Файл: Система органов исполнительной власти РФ (Институт государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система управления органов власти в Российской Федерации в настоящее время является очень актуальной тематикой для изучения. На сегодняшний день не так много научных работ посвящено данной теме. Поэтому целью настоящей работы является рассмотрение института государственной власти в регионах и его функции.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • во-первых, указать организацию и способы осуществления государственной власти, а также исследовать основные задачи и функции государственного управления;
  • во-вторых, определить сущность регионального управления и его особенности в унитарных и федеративных государствах;
  • в-третьих, раскрыть особенности регионального управления в Российской Федерации;
  • в-четвертых, определить разграничение компетенции между РФ и ее субъектами по устройству системы органов исполнительной власти, а также выделить функции последних;
  • в-пятых, рассмотреть особенности организации института государственной власти на примере крупнейших городов РФ (Санкт-Петербург и Москва).

Предметом исследования служит институт государственной власти в регионах, а объектом – его анализ на примере субъектов Российской Федерации.

При написании исследования были использованы как источники, так и литература. К источниковедческой базе можно отнести нормативные документы России (в частности, Конституцию РФ, Федеральные законодательные акты, Указы президента). Также к источникам относятся материалы, доступные официальных Интернет сайтах органов исполнительной власти России.

В работе также использованы монографии и статьи таких авторов как Баглай М.В., Баталов Э.Я., Бахрах Д.Н., Безуглов А.А., Гончаров П.К., Зайцева Е.В., Калашников С.В., Коваленко А.И., Стрекозов В.Г., Сморгунов С.Л.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ

1.1 Органы исполнительной власти

Для раскрытия вопроса о важности исполнительных органов власти, необходимо определиться с ее составом. Основная существующая классификация органов исполнительной власти выражает реальный состав исполнительной власти в России. Данная классификация закреплена в Конституции РФ, а также в административном законодательстве. Совокупность данных органов составляет определенную иерархическую структуру, которая действует на территории всей России. В ее состав входят:


- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Конституции РФ, система органов исполнительной власти возглавляется Правительством РФ, которое является центральным органом данной системы и осуществляет исполнительную власть на территории России. Законодательство субъектов РФ допускает формирование на их территории своих органов исполнительной власти, которые законодательством отнесены к разряду органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме указанной выше официально закрепленной классификации органов исполнительной власти имеются так же и научные классификации. Согласно одной из таких классификаций, органы исполнительной власти могут быть классифицированы по характеру их компетенции: общей компетенции, отраслевой и межотраслевой, органы специальной компетенции.

Органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют свою работу в отношении наиболее большого круга объектов и субъектов государственного управления на определенной территории по основным вопросам, связанным с государственным управлением. К таким органам относится Правительство РФ, правительства субъектов РФ, иногда президенты (губернаторы) субъектов РФ, которые согласно региональному конституционному законодательству являются главами органов исполнительной власти в соответствующем субъекте РФ.

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции действуют в рамках определенной государственно-управленческой деятельности, и их компетенция не выходит за данные рамки.

Государственные исполнительные органы межотраслевой компетенции осуществляют контроль деятельности органов отраслевой компетенции по определенным вопросам. В настоящее время такие функции исполняются федеральными министерствами. Они осуществляют контроль за деятельностью подведомственных им агентств и служб. Но, большинство таких служб и агентств сейчас имеют специальную компетенцию, поскольку вопросы их нормативно-правового регулирования полностью находятся в ведомствах соответствующих министерств. Но, на уровне субъектов РФ в настоящее время министерства имеют отраслевую компетенцию и реализуют государственные функции в определенной сфере.

Абсолютное большинство федеральных органов исполнительной власти сейчас имеет специальную компетенцию, то есть являются различного рода разрешительными, контрольными, регулятивными и надзорными органами, которые выполнят соответствующие функции в определенных сферах государственного управления.


При этом большинство существующих сейчас органов исполнительной власти строится на принципе единоначалия. В таком органе решения принимаются исключительно его руководителем, но это не значит, что при этом не учитываются мнения специалистов этого органа, например, коллегии, который создается с целью принятия решений, проводит обсуждения основных вопросов деятельности органа, в результате чего дает квалифицированные заключения по тем или иным вопросам.

Для создания организационного центра в какой-либо области общественной жизни, как правило, используют такую форму государственного органа исполнительной власти, как министерство. Этот орган реализует управленческие функции в отношении большого количества объектов. По его решению могут быть созданы комитеты, комиссии, службы и иные органы, которые необходимы для решения конкретно определенных функций и задач, наиболее узких вопросов государственной управленческой деятельности. Службы в основном выполняют контрольные и надзорные функции. Агентства ведут различные реестры, кадастры, оказывают различные услуги населению.

В данный момент положения Конституции Российской Федерации и Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» являются основой для нормативно-правового регулирования органов исполнительных власти.

Однако наличие большого количества федеральных нормативных актов (подзаконного характера в том числе), определяющих полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, производит разнообразие правового регулирования на уровне субъектов РФ. Характер и объем, устанавливаемых в законах субъектов Российской Федерации, полномочий органов исполнительной власти касающихся предметов совместного ведения отличается большим разнообразием. Это говорит об отсутствии в субъектах РФ единой схемы формирования полномочий органов исполнительной власти на основе федерального законодательства.

В настоящий момент не существует единого федерального закона касающегося вопроса регулирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Многие ученые не первый год поднимают вопрос необходимости создания отдельного закона. Так называемый  закон «О федеральных органах исполнительной власти». Он призван установить общие принципы формирования, функционирования, передачи полномочий и компетенций, реорганизации, а также ликвидации исполнительных органов власти Российской Федерации. 


Таким образом, органом исполнительной власти следует называть государственный орган, который осуществляет деятельность, направленную на реализацию исполнительной власти в России, а также осуществляющий контроль и надзор за исполнением нормативных актов субъектами права.

Важность исполнительных органов власти, таким образом, очевидна. Она осуществляет исполнение законодательства, оказывает всяческие услуги населению, регулирует отношения государства с другими государствами, создает и обеспечивает условия для безопасного проживания на ее территории человека.

1.2 Организация и способы осуществления государственной власти

Категория власти является одной из ключевых как для политологии, так и теории государства права (и целого ряда других наук).

Власть пронизывает все структуры общества и выступает его основополагающим элементом, отвечает за внутреннюю организованность и иерархичность всех общественных отношений.

Важно отметить, что в политологической теории так не сформировалось единого определения категории «власть».

Можно отметить следующие определения, которые используются для интерпретации понятия «власть»:

  • силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
  • волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению;
  • власть как влияние: суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других.
  • телеологическое, в соответствии с которым, власть - это достижение определенных целей;
  • инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;
  • конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
  • структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым[1].

Указанные определения не исключают друг друга, а наоборот – дополняют.

С государственной властью тесно связано и определение «государственного управления».

Так, государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. Основой государственного управления является государственный интерес, который должен защищать целостность государства, а также его основополагающих институтов, поддержку уровня и качества жизни своих граждан. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной[2].


Важно отметить, что государственное управление возможно только благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы[3].

Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Политический режим представляет собой ту сторону государственного управления, которую рассматривают с точки зрения используемых средств, методов политического влияния на общественные институты. Значение политического режима в механизме формирования системы государственного управления состоит в том, чтобы адаптировать сложившуюся в обществе совокупность общественных институтов целям государства, в частности, заложенным в их основу ценностям и приоритетам. Наиболее характерными для современных государств являются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы[4].

Форма правления выражает способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями. Форма государственного устройства реализуется через способ объединения территорий в границах единого государственного образования с учетом их национально-этнического и социокультурного своеобразия. Выделяются следующие формы государственного устройства: унитарные государства и федерации[5].

Государственное управление может быть реализовано через одну из своих форм, именуемых формами правления, на выбор которой оказывают влияние политические, экономические факторы, а также особенности социокультурного и исторического развития территории[6].

Форма правления – это общественно признанный на территории способ избрания и функционирования высшей государственной власти. Принято традиционно выделять республиканскую и монархическую формы правления.

Суверенный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов.