Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты управления

профессиональным стрессом в управленческой деятельности

1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации

1.2. Содержание стресс-менеджмента

Выводы по Главе

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области

2.1. Исследование стрессоустойчивости и уровня саморегуляции

руководителей Межрайонной ИФНС России №17

по Московской области

2.2. Оценка стрессокомпетентности работников Межрайонной ИФНС России № 17

Руководителю Межрайонной ИФНС России №17 необходимо учитывать жесткость формальной организации, какой является налоговая служба, и выбирать методы профилактики стрессов с учетом специфики деятельности в определенных структурных подразделениях[40]. Реализация организационно-управленческой функции в профессиональной деятельности руководителя таможенных органов всегда связана с решением различных организационных, управленческих и социально-трудовых проблем, которые могут принимать форму деструктивных конфликтов и вызывать ухудшение морально-психологического климата в коллективе. Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17[41].

В процессе исследования проведен опрос, в котором приняли участие сотрудники Межрайонной ИФНС России №17. Было опрошено 18 сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 (возраст респондентов: 25-30 лет). Всем респондентам был заданы вопросы: «Какими компетенциями в сфере управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17 обязательно должен обладать руководитель (сотрудник)?:

в области диагностики стресс-факторов, вызывающих повышение уровня профессионального стресса сотрудников в процессе профессиональной деятельности;

в области профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников;

в области формирования технологии управления профессиональными стрессами в подразделениях организации;

в области медиативной деятельности, направленной на урегулирование конфликтного взаимодействия оппонентов;

в области проведения комплекса обучающих (корпоративных) тренингов, направленных на формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях;

в области возможных копинг-стратегий сотрудников службы в стрессовых ситуациях;

в области формирования карт стресса для различных категорий сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;

в области создания нормативно-документационного обеспечения технологии управления стрессами в подразделениях Межрайонной ИФНС России №17.

2.3. Оценка уровня стрессогенности в Межрайонной ИФНС России №17

Выводы по Главе

Глава 3. Рекомендации по формированию

стресскомпетентности руководителей Межрайонной ИФНС России №17

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Одной из организационных форм обучения персонала могут быть обучающие и корпоративные тренинги. В связи с этим предлагается проведение обучающего тренинга «Технологии профилактики профессионального стресса сотрудников». В ходе проведенных бесед с руководителями и сотрудниками Межрайонной ИФНС России №17 было выявлено, что проблема профилактики профессионального стресса работников таможенных подразделений является очень актуальной. Фрагмент программы тренинга по теме «Технология профилактики профессионального стресса работников организации» представлен в таблице 3.

Содержание

Выводы по Главе

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Заключение

Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Список литературы

Таблица 3

Программа тренинга «Технология профилактики профессионального стресса работников организации»[47]

Название тренинга

«Технология профилактики профессионального стресса работников организации»

1

2

Целевая аудитория

Руководитель, специалисты службы управления персоналом, сотрудники (различных категорий) таможенного подразделения.

Диагностический этап тренинга
(предтренинговая
подготовка)

Анализ потребностей в тренинге: какие категории персонала и каким методам, приемам необходимо обучить; структура и содержание программы тренинга; анализ потребностей организации (кадровая политика, стратегия развития организации, уровень квалификации кадрового
потенциала, организационная культура, морально-психологический климат, уровень конфликтности и профессионального стресса сотрудников таможенных органов существующая система управления конфликтами и стрессами).

Продолжение таблицы 3

Содержание

1

2

Концептуальный этап тренинга
Цель

Формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой,
информационно-методической, коммуникативной, проектной, исполнительской деятельности.

Задачи

Формирование у сотрудников системных представлений о
профессиональном стрессе, его причинах, проявлениях и последствиях; формирование умений реализовывать программы обучения приемам стресс-менеджмента; предоставление руководителю и сотрудникам учебно-методических материалов и документационного обеспечения для практического освоения средств и приемов стресс-менеджмента.

Первый день тренинга
Тема 1. Формула профессионального стресса сотрудников
организации. Стресс. Виды стресса. Эутстресс и дистресс. Понятие и факторы профессионального стресса. Профессиональный, психологический, организационный стресс. Реакции сотрудника в ситуации профессионального стресса. Симптомы и психодиагностика стресса. Основные психологические составляющие профессионального выгорания сотрудников службы. Организационные и личностные факторы выгорания. Методики на определение актуального уровня стресса, выраженности тревожности, синдрома эмоционального и профессионального выгорания. Стресс руководителя и стресс персонала. Стресс различных категорий сотрудников службы.

Практикум №1. «Диагностика актуального уровня и симптомов стресса».

Тема 2. Источники последствия профессионального стресса. Особенности профессиональной деятельности. Организационные

Название тренинга

«Технология профилактики профессионального стресса
работников организации» роли. Организационные факторы. Понятия «психическое здоровье», «профессиональное здоровье», «экстремальные условия». Стресс-факторы абсолютного характера. Стресс-факторы опосредующего характера. Субъективные, поведенческие, познавательные, физиологические, организационные последствия профессионального стресса. Методики, позволяющие выявлять негативные последствия дистресса. Разбор сложных стрессовых ситуаций с точки зрения их оптимизации. Карты стресса для различных категорий сотрудников службы.
Практикум № 2. Опросник «Профессиональное выгорание.
Практикам № 3. Методика «Эмоциональное выгорание».

Аналитический этап тренинга

Обсуждение результатов тренинга и отношения работников к нему. (Анкетирование и интервьюирование участников тренинга)


Продолжение таблицы 3

1

2

Результат

По результатам прохождения данного тренинга слушатели должны: знать причины и источники возникновения профессионального стресса; владеть приемами психопрофилактики профессионального стресса, проводить диагностику уровня профессионального стресса; формулировать практические рекомендации для антистрессового управления персоналом; уметь анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса.

Методы, средства и организационные формы программы обучения

Для обеспечения максимальной эффективности обучение проводится в виде проблемных лекций, мини-лекций, веб-семинаров, организационно-деятельностных игр-дискуссий, дебатов, обсуждения и картографирования конкретных конфликтных ситуаций, деловых игр, практических занятий.

Формы контроля

Во время проведения тренинга участники выполняют различные практические задания. В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы участников, обсуждение конкретных стрессовых ситуаций, возникавших у самих участников тренинга.

Выводы по Главе

Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Заключение

Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форсмажорных обстоятельствах.

Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику факторов, вызывающих стресс (стрессоров); уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров; организацию системы преодоления их негативных последствий. Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.


Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.

Профессиональная деятельность менеджеров сопровождается максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском. Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью руководителя и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.

На базе Межрайонной ИФНС России №17 проведено исследование уровня саморегуляции и стрессоустойчивости руководителей (опрошено 10 руководителей). Использованы следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросановой); «ИВР» (опросник исследования волевой регуляции Е.Г. Комаровой); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона, Бостонский университет).

По результатам исследования выявлено: уровень стилевой регуляции у руководителей службы низок и неоднороден; не достаточно сформированы навыки планирования, программирования, оценки результатов, гибкость. Такие компоненты, как моделирование и общий уровень саморегуляции развиты еще меньше. В то же время воловые регуляторы достаточно развиты. При этом многие компоненты саморегуляции оказывают влияние на стрессоустойчивость руководителя. Это такие элементы, как прогностическая функция, способность к моделированию, преодоление препятствий, а также общий уровень саморегуляции. Обнаружена также значимая связь стрессоустойчивости с такими характеристиками менеджеров, как эмоциональный самоконтроль и самоконтроль в сфере деятельности.

С целью изучения стресс-факторов организационной среды среди сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 был проведен стресс-мониторинг. Выявлено, что величина стрессовой нагрузки на сотрудников не превышает критический уровень и не провоцирует дезорганизацию трудовых процессов, но, тем не менее, заслуживает внимания.

Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стресскомпетентности руководителей: практически все сотрудники таможенного поста (93%) хотели бы повысить уровень своей стресскомпетентности.


Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.

Список литературы

  1. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12.
  2. Валаханович С.А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.
  3. Жданова О.Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.
  4. Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9.
  5. Ковалёва О.А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.
  6. Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.
  7. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51.
  8. Правдина К.А., Зак Л.В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.
  9. Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.
  10. Шкляр Т.Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.
  1. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  2. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  3. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  4. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  5. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  6. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  7. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  8. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  9. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  10. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  11. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  12. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  13. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  14. Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.

  15. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  16. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  17. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  18. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  19. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  20. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  21. Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.

  22. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  23. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  24. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  25. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  26. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  27. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  28. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  29. Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.

  30. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  31. Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.

  32. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  33. Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.

  34. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  35. Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.

  36. Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.

  37. Составлено по результатам опроса.

  38. Составлено по результатам опроса.

  39. Составлено по результатам опроса.

  40. Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12.

  41. Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9.

  42. Составлено по результатам опроса.

  43. Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51.

  44. Составлено по результатам опроса.

  45. Составлено по результатам опроса.

  46. Составлено по результатам опроса.

  47. Разработано автором.