксмо, 2012. – 388 с.
  19. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива / Б. Д. Парыгин. – М. : Наука, 2010. – 263 с.
  20. Попов, Г. Д. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива / Г. Д. Попов // Юридическая психология. – 2009. – № 4. – С. 26–29.
  21. Спивак, В. А. Управление персоналом / В. А. Спивак. – М. : Эксмо, 2010. – 226 с.
  22. Шарипов, Ф.В. Психологические основы менеджмента: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 296 с.
  23. Щербакова, В.П. Социально - психологические особенности формирования делового климата в коллективе банка: дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / В.П. Щербакова. – Тамбов, 2010. – 216 с

  1. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  2. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  3. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  4. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  5. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  6. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  7. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  8. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  9. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  10. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  11. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  12. Будаева, Э.В. Влияние социально - психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 92 - 95.

  13. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  14. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  15. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личности / В. В. Бойко. – М. : Мысль, 2009. – 207 с.

  16. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2011. – 496 c.

  17. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  18. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  19. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  20. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  21. Шарипов, Ф.В. Психологические основы менеджмента: учеб. пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 296 с.

  22. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения / Н. И. Леонов. – СПб. : Питер, 2011. – 240 с.

  23. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  24. Попов, Г. Д. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива / Г. Д. Попов // Юридическая психология. – 2009. – № 4. – С. 26–29.

  25. Панфилова, О. В. Процесс возникновения и механизмы управления социальными конфликтами / О. В. Панфилова. – М. : Эксмо, 2012. – 388 с.

  26. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  27. Щербакова, В.П. Социально - психологические особенности формирования делового климата в коллективе банка: дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / В.П. Щербакова. – Тамбов, 2010. – 216 с

  28. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.

  29. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2010. – 224 с.

  30. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде / Т. П. Галкина. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 224 с.