Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При взаимодействии с налоговыми органами банки могут выступать в одном из трех вариантов:

1. Как налогоплательщики.

2. Как посредники между налогоплательщиками и государством.

В данном случае банки выполняют ряд финансово-хозяйственных операций, а также оказывает помощь налоговым органам по ряду направлений, например, предоставление необходимой информации в налоговые органы с целью проверки правильности начисления и уплаты налогов в федеральный и региональный бюджет.

3. Как налоговые агенты.

В данном случае банки участвуют в таких операциях как:

- исчисление налогов,

- удержание налогов из денежных средств налогоплательщиков,

- перечисление денежных средств в федеральный или региональный бюджет.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации перечислены шесть субъектов, выступающих в роли субъектов налоговых отношений:

- налогоплательщики,

- налоговые агенты,

- налоговые органы (в лице министерства по налогам и сборам Российской Федерации),

- органы государственных внебюджетных фондов,

- сборщики налогов,

- Государственный таможенный Комитет.

Как видно из данного перечня, банки и иные кредитные учреждения прямо в Налоговом кодексе не указаны.

Тем не менее, в отдельных статьях и нормах кодекса установлены права и обязанности банков, а также их статус, что говорит о их особенной и важной роли в налоговой системе РФ.

Взаимодействие банков и налоговых органов имеет всегда актуальный характер и неоценимо при выстраивании отношений между плательщиками налогов, которые являются как клиентами банков, так и налогоплательщиками в общем смысле этого слова.

Существует некий баланс между контролем государства за банковскими операциями и соблюдением банковской тайны, который регулируется, прежде всего нормами действующего законодательства в виде следующих документов:

- Конституции РФ,

- Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2.12.1990,

Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят ГД РФ 27.06.02г.,

- иными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Банки играют важную роль в таких направлениях финансовой деятельности государства как:

- пополнение доходной части бюджета,

- исполнение платежных поручений,

- выплата сборов и т.д.

Банки выполняют в соответствии с законом такие дополнитеьные функции как:

- осуществление валютного контроля,


- выполнение налогового контроля,

- соблюдение установленного в законодательном порядке условий и правил открытия счетов,

- представление информации об уже открытых счетах,

- информирование о финансово-хозяйственных операциях клиентов банка,

- выполнение поручений по перечислению налогов и сборов своевременно и надлежащим образом,

- выполнение предписаний о приостановлении операций по счетам своих клиентов.

Также следует отметить важную роль банков как крупнейших инвесторов в финансовый сектор экономики страны. Именно благодаря им происходит пополнение доходной части бюджета РФ как за счет повышения числа налогоплательщиков, так и путем создания различных дополнительных материальных благ.

С другой стороны, происходит обратное влияние налоговой системы РФ на банковскую деятельность. Так:

- налоги определяют, пусть и косвенно, ликвидность кредитных организаций,

- налоги регулируют рентабельность банковских операций (например, операции могут стать для банка невыгодными в силу обложения НДС, такая ситуация имеет место на рынке драгоценных металлов, либо, напротив, повышая привлекательность тех или иных операций),

- налоги влияют на определение размера средств самого банка, определяют степень их устойчивости и стабильности.

Наиболее сильное влияние на деятельность банков оказывают следующие налоги:

- единый социальный налог,

- налог на прибыль.

Банки обязаны выплачивать следующие виды налогов (табл. 3).[5]

Таблица 3.

Виды налогов, подлежащих уплате банком.

Вид налога

Содержание налога

1

Налог на добавленную стоимость - НДС

Это один из наиболее распространенных налогов, но с другой стороны, спецификой его является то, что обложению данным налогом не подлежат любые банковские операции (кроме инкассации), на осуществление которых необходима лицензия

2

Налог на прибыль банков

Банки подобно другим хозяйствующим субъектам имеют свои доходы и расходы, особенностью их является принадлежность к банковской деятельности (то есть в арсчет принимается доходно-расходная часть по банковским операциям и сделкам. Налоговый кодекс (глава 25) определяет особенности налогообложения данных операций.

3

Налог на имущество банков

Здесь также имеется своя специфика, состоящая в том, что источником имущества банков являются не финансовые результаты его деятельности, а операционные и


Окончание табл. 3.

Вид налога

Содержание налога

другие расходы, имеющие место в деятельности банков

4

Единый социальный налог - ЕСН

-

5

Транспортный налог

Подлежит уплате в том случае, если банк выступает владельцем транспортных средств

6

Налог с операций по ценным бумагам

Один из основных налогов, уплачиваемых коммерческими банками

7

Налог на землю

Подлежит уплате в том случае, если банк выступает собственником, владельцем или пользователем земли на территории РФ, предоставленной ему государством

8

Прочие налоги и сборы

В том числе государственная пошлина

2.2. Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка

Как было отмечено: «Налоговой базой для целей налогообложения выступает денежное выражение прибыли».[6]

Доходы и расходы лица, подлежащие к начислению налогов, учитываются в денежной форме. При этом прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Если у плательщика в отчетном периоде был убыток, то налоговая база является равной нулю.

Расчет налоговой базы составляется плательщиком самостоятельно. За каждый прошедший налоговый период. При этом расчет содержит следующие сведения:

1) налоговый период, то есть период, в течение которого начисляется налоговая база (нарастающим итогом с начала налогового периода);

2) сумму доходов от реализации товаров, услуг, работ, которые были получены в налоговом периоде;

3) сумму расходов, которые были произведены в налоговом периоде, и на которые была уменьшена сумма доходов от реализации;

4) прибыль или убыток от реализации;

5) сумму внереализационных расходов;

6) сумму внереализационных доходов;

7) прибыль или убыток от внереализационных операций;

8) итоговую налоговую базу за налоговый период.

Налоговая база исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого отчетного периода, при этом за основу берутся данные налогового учета организации.

Специалисты определяют налоговый учет как «систему сведения воедино информации для определения налоговой базы на основе первичных документов, которые группируются в соответствии с порядком и правилами, предусмотренными налоговым законодательством».[7]


Цели налогового учета:

- формирование достаточной информации о хозяйственных операциях, используемых для целей налогообложения,

- предоставление информации внешним и внутренним пользователям для контроля за правильным налогообложением.

Банки обладают определенной спецификой налогообложения. Так, они обязаны вести учет доходов и расходов, которые получены ими в виде процентов по долговым обязательствам, отдельно по каждому виду таких долговых обязательств (рис. 1).

Рис. 1. Учет налогов банками.

Также необходимо отметить некоторые специфические особенности ведения налогового учетам банками.

Аналитический учет доходов и расходов по различным хозяйственным операциям проводится по каждому договору, при этом определяется дата и сумма выплаченного аванса.

На расходы, причитающиеся на дату совершения операции, относятся такие расходы как:

- комиссионные сборы за операции по корреспондентским отношениям, подлежащие уплате налогоплательщиком,

- расходы по расчетно-кассовому обслуживанию,

- расходы по открытию счетов в иных банках,

- прочие подобные операции.

Если учитываются операции с финансовыми инструментами по срочным сделкам, то за основу берется иностранная валюта или драгоценные металлы.

При этом особенностью является то, что налогоплательщик в налоговом учете отражает количественную и стоимостную (включающую в себя массу и цену) характеристику купленных и реализованных драгоценных камней. При этом переоценка покупной стоимости для драгоценных камней не является доходом или расходом налогоплательщика.[8]

ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БАНКА ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В последнее время финансово-правовая ответственность стала выделяться в отдельный вид правовой ответственности.

Ее признаками, также как и юридической, являются следующие:

  1. Данная ответственность наступает только в случае, если допущено правонарушение.
  2. Финансово-правовая, как и юридическая, ответственность устанавливается государством в рамках законодательства.
  3. Ответственность связана с фактом причинения правонарушителю отрицательных последствий.
  4. Форма реализации финансово-правовой ответственности - процессуально-правовая.[9]

Существую и специфические особенности именно финансово-правовой ответственности:

- она наступает только за правонарушение в области финансового права,

- она затрагивает санкции имущественного характера в силу своей природы,

- финансово-правовая ответственность реализуется в специфической процессуальной форме.

Итак, можно дать следующее определение финансово-правовой ответственности. Под ней понимается «вид юридической ответственности, основанный на применении к нарушителю финансово-правовых норм различных мер государственного принуждения, при этом осуществляемый специально уполномоченными государственными органами, которые возлагают на правонарушителя определенные обременения имущественного характера».[10]

Основание для финансово-правовой ответственности - финансовое правонарушение.

Признаки финансового правонарушения:

- противоправность,

- наказуемость,

- виновность,

- антиобщественность.

Отдельно необходимо выделить такой вид правонарушения как “нарушение банковского законодательства”.

Многие авторы считают, то данное правонарушение не входит в группу правонарушений финансово-правового характера по ряду причин:[11]

1. Субъектом нарушения банковского законодательства может быть только кредитная организация.

Этим проводится отличительная черта между данным нарушением и нарушением финансово-правовым, так как в последнем субъектный состав шире и представлен такими лицами как:

- налогоплательщик,

- налоговый агент и другие лица.

2. Контроль за мерами ответственности осуществляет специально уполномоченная организация – Центральный банк России.

Если говорить о финансово-правовой ответственности, то там такими организациями являются:

- Министерство по налогам и сборам,

- территориальный орган министерства.

3. Само нарушение банковского законодательства не имеет связи с хозяйственной деятельностью банковской организации. Оно лишь выступает следствием ненадлежащего исполнения или неисполнения специальных норм и правил деятельности, установленных для кредитной (банковской) организации.

Финансово-правовая ответственность имеет прямую зависимость от результатов деятельности его субъекта.

4. Санкции, применяемые в рамках финансово-правовой ответственности и ответственности в области банковского законодательства, различны.

Так, в первом случае применяются санкции имущественного характера, как правило, штрафы.