Файл: Управление запасами на предприятиях гостиничного комплекса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все запасы ЗАО «Отель Введенский» принято делить на 3 категории:

  • продукты и напитки;
  • химия;
  • материалы и оборудование.

Номенклатура материальных запасов представлена в таблицах 4- 6.

Хранение материальных запасов происходит на складах.

Складские помещения отеля включают в себя:

  • основной склад, общая площадь которого составляет 100 м2 (здесь хранятся товары категории «продукты и напитки»);
  • склад расходных материалов (бытовой химии), общей площадью 40 м2;
  • подсобные помещения на 5-ом и 9-ом этажах, площадью 20 м2 и 1 0 м2 соответственно.

Соответственно, в основном, отдел снабжения взаимодействует с ресторанной службой (ресторан отеля, бар, кафе, столовая для сотрудников) и хозяйственной службой (house-keeping).

Таблица 2

Продукты и напитки

№п/п

Наименование

Ед.измерения

Цена, руб.

1

Яйца куриные

кг

88

2

Яйца перепелиные

шт

3

3

Масло сливочное

кг

340

4

Масло

растительное

кг

65

5

Масло оливковое

л

100

6

Мука пшеничная

кг

35

7

Крахмал кукурузный

кг

60

8

Рис

кг

40

9

Помидоры

кг

200

10

Огурцы

кг

180

11

Салат

кг

400

12

Картофель

кг

36

13

Курица

кг

205

14

Свинина

кг

240

15

Говядина

кг

380

16

Баранина

кг

450

17

Лосось

кг

960

18

Треска

кг

360

19

Судак

кг

380

20

Гребешок

кг

980

21

Креветки

кг

400

22

Сыр для завтрака

кг

390

23

Творог

кг

170

24

Сыр твердый

кг

900

25

Колбасные изделия

кг

300

26

Сосиски

кг

300

27

Клубника

кг

150

28

Черешня

кг

250

№п/п

Наименование

Ед.измерения

Цена, руб.

29

Киви

кг

110

30

Арбуз

кг

30

31

Лимон

кг

120

32

Шоколад

кг

1000

33

Чай пакетированный

шт

30

34

Кофе зерновой

кг

1100

35

Сок в ассортименте

л

64

36

Минеральная вода

бут.

19

37

Лимонад

бут.

38

38

Пиво

бутилированное

л

90

39

Пиво разливное

л

140

40

Вино белое, сухое

л

675

41

Вино игристое

л

835

42

Вино красное, сухое

л

760

43

Виски

л

3000

44

Коньяк

л

4500

45

Ром

л

2500

46

Ликер

л

2200


Таблица 3

Химия

№п/п

Наименование

Ед.

измерения

Цена,руб.

1

Мыло в саше

шт

12

2

Мыло жидкое

л

86

3

Г ель д/душа саше

шт

12

4

Шампунь жидкий

л

86

5

Жидкость для стирки

кг

900

6

Чистящее средство

л

600

7

Отбеливатель

л

850

8

Усилитель порошка

л

950

9

Удалители жира

л

850

10

Шампунь в саше

шт

12

Таблица 4

Материалы и оборудование

№п/п

Наименование

Ед.

измерения

Цена, руб.

1

Перчатки одноразовые

шт

7

2

Перчатки резиновые

пара (шт)

55

3

Полотно вафельное

м

20

4

Ложки десертные

шт

27

5

Ложки столовые

шт

45

6

Вилки

шт

33

7

Ножи

шт

33

8

Тарелки

шт

65

9

Чашки

шт

60

10

Бокалы для вина

шт

123

11

Бокалы для игристого вина

шт

95

12

Бокалы для коньяка

шт

70

13

Бокалы для

безалкогольных

напитков

шт

57

14

Бокалы для коктейлей

шт

72

15

Тапочки

пара (шт)

130

Однако, в ходе осуществления своей деятельности, отдел снабжения ЗАО «Отель Введенский» сталкивается с рядом проблем:

  1. Большой объем документации. Несмотря на наличие доступа к программному продукту 1С: Предприятие 8.1., в отделе снабжения организации многие учетные и накопительные документы (регистры) оперативного учета ведутся «вручную», что отнимает большое количество времени и требует дополнительного места для хранения.
  2. Частая инвентаризация. Вторая проблема вытекает из первой, из-за того, что процесс учета не автоматизирован, появляется необходимость частой проверки наличия некондиционного товара (с истекшим сроком годности).
  3. Отсутствие отработанного подхода к управлению группами товаров. Кроме разделения запасов по категориям в соответствии с их назначением, в организации нет какой-либо иной группировки товаров, т.е. не анализируются стабильность спроса.
  4. Излишняя экономия. По условиям договоров, доставка очередной партии товаров осуществляется бесплатно, при условии единовременного заказа на 3000-7000 рублей (в зависимости от поставщика), из-за этого часто помимо действительно необходимого товара заказывают что-то лишнее, что требует дополнительной площади на местах хранения.
  5. Накопление заявок. Подразделения предприятия не всегда

вовремя подают заявки на приобретение товаров, в результате чего все поставки могут быть назначены на один день, что затрудняет работу отдела снабжения, так как: во-первых, затягивается процедура

приемки товара на склад, во-вторых, товар не может быть отпущен со склада без оформления всех необходимых документов

2.3.Расчет параметров модели управления запасами

  1. Для разделения всей номенклатуры материальных запасов на группы, объединяющие в себе товары, имеющие одинаковый вклад в общий результат деятельности компании, следует провести ABC- анализ [29].

Основой расчетов (критерием классификации) является закупочная цена каждой позиции номенклатуры. Далее определяется доля каждого закупаемого товара в суммарной стоимости всех позиций номенклатуры. Затем рассчитывается значение критерия классификации нарастающим итогом, и определяются границы групп согласно закону Парето (группа A - до 80%, группа B - от 80 до 90%, группа C - больше 90%).

Как показывает статистика, правило (закон) Парето не показывает объективную взаимосвязь выбранных качественных характеристик и номенклатуры материальных запасов. Из этого следует, что классическое соотношение ABC-анализа (80:20) не может применяться по умолчанию. При определении границ групп стоит прибегнуть к экспертным оценкам, т.е. рекомендуемые границы корректируются, исходя из специфики бизнеса.

Полученные результаты представлены в приложении С.

В результате проделанных расчетов, номенклатура

материальных запасов ЗАО «Отель Введенский» была разделена на три группы.

В группу «А» входят самые дорогие товары (после корректировки верхняя граница группы сдвинута до 81%). Отсюда следует вывод о необходимости приоритетного внимания к товарам данной группы, а именно:

  • тщательный контроль уровня материальных запасов;
  • достоверность учета информации;
  • точность определения (прогноза) объема заказа.

Запасы группы «В» (от 81 до 91%) относятся к средней ценовой категории и требуют среднего (обычного) уровня контроля с применением экономичного размера заказа.

Группа «С» (от 91%) - недорогие товары, не требующие тщательного контроля, а скорее периодического, отличаются большими объемами заказа.

  1. XYZ-анализ базируется на разделении товаров по группам в зависимости от спроса (потребности) и точности прогнозирования. Для определения количественной оценки потребности в запасах используется статистика их поставок. Потребность в материальных запасах демонстрирует коэффициент вариации, который находится по формуле 2.1.

Результаты расчетов представлены в приложении С.

По итогам вычислений материальные запасы ЗАО «Отель Введенский», в зависимости от потребности, делятся на две группы (группа «Z» отсутствует).

Группа «X» состоит из товаров, для которых характерен большой стабильный спрос, что дает возможность построить работу с поставщиками таким образом, чтобы поставка соответствовала требованиям спроса (потребления). Такая организационная работа, как правило, должна осуществляться руководителем отдела снабжения.

Для группы «Y» характерны явно выраженные тенденции спроса (устойчивый рост или снижение), а также сезонность колебаний.

Наиболее информативным инструментом управления материальными запасами является сводная матрица, совмещающая в себе результаты АВС и XYZ-анализов.

Методика составления описана во второй главе данной работы. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Матрица ABC-XYZ

AX

AY

AZ

Жидкость для стирки, усилитель порошка, отбеливатель, удалители жира, чистящее средство

Коньяк, виски, ром, ликер, салат, баранина, гребешок, лосось, креветки, сыр твердый, шоколад, кофе зерновой, вино белое сухое, вино красное сухое, вино игристое

-

BX

BY

BZ

-

Сосиски, черешня, масло сливочное, курица, свинина, говядина, треска, судак, сыр для завтрака, колбасные изделия

-

CX

CY

CZ

Мыло жидкое, мыло саше, гель для душа саше, шампунь жидкий, шампунь саше, перчатки одноразовые, перчатки резиновые, вафельное полотно, тапочки

Яйца куриные, масло растительное, яйца перепелиные, масло оливковое, мука пшеничная, картофель, помидоры, огурцы, творог, клубника, киви, лимон, чай пакетированный, сок в ассортименте, минеральная вода, лимонад, пиво разливное, крахмал кукурузный, рис, арбуз, пиво бутилированное, ложки десертные, ложки столовые, вилки, ножи, тарелки, чашки, бокалы для вина, бокалы для игристого вина, бокалы, для коньяка, бокалы для б/а напитков, бокалы для коктейлей

-

По данным таблицы видно, что всю номенклатуру материальных запасов ЗАО «Отель Введенский», согласно матрице ABC-XYZ, можно разделить на 5 групп (группы «BX», «AZ», «BZ» и «CZ» отсутствуют).

Так запасы, относящиеся к группе «АХ» необходимо поддерживать в постоянном наличии, при этом излишний страховой запас не требуется, так как потребность в таких запасах хорошо прогнозируется.


Товары групп «AY», «BY» требуют увеличения страхового запаса, из-за недостаточно стабильного спроса (потребления).

Запасы группы «CX» отличаются постоянным характером потребления, а значит, не должны быть исключены из внимания (в отличие от отношения к группе «С» ABC-классификации).

Однако, матрица не учитывает разные сроки хранения товаров категории «продукты».

В дальнейших расчетах следует учесть классификацию данной категории, представленную в таблице 6

Таблица 6

Классификация продуктов по срокам хранения

Товары с маленьким сроком годности (до 3дней)

Товары со средним сроком годности (до 14 дней)

Товары с большим сроком годности (более месяца)

Помидоры, огурцы, салат, сыр для завтрака, творог, клубника, черешня, киви, пиво

разливное

Яйца куриные, яйца перепелиные, картофель, курица, свинина, говядина, баранина, лосось, треска, судак, сыр твердый, колбасные изделия, арбуз, лимон

Масло сливочное, масло растительное, масло оливковое, мука пшеничная, крахмал кукурузный, рис, гребешок, креветки, сосиски, шоколад, чай пакетированный, кофе зерновой, сок в ассортименте, минеральная вода, лимонад, пиво бутилированное, вино белое, вино красное, вино игристое, виски, коньяк, ром, ликер

2.4 Мероприятия по совершенствованию механизмов управления запасами


Для повышения эффективности управления материальными запасами предприятия необходимо обеспечить согласованность между отделом снабжения и отделом продаж. Гостиничный бизнес имеет специфику сезонности спроса, поэтому для обеспечения отеля всеми необходимыми запасами, отделу снабжения требуется полная информация о заселенности отеля в данный момент и прогнозируемая.

Необходимо периодически анализировать номенклатуру закупаемых товаров, с целью выявления возможности применения единой модели по управлению запасами.

Также предлагается автоматизировать отдельные операции в работе склада с применением ERP-системы.

ERP- информационная система, позволяющая автоматизировать контроль, учет и планирование работы всех отделов организации. Включает в себя множество конфигураций (модулей) по управлению финансами, персоналом, производством и логистикой [10].