Файл: Построение организационных структур (Анализ существующей структуры управления маркетинга ОАО «Белшина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из данных таблицы 2.1 следует, что к 01.01.2016 г. планировалось увеличение численности работников на 2 %. Общее количество работников на предприятии должно быть равно 13335 чел., из них: служащих 204 чел., руководителей 911 чел., специалистов 1366 чел., рабочих 10866 чел. Сравнивая эти данные с отчетом по труду на 01.01.15 года, мы видим свободные вакансии среди категорий руководителей и специалистов.

По отношению 2014 года к 2016 году заметно уменьшилась численность рабочих (- 181 чел.), руководителей (- 3 чел.), служащих (- 8 чел.), что незначительно отразилось на итоговой численности работников предприятия (- 164 чел.).

В таблице 2.2 представлены данные об изменении структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.

Таблица 2.2 - Изменение структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина»

Категория сотрудников

2015 г.

2016 г.

Женщины

Пенсионного возраста

До 25 лет

С высшим образованием

Со средним образованием

Женщины

Пенсионного возраста

До 25 лет

С высшим образованием

Со средним образованием

служащие

181

26

13

30

85

199

36

8

28

87

руководители

274

193

16

537

328

267

212

13

552

313

специалисты

930

189

72

925

382

939

205

72

1000

337

рабочие

3914

97

1265

323

2738

3851

1634

1103

340

2758

итого

5299

1914

1366

1815

3533

5256

2087

1196

1920

3495

Примечание Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2016 по отношению к 2015 году увеличилось количество лиц пенсионного возраста, можно предположить, что предприятие активно перенимает опыт и навыки старшего поколения.

Использования производственных мощностей на 2016 г. составили:

- по Обществу – 79,3%;


- шины резиновые пневматические для автобусов или грузовых автомобилей – 77,1%;

- шины резиновые пневматические для легковых автомобилей – 79,4%;

- шины резиновые пневматические прочие для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин – 83,5%.

В 2016 году сложилась достаточно сложная ситуация на основных рынках сбыта шин, что отразилось на показателях работы ОАО «Белшина». Основными проблемами, с которыми столкнулась предприятие в данном периоде, стали снижение деловой активности в отдельных отраслях промышленности. Падение спроса на шины диагональной конструкции, наличие экономических санкций и таможенных пошлин, затрудняющих реализацию продукцию в страны дальнего зарубежья, снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке в связи с отмечающимся спадом производства в автомобилестроении вследствие затоваренности складов производителей автотехники, отсутствие средств у транспортных предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Таблица 2.3 — Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг., млн р.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

Отклонение, %;

2016

к 2015

2016

к 2014

2016

к 2015

2016

к 2014

Выручка от реализации продукции

2383077

2579868

5182484

200,88

217,47

50,22

54,0

в сопоставимых ценах

Объем производства продукции

437431

680913

985990

144,80

225,40

30,94

55,6

в сопоставимых ценах

Себестоимость реализованной продукции

сумма

352919

509201

89957

17,67

25,49

43,04

60,5

уровень, %

14,81

19,74

17,25

87,39

116,48

-14,42

14,15

Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки

сумма

70753

63028,

93788

148,80

132,56

32,80

24,5

уровень, %

2,97

2,44

1,81

74,18

60,94

-35,00

-64,0

Прибыль от реализации продукции

26198

59861

105022

175,44

400,88

43,00

75,0

Рентабельность, %:

итоговая

1,10

2,32

2,03

87,5

184,5

-14,50

0,53

расходов

7,42

11,76

11,75

99,91

158,35

-0,07

36,8


Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2014—2016 гг. наблюдается тенденция роста объема производства продукции (на 30,94 % по сравнению с 2015 г. и на 55,64 % по сравнению с 2016 г.) одновременно со снижением доли себестоимости реализованной продукции в выручке от реализации.

Ассортимент выпускаемой на предприятии продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. В настоящее время выпускается 350 типоразмеров шин.

Свыше 90 % шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Все виды продукции (пневматические шины) защищены патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид.

Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.

Как видно из выше сказанного ОАО «Белшина» имеет широкую номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Основные показатели номенклатуры и ассортимента выпускаемых шин приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Показатели номенклатуры и ассортимента шин ОАО «Белшина», шт.

Показатель

Значение показателя

Широта номенклатуры

6

Минимальная длина ассортиментной группы

15

Максимальная длина ассортиментной группы

47

Средняя длина ассортиментной группы

30,2

Длина номенклатуры

151

Минимальная глубина марки (подгруппы)

5

Максимальная глубина марки (подгруппы)

1

Средняя глубина марки (подгруппы)

2,27

Насыщенность номенклатуры

215

Коэффициент гармоничности номенклатуры

0,9

Коэффициент обновления номенклатуры

0,2

Примечание – Источник: данные предприятия.

Формирование ежемесячных планов производства и продаж осуществляется в сроки и в порядке, установленные действующим приказом по ОАО «Белшина» «О разработке бизнес-плана на месяц»

Ежемесячные планы производства и продаж разрабатываются на основании имеющихся заявок потребителей, запасов готовой продукции, обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей с учетом экономической целесообразности производства продукции в разрезе номенклатуры производимой продукции ОАО «Белшина».


Проект плана продаж, сформированный отделом стратегического анализа и планированием коммерческой деятельности (далее ОСАиПКД) в натуральном выражении по заявкам потребителей, детализируется по рынкам сбыта и каналам распределения (первичный рынок, вторичный рынок, субъекты ТПС, конечные потребители и прочие потребители) и направляется в экономическое управление (далее – ЭУ) для разработки проекта плана производства с учётом имеющихся запасов готовой продукции.

Проект плана производства направляется в производственный отдел (далее – ПО), который проводит анализ данного проекта исходя из обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей и пропускной способности оборудования. Замечания по проекту плана производства направляются в ЭУ для формирования окончательного плана производства.

Окончательный план продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении по отпускных ценам согласно действующих прейскурантов по рынкам сбыта в разрезе потребителей.

Широкая номенклатура и ассортимент шин позволяет учесть требования, предъявляемые к продукции различными потребителями и занимать устойчивое положение на различных сегментах рынка. Оптимальная техническая политика, принятая на ОАО «Белшина», предполагает на основе изученного спроса осваивать и внедрять в дальнейшем производстве новые типоразмеры шин. И поэтому ОАО «Белшина» постоянно осуществляется техническое перевооружение производства, внедрение новых перспективных технологий и материалов, совершенствование качества выпускаемой продукции. В целях разработки и внедрения новой продукции на предприятии созданы и функционируют на постоянной основе инженерно-технический центр, исследовательская и экспериментальные базы.

2.2 Организационная структура службы маркетинга и сбыта предприятия

Управление маркетинга (далее – УМ) является структурным подразделением службы зам. генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Белшина» и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Возглавляет УМ начальник управления, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора ОАО «Белшина» (далее – предприятие) по представлению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам. УМ создаётся и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.


В своей деятельности УМ руководствуется:

- законодательными и нормативными актами РБ, приказами, постановлениями и распоряжениями вышестоящих организаций в части, касающейся сбытовой и маркетинговой деятельности;

- нормативными, методическими и другими руководящими материалами в части, касающейся деятельности УМ;

- Уставом ОАО «Белшина»;

- организационно-распорядительной документацией по предприятию и концерну «Белнефтехим», касающейся УМ;

- Положением об управлении маркетинга;

- Политикой ОАО «Белшина» в области качества;

- Целями в области качества ОАО «Белшина»;

- документами системы менеджмента качества;

- Правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работы;

- Положением о внутриобъектовом и пропускном режимах на предприятии;

- правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

- документами СУОС и СУОТ;

- Законом Республики Беларусь «Об охране труда»;

- Экологической политикой ОАО «Белшина»;

- целевыми и плановыми экологическими показателями;

- Учетной политикой предприятия;

- Политикой в области охраны труда ОАО «Белшина»;

- Целями в области охраны труда.

Задачи управление маркетинга

Исследование и анализ конъюнктуры рынков сбыта и рынка основного сырья, вспомогательных материалов, оборудования, металлов, запасных частей, инструмента, металлопродукции и комплектующих, используемых предприятием в собственном производстве, с целью формирования конкурентной среды и снижения себестоимости выпускаемой продукции.

Разработка и реализация маркетинговой стратегии предприятия на основе исследований, мониторинга, диагностики и прогнозирования ситуации на рынках сбыта. Разработка стратегии развития экспорта на долгосрочный и краткосрочный периоды. Разработка политики продаж на долгосрочный и краткосрочный периоды. Планирование товарного ассортимента.

Оценка конкурентоспособности товаров на основе исследования потребительских свойств производимой продукции, предъявляемых к ней требований, запросов потребителей. Исследование ценовой политики предприятий – конкурентов. Формирование ценовой политики предприятия.

Поиск и омологация новых видов основного и вспомогательного сырья и материалов. Создание и регулярная актуализация информационно-статистической базы данных по рынкам сырья, материалов, оборудования, металлов, запасных частей, инструмента, металлопродукции и комплектующих, используемых в производстве предприятия.Сбор и анализ информации о состоянии рынков основного сырья и материалов за определенный период.