Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в нефтегазовой отрасли (Понятие ценовой дискриминации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Видно, что продажи в Европу в физическом измерении снижаются существенно в 2009, 2012 и 2014 гг. В 2007, 2009 и 2012-2014 гг. снижаются и продажи в страны СНГ Снижение продаж в России в 2014 г. менее существенное, чем в иных направлениях. Динамика цен в долларовом выражении за этот же период представлена в табл. 4. Из данной динамики можно сделать выводы, что при снижении в долларах цен продаж в Европу в 2002, 2009 и 2013 гг. имели место либо рост долларовых цен в России, либо снижение (2009), но не столь существенное. При малой динамике цен продаж в Европу в 2007, 2009 и 2012 гг. цены на внутреннем рынке повышались быстрее, равно как и цены на рынке СНГ.

Таблица 4

Цепные темпы прироста цен продажи газа «Газпромом» в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[18]

Рынок сбыта

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

0,00

31,29

35,26

31,62

24,95

16,00

22,36

29,75

-12,43

30,91

18,36

3,18

10,95

-10,78

Страны СНГ

0,00

9,40

-3,96

7,11

29,98

45,96

25,17

43,55

26,95

14,65

24,95

5,50

-12,54

-0,26

Европа

0,00

-16,39

28,39

4,64

39,72

36,12

2,86

51,19

-27,15

1,72

26,91

0,59

-0,99

-6,88

В целом же на внутреннем рынке у «Газпрома» имеются ограничения по повышению цены продажи, которые диктуются государством (как монополист он не может повышать цены выше определённого, диктуемого государством, уровня), хотя и пытается эту цену увеличить в неблагоприятные для себя периоды ценообразования и продаж на европейском рынке. На рынке СНГ «Газпром» часто руководствуется политическими решениями государства, когда заключает контракты с рядом стран (в первую очередь Беларусь,
Украина, Молдова) по цене, которая ниже европейской. Несмотря на периодический пересмотр этих цен в сторону повышения, их величина всё равно ниже европейской, хотя динамика более заметна. То есть в данном случае механизм ценовой дискриминации в том, что газовая компания- монополист пытается, несмотря на действующие внутриэкономические и даже внешнеэкономические (в рамках СНГ) ограничения и указания государства, увеличивать цены в тех сегментах, где она низка, и снижать долю этих сегментов
за счёт роста более доходного сегмента — экспорта в Европу. Необходимо отметить, что экспорт в Европу для «Газпрома» становится всё более проблематичен: если потребление в Европе природного газа в 2000-е гг. ежегодно росло в среднем на 2,4% (что было связано с переводом значительной части европейских электростанций, работавших ранее на нефтепродуктах, на более чистое топливо — газ, основным поставщиком которого как раз и стала Россия), то доля России в структуре потребления газа Европой в 2010 г.
снизилась с 27,3 до 24,9%, и далее тенденция к снижению продолжается. По большей части связано это с политикой диверсификации европейского газового рынка, с появлением иных вариантов газовых поставок, в том числе протяжённых подводных газопроводов из Северной Африки, ростом поставок сжиженного природного газа (СПГ) из таких стран, как Катар. Это связано и с ростом добычи газа в США, снижающим спрос США на газ на внешнем рынке, перенаправляющим его потоки в Европу[19].


В настоящее время наиболее зависимыми от российских газовых поставок являются именно восточноевропейские и центрально европейские страны, которые как раз не имеют регазификационных СПГ-терминалов, кроме небольшого СПГ-терминала в Греции. Независимые же или имеют собственные запасы природного газа, или имеют значительные мощности по регазификации СНГ. К тому же Швеция и Ирландия зависят от поставок газа из Норвегии и Великобритании (где добывается газ тоже) соответственно.

Проблемой для российской монополии на газовом рынке Европы всё больше становится ценообразование. Поскольку поставки «Газпрома» основаны на долгосрочных контрактах, на которых, как правило, выигрывает сам «Газпром», в Европе начали формироваться спотовые краткосрочные контракты на поставку газа по более низким ценам, и из-за развития такого ценообразования немалая часть европейских потребителей просит «Газпром» пересмотреть долгосрочные контракты. В частности, в ноябре 2010 г. компания «Edison» (Италия) подала иск против компании «Promgas», которая представляет интересы «Газпрома» в Италии, мотивировав требования тем фактом, что цена на газ по долгосрочным контрактам в 2011-2013 гг. влечёт убытки для компании. То есть в ближайшей перспективе сделки по краткосрочным контрактам и их доля на газовом рынке Европы будут только расти, основным же внешним поставщикам, к которым относится и «Газпром», нужно будет активнее совмещать в своём портфеле и долгосрочные, и краткосрочные контракты. Тем не менее, пока «Газпром» отказывается от перехода на новый механизм ценообразования, считая его невыгодным для себя[20]. Проблематично «Газпрому» и снизить свои издержки на нефтегазовом рынке Европы за счёт покупки систем коммуникаций, поскольку посредством «Третьего энергетического пакета», вступившего в силу в начале 2012 г
в странах Евросоюза разделяются вертикально интегрированные энергетические концерны, а газотранспортные подразделения выделяются из их состава.

Этот же документ налагает ограничения на деятельность в Евросоюзе на рынке газа компаний-нерезидентов: ни одна добывающая или генерирующая компания, которая создана в третьем государстве, не может теперь контролировать транспортные мощности на территории стран Евросоюза. Специалистами отмечается и проблема переориентации поставок газа с рынка Европы на рынок Китая, притом не только по причине неразвитости коммуникаций в этом направлении, но и в силу монопсонии китайских компаний-импортёров, низких цен, которые они готовы платить поставщикам [21].


Цены для ближнего зарубежья остаются более низкими, чем в Европе. При этом в ближнее зарубежье газ поставляется по различным ценам. Возьмем средние цены 2014 г.: Россия поставляла газ в Беларусь по 166 долл. за тыс. куб. м, в Молдавию - за 366 долл., в страны, располагающиеся на территории бывшего Советского Союза, но относящиеся уже к дальнему зарубежью - три прибалтийских государства – по 426 долл., а в Украину по 485 долл. (со скидкой, от 286 до 385 долл.). Насколько долго удастся сохранять подобную ценовую дискриминацию, остается открытым вопросом.

Тем более что в Европе, несмотря на публичные заявления о том, что нефтяная привязка цен на газ будет сохранена. Газпром в последние годы пошел на явные уступки. Показательна ситуация, сложившаяся с 2013 г. в Германии, где реальные цены (после скидок и ретроактивных компенсирующих платежей Газпрома), которые покупатели платили за российский газ, стали весьма схожи сценами, складывающимися на европейских торговых площадках (хабах), где газ продавался по спотовым ценам. На рис. 2 показана динамика цены на российский газ о Германии.

Рисунок 2 - Цены на российский контрактный и европейский
спотовый газ, импортируемый Германией[22]

Прослеживается совершенно явная тенденция: в 2012 г. российский газ был намного дороже, чем енотовый, по с 2013 г. разница стала минимальной. Таким образом, в Европе российский газ, поставляемый по долгосрочным контрактам, остался конкурентоспособным.

Более того, Газпром заметно наращивает объем прямых поставок на западно-европейские хабы. В 2012 г. Газпром Маркетинг и Трейдинг перепродал на европейских хабах (а значит, по спотовым ценам) 8 млрд куб. м, закупленных им у Газпромэкспорта в том же году. В 2013 г. эти объемы выросли более чем на 50 %, до 12,5 млрд куб. м. Предварительные данные 2014 г. показывают дальнейший рост в 12%. Все это свидетельствует о том, что Газпром осознает важность сохранения конкурентоспособности на европейском рынке. Но на рынке Китая это может оказаться еще более сложным вызовом. Во-первых, конкурировать придется со среднеазиатским газом, который, как отмечалось ранее, продается в Китай по ценам ниже, чем Газпрому удается получить в Европе (даже с учетом скидок). Это в Европе российский газ имеет наибольший запас конкурентоспособности, так как из всех нынешних и реально возможных будущих поставщиков Россия может похвастаться самой низкой себестоимостью добычи газа. Существование такого преимущества по сравнению с экспортерами газа из Центральной Азии неочевидно.
Во-вторых, модель участия в газовой цепочке, предложенная Китаю
Туркменистаном (основным экспортером газа в регионе), заметно более привлекательна для китайских компаний, чем то, на что (по крайней мере, до последнего времени) был готов пойти Газпром. Туркменистан допустил китайских инвесторов во все звенья цепочки, начиная со скважины. Газпром подобные предложения пока отвергает.


Казалось бы, даже если относительно конкурентоспособности российского газа при поставках на запад Китая остаются сомнения, таких вопросов не должно возникать относительно возможности увеличения поставок на восток Китая - за счет строительства дополнительных ниток восточного экспортного газопровода. На северо-востоке Китая основным конкурентом российскому газу будут поставки СПГ. А цены на СПГ в Азии пока самые высокие в мире. Однако и на рынке СПГ грядут изменения, результатом которых может стать значительное снижение цен на поставляемый в Азиатско-Тихоокеанский регион СПГ, и по долгосрочным контрактам, и на спотовой основе. Примечательно, что спотовая цена на СПГ в регионе упала за 2014 г.
почти на э0% - до 357 долл. за тыс. куб. м к концу декабря.

Впереди, особенно после того как начиная с 2018 г. на рынок выплеснется новая мощная волна СПГ по уже осуществляемым проектам, ценовая конкуренция может еще больше обостриться. Ожидается, что в течение следующих 20 лет объем поставок СПГ на мировой рынок еще раз удвоится по сравнению с нынешнем уровнем. И Австралия, и США, скорее всего, обгонят по экспорту СПГ нынешнего лидера - Катар. Конкурировать с этими новыми экспортерами газа придется не только российскому СПГ (а у России есть планы в дополнение к существующим мощностям - 10 млн т в год - построить заводы СПГ еще на 50 млн т в год, то есть примерно 70 млрд куб. м дополнительного экспорта), но и российскому трубопроводному газу, поставляемому в Китай.

Кстати, следует отметить, что трудно представить себе ситуацию, в которой российский СПГ, поставляемый в АТР, не составил бы конкуренции российскому трубопроводному экспорту. Даже если представить себе, что российский СПГ будет вытеснять только СПГ других поставщиков, но никак ни российский газ, поставляемый по трубопроводам (ситуация мало реализуемая на практике), вытесненный СПГ (американский, австралийский, катарский) вполне может доплыть до берегов Европы и составить там конкуренцию российскому трубопроводному экспорту. Рынок газа, конечно, еще не стал глобальным. Но он явно становится все более интегрированным.

2.2. Формирование цен в нефтяной отрасли

Если рассматривать продажу нефти, её необходимо анализировать параллельно с продажей нефтепродуктов, в первую очередь, бензина. Так, все
крупнейшие нефтедобывающие компании России («Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», иные, более мелкие компании) имеют собственные НПЗ, производящие нефтепродукты, в том числе бензин. Нефтяной рынок не регулируется по аналогии с газовым, ценообразование на внутреннем рынке здесь более свободно, отчего мировые цены на нефть влияют на внутренние цены продажи нефти и нефтепродуктов самым непосредственным образом. Динамика цен на нефть и бензин может быть представлена следующим
образом — табл. 5.


Таблица 5

Динамика цен продажи нефти и бензина в России

Параметр

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Средняя рыночная цена 1 барреля нефти, долл.

97,7

61,9

79,6

111

121,4

108,8

98,9

Средняя стоимость 1 л бензина АН-95 в России, р.

22,8

25,0

25,4

30

27,9

32,3

32,5

Средний курс доллара США, р./долл.

24,86

31,83

30,36

29,39

31,08

31,85

38,61

Средняя стоимость 1 л бензина ATI-95 в России, долл.

0,92

0,79

0,84

1,02

0,90

1,01

0,84

Из приведённой таблицы видно, что повышение стоимости барреля нефти в долларовом выражении напрямую влияло на повышение цены
бензина в долларовом выражении, если не считать 2012 г. (когда усилилась кампания антимонопольных органов против «сговора» производителей и продавцов топлива, и цены снизились), а также кроме 2013 г., когда явно при снижении рыночной стоимости нефти рыночная стоимость бензина вернулась почти к уровню 2011 г. (стоимость нефти была значительно выше). То есть повышением стоимости бензина были частично компенсированы потери на рынке нефти. В 2015 г. при существенном повышении среднего курса доллара по отношению к рублю в долларовом выражении стоимость на бензин АИ-95 снизилась, но снизилась ещё более существенно (вдвое по сравнению со средним уровнем 2014 гг.) рыночная стоимость нефти. Поэтому нефтяные компании компенсируют недополученную прибыль, не сокращая в той же пропорции, как и нефть, цены на бензин в долларовом выражении. В данном случае вывод в том, что ценовая дискриминация здесь заключается в манипулировании ценами на нефтепродукты при снижении цен на сырую нефть. Российские нефтяные компании это могут себе позволить, поскольку цены на бензин на европейских рынках и даже в ряде стран СНГ выше, отчего обоснование роста цены на бензин всегда имеется.