Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стремление каждого из коммуникантов заключается в согласовании основных средств выражения – голоса, жестов, речи. Жесты иногда используются, чтобы дополнить, объяснить или проиллюстрировать текст. С другой стороны, жесты могут находиться в противоречии с текстом – как знак, который выражает осознанное, целенаправленное противоречие. невербальные средства общения, мимика, жестикуляция, дистанция, межнациональные различия.

Невербальное общение включает в себя все формы неречевого поведения человека и играет большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе. Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания. Они могут не только усиливать, но и ослаблять вербальное воздействие.

Очень важно установить хорошие отношения между вербальным иневербальным видами общения, так как они тесно связаны между собой, это поспособствует активному участию в общении, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам.

Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение

1.2 Структура невербального общения и проявлений эмоциональных состояний

Гармонично развитая личность сочетает в себе умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Сочетание этих компонентов в воспитании и формировании личности дает возможность человеку достичь желаемых результатов в личной, профессиональной и общественной деятельности. Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения. Их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Искусство жить в сложном и динамическом мире начала двадцать первого века требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. В последние десятилетия широко обсуждается проблема обновления системы образования. Считается, что необходим принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования.


Образование должно быть личностно ориентированным. Профессионально-образовательный процесс должен быть нацелен на становление и развитие личности, выработку профессионально значимых качеств и способностей студента, таких как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться, рефлексия, коммуникативность и т. д. [1]. Изменения, происходящие в нашей стране, повысили значимость активности личности во взаимодействии с людьми, что привело к необходимости решения проблем, которые взаимосвязаны между собой. В процессе совместной деятельности складываются отношения между людьми, устанавливаются контакты, что включает в себя обмен информацией. Этот процесс характеризуется как коммуникативная сторона общения. При общении люди пользуются речью, одним из главных средств общения. Другая сторона общения – это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями для организации сотрудничества и установления межличностных контактов. Третьей стороной общения является восприятие друг друга, адекватная оценка поведения, возможность лучше узнать партнера по общению. Ядром профессиональной деятельности педагога является содействие личностному развитию студента, а главным «инструментом» выступает взаимодействие субъектов учения, т.е. педагогическое общение. Общение в педагогической деятельности является необходимым условием передачи студентам исторического опыта в развитии человечества, а также способствует формированию социально значимых и профессионально необходимых качеств будущих специалистов.

На занятиях по физической культуре создаются условия для реализации студентом себя как личности, закладывается основа для многоплановых видов деятельности и поведения, приобретение разнообразных умений и навыков. Используя на занятиях по физическому воспитанию разнообразные методы обучения, преподаватель решает различные задачи обучения, воспитания и развития личности студента. Физическая культура является составной частью общей культуры. Одна из главных задач физической культуры – это, наряду с повышением уровня физического развития, формирование социально значимых и профессионально важных качеств будущих специалистов. В данный момент нас интересует развитие коммуникативности у студентов. Одним из педагогических методов, широко применяемых на занятиях по физической культуре, является метод показа.

По существу это обучение путем подражания. Любое подражание является сознательным актом, который зависит от способности студента воспринимать и анализировать увиденные двигательные действия, от уровня его мышления. В тех случаях, когда мышление совершается не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это является невербальным способом общения. Понятие «невербальное общение» включает в себя невербальное поведение и невербальную коммуникацию в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, осуществления влияния на другого человека [2]. Невербальная коммуникация – это система символов и знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания. Применение на занятиях невербальных способов общения позволяют сокращать время общения, выстраивают логическую цепочку для принятия быстрых и верных решений за более короткое время, что способствует развитию психофизических профессионально значимых качеств будущих специалистов. Знания, умения и навыки невербальных способов общения, полученные студентами на занятиях по физическому воспитанию, создают возможность не только для повышения качества и эффективности образовательного процесса, но и гарантируют положительные результаты овладения этими знаниями, умениями и навыками для формирования коммуникативных способностей студентов, которые пригодятся им в будущем. Изучая невербальное общение на занятиях по физическому воспитанию, можно отметить множество проблем, возникающих в данном процессе, убедиться в сложности и многогранности вопросов, связанных с невербальным поведением. Поэтому дальнейшее рассмотрение и углубление исследований в данной сфере необходимо.


Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание. К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки: 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика -жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика -моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку. 2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, прикосновениие, поглаживание, отталкивание и пр. 3. Проксемика исследует расположение людей при общении. Американский ученый Э. Холл был одним из первых в области изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г. издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «проксемика» (от англ. Proximity -близость). Это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. Выделяют интимную зону (15 – 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина – возбуждающего, стрессового гормона – Личная зона (45 – 120см) – беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт. – Социальная зона (120 – 400 см) – официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают. – Публичная зона (более 400 см) – общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п. Невербальные средства коммуникации – жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации. Паралингвистика (греч. «около, возле») – это раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинесические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические (графы, схемы, плакаты, виды шрифтов и т.п.).

Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином кинесика (греч. «движение»). Единицы кинесики называют кинемами. Иногда выделяют отдельно мимические средства коммуникации – выражение лица, взгляд и др., но чаще их рассматривают в составе кинесических средств, поскольку они, как и жесты, отличаются динамичностью. Основными невербальными средствами общения являются жесты. Жесты-символы, жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты адапторы. Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. Жестыиллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например, указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. Жестырегуляторы – играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний – нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д. Невербальная коммуникация (НВК) является самой древней формой общения людей.


Самое удивительное в том, что и сейчас, несмотря на такое совершенное средство общения, каким является вербальный язык, НВК играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики. Это объясняется тем, что для успешной коммуникации важна информация не только репрезентативного характера (о предметах, их местоположении, об идеях, явлениях данного времени), но также информация оценочного характера, позволяющая определить отношение говорящего к самой информации и/или адресату. Часто мы «считываем» эту оценочную информацию с лица говорящего, даже без его ведома. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный 274 подход к этому процессу.

По данным экспериментов при выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, слова – всего 7%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится. Столь активное использование невербальных средств в межличностном общении объясняется рядом причин: – невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальный язык, оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно; – невербальные средства имеют определенные преимущества перед вербальными – они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность; – они передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; наконец, они могут передавать информацию, которую трудно или по каким-либо причинам неудобно выразить словом.

1.3 Психолого-педагогические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний

В науке не так много тем, имеющих настолько междисциплинарное звучание, как проблема невербального поведения, относящаяся как к психологии, так и к филологии. Мы говорим о проблеме, потому что если литературоведение имеет дело с изображением невербального поведения1 , то психология – не с изображением реальности, а с ней самой. Поэтому если для психолога центральная проблема – это проблема интерпретации невербального поведения, то для филолога это проблема идентификации невербального поведения как художественного средства.


И тем не менее точки соприкосновения существуют, поскольку как филология в анализе литературных текстов использует положения психологии о психике человека, так и психология дополняет свое представление о человеке, о его психике, сознательном и бессознательном в том числе и через анализ литературных произведений. Не случайно корифей отечественной психологии Л.С. Выготский в своей классической работе «Психология искусства» говорил именно о возможностях взаимного обогащения этих двух наук Что касается самого невербального поведения как предмета психологической науки, то здесь оно понимается прежде всего как система несловесных форм психического функционирования, позволяющих распознавать психологические и психофизические свойства и состояния говорящего. Как правило, невербальное поведение передает несколько основных видов информации: эмоциональной, эстетической, индивидуально-личностной, биофизической, медицинской, пространственной и психологической И поскольку в отличие от вербального невербальное поведение сложнее декодируется, то, в большей степени отражая язык бессознательного, оно являет собой и более «чистый» материал для анализа, в то время как слово, речь, будучи отрефлексированы сознанием, могут нуждаться в некоторой «дешифровке». К элементам невербального поведения относятся: мимика, жесты, поза, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временнáя и пространственная организация. В психологии жесты рассматриваются как показатели личностных особенностей человека: коммуникативные (приветствия, угрозы, запрещающие жесты и другие), описательно-изобразительные, подчеркивающие речь, модальные, выражающие оценку, отношение к предметам, людям, явлениям и т. д. Человек, формируясь в той или иной конкретной социальной среде, усваивает не только характерные для этой среды способы жестикуляции, но и правила их применения и прочтени И хотя содержание, сила и частота жестикуляции обуславливается групповыми и культурными нормами, можно говорить об инвариантных характеристиках жестов, которые, независимо от пола, возраста, культуры, расы, могут нести одну и ту же информацию. Что касается объективных характеристик жестов, то психологи выделяются в первую очередь их направленность, форму, интенсивность и частоту. Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что мимика включает признаки как универсальные, специфические для выражения одних состояний, так и неспецифические для выражения других. Например, признак «уголки губ опущены» сопровождает негативные эмоциональные состояния, печаль, грусть, тоску. Тогда как «глаза прищурены» может сопровождать как гнев, так и радость. Один из ведущих специалистов в этой области П. Экман установил, что лучше всего эмоции гнева, радости, страдания распознаются по нижней части лица. Средняя же часть лица в большей степени выдает удивление и страх, а рассогласование мимических движений может свидетельствовать о неискренности чувств1 . И хотя выражение глаз тоже может что-то скрывать, они в большей мере свидетельствуют об истинных переживаниях. Не случайно в литературном произведении встречаются такие эпитеты по отношению к взгляду, как «радостный», «удивленный», «испуганный», «страдающий», «внимательный», «презрительный», «восхищенный». Таким образом, и примеры из художественных произведений говорят в пользу того, что качественные и динамические параметры взгляда труднее поддаются контролю и регуляции. Особый параметр невербального поведения – поза, включающая в себя определенное положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног.