Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления
профессиональным стрессом в управленческой деятельности
1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации
1.2. Содержание стресс-менеджмента
Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области
2.1. Исследование стрессоустойчивости и уровня саморегуляции
руководителей Межрайонной ИФНС России №17
2.2. Оценка стрессокомпетентности работников Межрайонной ИФНС России № 17
в области профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников;
в области проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях;
в области возможных копинг-стратегий сотрудников службы в стрессовых ситуациях;
в области формирования карт стресса для различных категорий сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;
2.3. Оценка уровня стрессогенности в Межрайонной ИФНС России №17
Глава 3. Рекомендации по формированию
стресскомпетентности руководителей Межрайонной ИФНС России №17
В настоящее время вопросы стресс-менеджмента и правильного преодоления стресса имеют важное значение и для российских компаний. Обобщая их опыт в этой области, выделим следующие основные мероприятия, проводимые с целью профилактики стресса:
- Правильная мотивация персонала.
- Поощрение инициативы каждого сотрудника.
- Обеспечение сопричастность каждого сотрудника ко всем происходящим в организации процессам.
- Обширные социальные программы, помогающие снижать стрессогенные факторы. Например, специальные курсы о том, как правильно вести себя с конфликтными клиентами или быстро разрешать сложные рабочие ситуации. Современное оборудование рабочих мест позволяют сотрудникам справляться с большими объемами работы даже в условиях высокого жизненного темпа.
- Психология распорядительных документов.
- Специальные программы, обучающие сотрудников несложным приемам тайм-менеджмента.
- Ежеквартальные или ежемесячные психологические опросы[25].
Стоит отметить, что за рубежом многие люди привыкли пользоваться услугами психологов и психоаналитиков, так как они убеждены в том, что стресс, вызванный проблемами в семье, напряженными отношениями на работе, информационными перегрузками, не только плохо сказывается на здоровье, но и во многом снижает экономические показатели работы[26]. В России проблемы стресса лишь недавно начали приниматься во внимание и поэтому сегодня здесь развито большое количество внешних компаний, предлагающих тренинги и семинары в области стресс-менеджмента. Однако, несмотря на то, что тренинги по стресс-менеджменту предлагают большое количество консалтинговых центров, их методики значительно не отличаются друг от друга[27].
Есть три принципа решения проблемы стресса: уход от проблемы, решение проблемы и изменение отношения к проблеме. Тренинги по стресс-менеджменту основаны на том, что бороться с негативными эмоциями, возникшими в стрессовых ситуациях бесполезно, а научиться управлять ими можно. Тренеры используют ролевые игры, моделирование стрессовых ситуаций. Обучение стресс-менеджменту достаточно провести один раз. Главное, чтобы сотрудник сам захотел измениться. Кроме работы с эмоциями и мыслями иногда предлагают воспользоваться физическими упражнениями, гимнастикой, различными техниками релаксации, дыхательной гимнастикой[28].
Базовая программа стресс-менеджмента занимает от 10 до 12 часов, а затем требуются поддерживающие семинары раз в квартал. Существенный недостаток тренингов в том, что большинство программ стресс-менеджмента нацелено на индивидуума, а не на организацию, и отделено от процесса диагностики проблем[29].
Другой подход позволяет сконструировать наиболее эффективную программу управления стрессом путем предоставления необходимой для решения проблемы информации. Такая стратегия была предложена для управления физическим вредом на уровне Европейского сообщества и отдельных стран – контрольный цикл, или систематический процесс, при котором вред идентифицируется, риск анализируется и управляется, а работники защищены[30].
При использовании модели контрольного цикла следует иметь ввиду, что:
- определение вреда – это процесс;
- компании необходимо определить адекватные индексы вреда, которые могут быть реально исследованы и проверены;
- причинно-следственные связи между фактором и здоровьем должны быть достаточными;
- существует методологически нерешенная проблема измерения рабочей среды[31].
Сам контрольный цикл состоит из шести шагов:
1. Идентификация вредных факторов.
2. Оценка связанных рисков.
3. Применение соответствующей контрольной стратегии.
4. Мониторинг эффективности контрольной стратегии.
5. Переоценка риска.
6. Пересмотр информационных потребностей и потребностей в обучении персонала, подвергающегося негативному воздействию[32]. Каждый шаг может рассматриваться как самостоятельный, но связанный с предыдущими и последующими, цикл действий, подобный процессу достижения цели. Как систематический и общий подход к оценке рисков внутри рабочего пространства, контрольный цикл удовлетворяет требованиям современного европейского законодательства[33].
Таким образом, зарубежные и российские авторы предлагают большое количество техник аутотренинга и релаксаций для профилактики и устранения стресса. Каждый человек сам выбирает в зависимости от своего психологического и физического состояния экспериментальным путем подходящие для него методы снижения стресса. Все это способствует позитивному настрою личности и уверенному общению с окружающими[34].
Правильный выбор стратегий поведения способствует более быстрому устранению факторов, вызывающих стресс, снижению уровня тревожности, улучшению здоровья, восстановлению работоспособности[35].
Выводы по Главе
Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форсмажорных обстоятельствах.
Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику факторов, вызывающих стресс; уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров; организацию системы преодоления их негативных последствий. Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.
Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.
Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области
2.1. Исследование стрессоустойчивости и уровня саморегуляции
руководителей Межрайонной ИФНС России №17
по Московской области
Эмоциональный стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях субъектов, принципиальный характер которых имеет прямое отношение к профессиональной деятельности ряда категорий специалистов, в частности, менеджеров. Их профессиональная деятельность продолжает сопровождаться максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском[36].
Таким образом, стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью руководителя и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов. При этом тип нервно-психических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он ее оценивает, какое значение ей придает и какую позицию в данной ситуации занимает.
Целью исследования явилось определение уровня взаимосвязи между саморегуляцией и стрессоустойчивостью руководителей службы.
Методики исследования - опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросановой); «ИВР» (опросник исследования волевой регуляции Е. Г. Комаровой); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона, Бостонский университет).
Эмпирическое исследование проводилось на базе Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области. Общая выборка составляет 10 человек, испытуемые отличались по следующим признакам: пол, возраст, образование, стаж работы. Общим критерием для всей выборки был статус респондентов – это руководители первого звена, непосредственно связанные с исполнителями возложенных на организацию функций.
Как явствует из результатов исследования, представленных на рис. 1, уровень выраженности компонентов стилевой регуляции у руководителей Межрайонной ИФНС России №17 низок и неоднороден. При этом такие составляющие, как планирование, программирование, оценка результатов, гибкость недостаточно сформированы.
Планирование (1), Моделирование (2), Программирование (3), Оценка результатов (4), Гибкость (5), Самостоятельность (6), Общий уровень саморегуляции (7)
Рисунок 1 - Гистограмма средних значений стилевой регуляции респондентов[37]
Такие компоненты, как моделирование и общий уровень саморегуляции развиты еще меньше – практически не сформированы. Несколько более высокий уровень наблюдается у компонента «самостоятельность», но и его значения нельзя назвать высокими.
Волевые действия (1); Преодоление препятствий (2), Преодоление конфликта (3), Преднамеренная регуляция (4), Автоматизм и навязчивость (5), Мотивы и влечения (6), Прогностическая функция (7).
Рисунок 2 - Гистограмма средних значений волевой
регуляции респондентов[38]
Результаты исследования показали, что уровень выраженности компонентов волевой регуляции у руководителей Межрайонной ИФНС России №17 приближается к среднему и практически однороден, то есть такие его составляющие, как волевые действия, преодоление препятствий, преднамеренная регуляция, автоматизм и навязчивость, мотивы и влечения, прогностическая функция равномерно сформированы.
В ходе исследования проводился корреляционный анализ по выявлению взаимосвязи между компонентами саморегуляции и стрессоустойчивостью респондентов. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы SPSS. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.
Если рассмотреть взаимосвязи стрессоустойчивости с выделенными ранее факторами (НПУ, волевые и стилевые компоненты саморегуляции), то следует отметить, что самая тесная связь обнаружена между стрессоустойчивостью и нервно-психической устойчивостью респондентов. Данная тенденция вполне объяснима, так как общая стрессоустойчивость тесно связана с психофизиологическими механизмами саморегуляции человека.
Таблица 1
Значения коэффициентов корреляции между компонентами саморегуляции и стрессоустойчивостью респондентов[39]
Компоненты саморегуляции |
Планирование |
Моделирование |
Программирование |
Оценка результатов |
Гибкость |
Самостоятельность |
Общий уровень саморегуляции |
Стрессоустойчивость |
Преодоление препятствий |
0.158 |
0.305 |
0.867 |
0.039 |
0.090 |
0.468 |
0.377 |
0.446 |
Прогностическая функция |
0.248 |
0.130 |
0.542 |
0.029 |
0.240 |
0.374 |
0.192 |
0.512 |
НПУ |
0.086 |
0.335 |
0.209 |
0.360 |
0.285 |
0.105 |
0.227 |
0.752 |
Моделирование |
0.195 |
1.000 |
0.390 |
0.548 |
0.790 |
0.429 |
0.786 |
0.437 |
Программирование |
0.152 |
0.390 |
1.000 |
0.164 |
0.132 |
0.252 |
0.524 |
0.387 |
Общин уровень саморегуляции |
0.609 |
0.786 |
0.524 |
0.581 |
0.606 |
0.184 |
1.000 |
0.244 |