Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время проводится большое количество исследований в области исследования эмоциональных состояний человека.

В отечественном языкознании концепция, выдвинутая В. И. Шаховским о категоризации эмоций в лексикосемантической системе языка [10, с. 13], является самой глубоко разработанной лингвистической теорией эмоций. В. И. Шаховский отмечает, что адекватное выражение эмоций посредством языка в большей или меньшей степени возможно, и поэтому их можно включить в коммуникацию [Там же, с. 11]. Эмоции составляют ядро личности человека: язык соотносится не только с логическим мышлением, но и со всей сферой человеческого сознания, а значит, позволяет проникнуть как в тайны устройства языка, так и самого человека. В. А. Митягина подчеркивает, что любой человек не свободен от проявления эмоций и поэтому совершает аффективное коммуникативное действие [6, с. 199].

Под аффективным действием понимается действие, выполняющее социокультурную семантическую функцию «презентации» определенного типа эмоции, прагматическую функцию «симптома» состояния коммуниканта и апеллятивную функцию «сигнала» партнеру изменить отношение к ситуации. Аффекты – это состояния, имеющие место быть помимо воли человека, ими являются мгновенно возникающие эмоции на определенную ситуацию [Там же, с. 203]. Эмоции являются психическим явлением и отражают в человеческом сознании эмоциональное отношение к миру [3, с. 486].

Эмоции являются особой формой познания и отражения действительности. В языке они представлены своими наименованиями, характеристиками и оттенками [Там же]. Эмоции многолики и многогранны. Шарль Балли считает, что человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией [2]. Он пишет, что аффективность – это естественное и спонтанное проявление субъективных форм нашей мысли: она неразрывно связана с нашими жизненными ощущениями, нашими желаниями; она является внешним выражением личного интереса, который мы проявляем к действительности [Там же, с. 113]. Эмоции по форме выражения бывают двух видов: вербальные и невербальные.

Глава 1. Теоретико-методологическое исследование дефиниции «невербальные эмоции»


1.1 Общая характеристика невербального общения

Деловое общение и этикет является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Деловое общение является сложным, многоплановым процессом развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач Любое средство общение подразделяется на две основные группы (рис.1)

Средства общения

Вербальные

Невербальные

Устная и письменная речь, слушание, чтение

Язык жестов

Рисунок 1. Средства общения

К [1, с.79] [1, с.79] вербальным [1, с.79] [1, с.79] средствам [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] относят [1, с.79] [1, с.79] письменную [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] устную [1, с.79] [1, с.79] речь, [1, с.79] [1, с.79] чтение [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] слушание. [1, с.79] [1, с.79] (таблица [1, с.79] [1, с.79] 1)

Таблица [1, с.79] [1, с.79] 1[1, с.79]. Вербальные [1, с.79] [1, с.79] средства [1, с.79] [1, с.79] общения

Устная речь

Осуществляется в процессе говорения. Для нее характерна словесная импровизация

Письменная речь

Графически закрепленная речь

Отличие [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] речи [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] заключается [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] характере [1, с.79] [1, с.79] адресата: [1, с.79] письменная [1, с.79] [1, с.79] речь [1, с.79] [1, с.79] обычно [1, с.79] [1, с.79] обращена [1, с.79] [1, с.79] к [1, с.79] [1, с.79] отсутствующим. [1, с.79] [1, с.79] Устная [1, с.79] [1, с.79] предполагает [1, с.79] наличие [1, с.79] [1, с.79] собеседника. [1, с.79] [1, с.79] Говорящий [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] слушающий [1, с.79] [1, с.79] не [1, с.79] [1, с.79] только [1, с.79] [1, с.79] слышат, [1, с.79] [1, с.79] но [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] видят [1, с.79] друг [1, с.79] [1, с.79] друга. [1, с.79] [1, с.79] Поэтому [1, с.79] [1, с.79] она [1, с.79] [1, с.79] зависит [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] того, [1, с.79] [1, с.79] как [1, с.79] [1, с.79] ее [1, с.79] [1, с.79] воспринимают. [1, с.45]

Характер [1, с.79] [1, с.79] восприятия [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] речи [1, с.79] [1, с.79] также [1, с.79] [1, с.79] различен. [1, с.79] [1, с.79] Письменная [1, с.79] рассчитана [1, с.79] [1, с.79] на [1, с.79] [1, с.79] зрительное [1, с.79] [1, с.79] восприятие [1, с.79] [1, с.79] (всегда [1, с.79] [1, с.79] есть [1, с.79] [1, с.79] возможность [1, с.79] перечитать [1, с.79] [1, с.79] непонятное [1, с.79] [1, с.79] место), [1, с.79] [1, с.79] устная [1, с.79] [1, с.79] речь [1, с.79] [1, с.79] воспринимается [1, с.79] [1, с.79] на [1, с.79] [1, с.79] слух. [4, с.28] [1, с.79] [1, с.79] Поэтому [1, с.79] она [1, с.79] [1, с.79] должна [1, с.79] [1, с.79] быть [1, с.79] [1, с.79] построена [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] организована [1, с.79] [1, с.79] таким [1, с.79] образом, [1, с.79] [1, с.79] чтобы [1, с.79] [1, с.79] ее [1, с.79] [1, с.79] содержание [1, с.79] сразу [1, с.79] [1, с.79] понималось [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] легко [1, с.79] [1, с.79] усваивалось [1, с.79] слушателями. [1, с.79] Еще [1, с.79] [1, с.79] одно [1, с.79] [1, с.79] различие [1, с.79] [1, с.79] между [1, с.79] [1, с.79] письменной [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] устной [1, с.79] [1, с.79] речью [1, с.79] [1, с.79] заключается [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] том, [1, с.79] [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] произнесенное, [1, с.79] [1, с.79] сказанное [1, с.79] [1, с.79] недолговечно, [1, с.79] [1, с.79] сохранялось [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] памяти [1, с.79] [1, с.79] лишь [1, с.79] [1, с.79] частично, [1, с.79] [1, с.79] а [1, с.79] [1, с.79] написанное [1, с.79] [1, с.79] может [1, с.79] [1, с.79] долго [1, с.79] [1, с.79] сохраняться.


В [1, с.79] [1, с.79] зависимости [1, с.79] [1, с.79] от [1, с.79] [1, с.79] целей, [1, с.79] [1, с.79] которые [1, с.79] [1, с.79] преследуют [1, с.79] [1, с.79] партнеры [1, с.79] [1, с.79] по [1, с.79] [1, с.79] общению, [1, с.79] [1, с.79] выделяют [1, с.79] [1, с.79] следующие [1, с.79] [1, с.79] типы [1, с.79] [1, с.79] высказываний (рис.2)

Рисунок 2. Типы высказываний в коммуникации

Культура речевой коммуникации включает в себя прежде всего свободное владение: способность четко выражать свои мысли как в устной, и в письменной форме. Речевая культура в деловом общении также находит свое отражение в оценке уровня мышления собеседника, его жизненного опыта для того, чтобы связаться с другой стороной на языке, понятном для него, руководствуясь собеседнику. [1, с.45]

Успех делового общения зависит от способности не только передавать информацию, но и воспринимать, т. е. уметь слушать

В [1, с.79] [1, с.79] деловом [1, с.79] [1, с.79] общении, [1, с.79] [1, с.79] как [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] любом [1, с.79] [1, с.79] другом, [1, с.79] [1, с.79] важно [1, с.79] [1, с.79] сочетание [1, с.79] [1, с.79] нерефлексивного [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] рефлексивного [1, с.79] слушания. [1, с.79] [1, с.79] Значение [1, с.79] [1, с.79] умения [1, с.79] [1, с.79] слушать [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] деловых [1, с.79] отношениях [1, с.79] [1, с.79] определяется [1, с.79] [1, с.79] тем, [1, с.79] [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] в [1, с.79] [1, с.79] процессе [1, с.79] [1, с.79] делового [1, с.79] [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] очень [1, с.79] [1, с.79] важно [1, с.79] понять [1, с.79] [1, с.79] позицию [1, с.79] [1, с.79] делового [1, с.79] [1, с.79] партнера [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] его [1, с.79] [1, с.79] намерения, [1, с.79] что [1, с.79] [1, с.79] при [1, с.79] [1, с.79] невнимательном [1, с.79] слушании [1, с.79] [1, с.79] невозможно.

Невербальная коммуникация это слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные и другие ощущения и образы, полученные от другого лица и несут определенную информацию. Большинство невербальные средства и формы человеческого общения являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, достижение взаимопонимания, а не только с людьми, но и животными.

Невербальная [1, с.79] [1, с.79] коммуникация [1, с.79] [1, с.79] обычно [1, с.79] [1, с.79] представляется [1, с.79] [1, с.79] следующими [1, с.79] [1, с.79] системами: [1, с.79] [1, с.79] визуальная, [1, с.79] [1, с.79] акустическая, [1, с.79] [1, с.79] тактильная, [1, с.79] ольфакторная [1, с.79] [1, с.79] (таблица [1, с.79] [1, с.79] 2).

Таблица [1, с.79] 2. [1, с.79] [1, с.79] Системы [1, с.79] [1, с.79] невербальных [1, с.79] [1, с.79] коммуникаций

Выделяют [1, с.79] [1, с.79] следующие [1, с.79] [1, с.79] основные [1, с.79] функции [1, с.79] [1, с.79] невербального [1, с.79] [1, с.79] общения:


  • выражение [1, с.79] межличностных [1, с.79] [1, с.79] отношений;
  • выражение [1, с.79] чувств [1, с.79] [1, с.79] и [1, с.79] [1, с.79] эмоций;
  • управление [1, с.79] процессами [1, с.79] [1, с.79] вербального [1, с.79] [1, с.79] общения [1, с.79] [1, с.79] (разговором);
  • обмен [1, с.79] ритуалами;
  • регуляция [1, с.79] самопредъявлений.

Особенностью невербального языка является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания и человека, который не контролирует их метода невербальные средства выражения, не могут поддельной эти импульсы, которые позволяют доверять этот язык больше, чем обычно, словесный канал связи. [11, с.89]

Считается, что поддельные или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, так как долгое время не может контролировать их совокупность и одновременно и произнесенные слова.

Знание невербального языка может не только понять собеседника лучше, но и (что более важно), чтобы предсказать, что реакция, протекающая слышал еще до того, как другой человек будет говорить, чувствовать необходимость изменений для того, чтобы достичь желаемого результата. [5, с.74]

Невербальная коммуникация позволяет показать, что вы понимаете сигналы, посылаемые с другой стороны, и ответы на них; проверить свои предположения о том, что сигналы компенсируют друг; подачу сигнала обратной связи.

Язык тела является ключом к внутреннему, психологическому и эмоциональному состоянию человека. Исследования показывают, что человеческое тело может производить более 7 миллионов уникальных движений. Следовательно, за счет разнообразия и богатства мимических возможностей наше тело способно транслировать огромное количество образов, становясь мощным инструментом доведения до окружающих людей необходимой информации.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд.

Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения. Таким образом, невербальное общение в широком смысле – это «общение без помощи слов посредством множества коммуникативных каналов» [2; с.54]. Существует 9 коммуникативных каналов невербального общения:

1. Кинесика – «изучает невербальные коммуникации, которые осуществляются с помощью телесных движений, причем каждое из них имеет определенное значение.


Все движения тела могут нести определенное значение, которое проявляется в особой коммуникационной ситуации». Одни и те же движения имеют разный смысл. Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело – это и биологическая, и социальная система.

2. Проксемика – связана с восприятием и использованием социального и личного пространства в коммуникации, дистанция между партнерами, организация пространства при беседе и др. Человек будто бы окружен пространственной сферой, размеры которой зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды [5].

Существует 3 вида пространства: Фиксированное, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами в комнаты. Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели. Неформальное пространство – это личная и интимная территория, окружающая человека

3. Вокалика или паралингвистика – голосовые эффекты сопровождают слова. Это тон, скорость, сила, вид голоса, паузы, интенсивность звуков – каждый из них имеет свой особый смысл. Эти средства часто рассматриваются как вокальные ключи. Они говорят об эмоциях людей.

4. Физикатика – физические свойства человека.

5. Хаптика – люди прикасаются друг к другу по разным поводам. Это могут быть профессиональные, дружеские и вражеские касания).

6. Артефактика – к артефактам относится одежда, украшения. Одежда как наиболее сильный фактор. Она должна соответствовать обстановке, социальному статусу и т. д.

7. Ольфактика – изучает запахи. Запах, возможно, самое сильное и влиятельное ощущение. По запаху у нас сформировывается мнение о собеседнике.

8. Эстетика – необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, она стимулирует или же ослабляет определенные действия.

9. Тактильно-кинестезическая система. Тактильная система – это прикосновения, пожатие рук, объятия и поцелуи. В общении они выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Так как, слова зачастую являются основой человеческого вербального общения, но они могут часто обманывать, вводить в заблуждение, если мысль не правильно или не четко сформирована. Иногда смысл и содержание не передаются и воспринимаются желаемым образом, это означает, что произошла ошибка в процессе общения.

В таком случае, невербальная форма общения (язык тела) может стать решением проблемы, то есть стать своего рода коммуникативным мостом. Во многих случаях невербальные сигналы находятся в более выгодном положении по сравнению с вербальными, так как они свободны от предубеждения. Кроме того, в случае, если невербальные реакции противоречат вербальным, люди чаще верят невербальным.