Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в нефтегазовой отрасли (Понятие ценовой дискриминации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От ценовой дискриминации следует также отличать некоторые иные виды манипуляции с ценами, которые могут быть не связаны с максими-
зацией прибыли.

Во-первых, это скидки, применяемые исключительно для целей маркетинга. Целью применения таких скидок не обязательно может быть максимизация прибыли. Как правило, если фирма не может контролировать рыночные цены (не является монополистом, работает в условиях конкурентного рынка), скидки рассматриваются как временная мера маркетингового характера для привлечения дополнительных клиентов (как рекламная акция, откуда расходы, связанные с предоставлением скидок приравниваются к расходам на рекламную кампанию), а в отдельных случаях — и как постоянная мера (действующая в отношении постоянных клиентов, которые такими
скидками закрепляются в данной фирме). Здесь чётко следует отличать скидки для целей маркетинга (стимулирование продаж) и скидки, связанные с применением ценовой дискриминации второй степени (скидки за объём). В первом случае дополнительный доход продавца весьма условен и не гарантирован, а скидки носят, как правило, временный характер[9].

Во-вторых, это скидки «политического» характера, результатом которых также не является максимизация прибыли компании, а скорее, наоборот, компания теряет в прибыли от продажи товара по низкой цене на том или ином рынке, хотя могла его реализовать по более высокой на другом. Здесь речь идёт о «несвободном» рынке, где такие действия компании диктуются
именно государством либо компания управляется от имени государства и действует в его интересах. Снижение цен на определённых рынках или
для определённых сегментов может быть компенсировано государственными дотациями, что снизит издержки в связи с применением компанией такой ценовой манипуляции. То есть и здесь следует чётко отличать скидку от скидок и продаж товаров по разным ценам при применении третьей степени ценовой дискриминации, поскольку в данном случае продавца вынуждают предоставлять данную скидку определённому сегменту покупателей, но могут частично или полностью и компенсировать его затраты при её предоставлении[10].

Выводы

Ценовая дискриминация — это продажа одного товара на разных рынках или разным потребителям по разным ценам. Условие её применения — возможность контроля продавца цены, замкнутость рынка с невозможностью перепродажи и превышение выгод от ценовой дискриминации над издержками, связанными с её осуществлением. Ценовая дискриминация может быть «совершенной» (идеальной), на практике редко встречающейся, дискриминацией по объёму (скидки от объёма) и дискриминацией, связанной с сегментированием (наиболее часто встречающейся, как раз связанной с «ограниченностью» рынков). Не всегда разница цен на разных рынках или сегментах является ценовой дискриминацией: где-то на неё влияют объективные издержки, где-то политика государства, диктующая условия ценообразования (для монополий), где-то политические факторы, связанные со скидками на определённых рынках (для государственных монополий).


Глава 2. Исследование ценовой дискриминации на нефтегазовом рынке

2.1. Особенности ценообразования на нефтегазовом рынке. Динамика цен и объемов продаж российского газа

Рынок газа, в отличие от рынка нефти, является менее конкурентным по вполне понятным причинам: на нём действует меньше независимых продавцов, газ во многом сложнее транспортировать до покупателей (требуется либо использование газопроводов, либо применение затратных технологий сжижения-разжижения). В России экспортом газа занимается компания «Газпром», которая одновременно работает и на внутреннем рынке (конкурируя в России с компанией «Новатэк», работающей в основном на внутреннем рынке). При этом необходимо иметь в виду, что у газа имеются товары-субституты, то есть энергоносители других видов (в Европе к ним отнесены мазут и газойль/дизтопливо[11]). Отсюда понятны тенденции роста цен на газ, поставляемый в Европу ОАО «Газпром» (соответствовал динамике цен на нефть), что подтверждается многими исследованиями корреляции газовых и нефтяных цен[12].

В составе формулы цены на газ, учитывая привязку к замещающим видам топлива, исторически использовались два вида нефтепродуктов (субститутов): дизельное топливо (вес 60%) и мазут (вес 40%). Данная модель (Гронингенская модель) была сформирована ещё в 1962 г. При этом коэффициенты при ценах на мазут и дизельное топливо в европейских контрактах не были постоянными, а в формуле стали использовать и другие компоненты. Так, Директорат по конкуренции Европейской комиссии на основе данных по анализу условий более 500 действовавших в Евросоюзе в середине 2000-х гг. долгосрочных контрактов на поставки газу (со сроком выше 12 мес.) охарактеризовал относительную распространённость использования разных показателей индексации цены. Вес индексации по ценам на дизельное топливо составил 44,8%, на мазут— 29,5%, по конкурентной цене газа — 9,8%, на сырую нефть — 3,6%, на уголь — 2,3 %, на электричество — 1,5%, а вес инфляции — 4,1%. То есть наиболее распространённой привязкой всё же, по оценкам специалистов, является привязка к цене нефтепродуктов[13].


При этом поставка газа на внешний рынок и внутри России существенно отличается по ценам. В табл. 1 представлены данные о средних ценах продаж в перерасчёте на доллары США.

Таблица 1

Цена и объёмы продаж российского газа в России, странах СНГ и Европе[14]

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Реализация газа в РФ, млрд м3

300,80

298,00

309,10

305,70

307,00

316,30

307,00

Реализация газа в СНГ, млрд м3

39,60

42,50

44,10

65,70

76,60

101,00

96,50

Реализация газа в Европу, млрд м3

126,90

128,60

140,60

153,20

156,10

161,50

168,50

Реализация всего, млрд м3

467,30

469,10

493,80

524,60

539,70

578,80

572,00

Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3

357,90

505,00

668,70

826,20

1014,10

1129,40

1301,10

Средний курс доллара, р./долл.

29,17

31,35

30,69

28,81

28,30

27,17

25,58

Средняя цена реализации в РФ, долл./1000 м3

12,27

16,11

21,79

28,68

35,83

41,57

50,86

Средняя цена реализации в СНГ, долл./1000 м3

41,50

45,40

43,60

46,70

60,70

88,60

110,90

Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

6

7

8

Средняя цена реализации в Европу,
долл./1 000 м3

122,60

102,50

131,60

137,70

192,40

261,90

269,40

Реализация газа в РФ, млрд м3

292,20

273,50

277,30

280,70

264,90

243,30

232,40

Реализация газа в СНГ, млрд м3

96,50

56,70

70,20

81,70

66,10

59,40

48,10

Реализация газа в Европу, млрд м3

184,40

148,30

148,10

156,60

151,00

174,30

159,40

Реализация всего, млрд м3

573,10

478,50

495,60

519,00

482,00

477,00

439,90

Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3

1640,60

1839,50

2296,80

2631,70

2871,40

3264,60

3 530,90

Средний курс доллара, р./1 000 м3

24,86

31,83

30,36

29,39

31,08

31,85

38,61

Средняя цена реализации в РФ, долл./1 000 м3

65,99

57,79

75,65

89,54

92,39

102,50

91,45

Средняя цена реализации в СНГ, долл./1 000 м3

159,20

202,10

231,70

289,50

305,42

267,12

266,42

Средняя цена реализации в Европу, долл./1 000 м3

407,30

296,70

301,80

383,00

385,25

381,46

355,21

Сопоставление динамики долларовых цен «Газпрома» на газ в России, странах СНГ и Европе в 2001-2014 гг. позволяет построить такой график (рисунок 1).


Рисунок 1 - Средние цены продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., доля, /1000 м3[15]

Из графика видно, что средняя цена на реализацию газа в Европу значительно превышает и средние цены на реализацию в страны СНГ, и, тем более, средние цены реализации газа в России.

Доли реализации по рынкам представим в виде табл. 2.

Таблица 2

Структура продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[16]

Рынок сбыта

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

64,37

63,53

62,60

58,27

56,88

54,65

53,67

50,99

57,16

55,95

54,08

54,96

51,01

52,83

Страны СНГ

8,47

9,06

8,93

12,52

14,19

17,45

16,87

16,84

11,85

14,16

15,74

13,71

12,45

10,93

Европа

27,16

27,41

28,47

29,20

28,92

27,90

29,46

32,18

30,99

29,88

30,17

31,33

36,54

36,24

Заметен рост доли продаж в Европу (по более высокой цене) при снижении долей продаж в страны СНГ и России (где цена заметно ниже). Если рассматривать динамику объёмов продаж (цепные темпы прироста), то показатели имеют следующий вид — табл. 3.

Таблица 3

Цепные темпы прироста продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[17]

Рынок сбыта

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

0,00

-0,93

3,72

-1,10

0,43

3,03

-2,94

-4,82

-6,40

1,39

1,23

-5,63

-8,15

-4,48

Страны СНГ

0,00

7,32

3,76

48,98

16,59

31,85

-4,46

0,00

-41,24

23,81

16,38

-19,09

-10,14

-19,02

Европа

0,00

1,34

9,33

8,96

1,89

3,46

4,33

9,44

-19,58

-0,13

5,74

-3,58

15,43

-8,55