Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления
профессиональным стрессом в управленческой деятельности
1.1. Понятие и факторы стрессов в современной организации
1.2. Содержание стресс-менеджмента
Глава 2. Практика управления стрессами в Межрайонной ИФНС России №17 по Московской области
2.1. Исследование стрессоустойчивости и уровня саморегуляции
руководителей Межрайонной ИФНС России №17
2.2. Оценка стрессокомпетентности работников Межрайонной ИФНС России № 17
в области профилактики профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания сотрудников;
в области проведения переговоров в сложных (кризисных, стрессовых) ситуациях;
в области возможных копинг-стратегий сотрудников службы в стрессовых ситуациях;
в области формирования карт стресса для различных категорий сотрудников Межрайонной ИФНС России №17;
2.3. Оценка уровня стрессогенности в Межрайонной ИФНС России №17
Глава 3. Рекомендации по формированию
стресскомпетентности руководителей Межрайонной ИФНС России №17
Таблица 3
Программа тренинга «Технология профилактики профессионального стресса работников организации»[47]
Название тренинга |
«Технология профилактики профессионального стресса работников организации» |
1 |
2 |
Целевая аудитория |
Руководитель, специалисты службы управления персоналом, сотрудники (различных категорий) таможенного подразделения. |
Диагностический этап тренинга |
Анализ потребностей в тренинге: какие категории персонала и каким методам, приемам необходимо обучить; структура и содержание программы тренинга; анализ потребностей организации (кадровая политика, стратегия развития организации, уровень квалификации кадрового |
Продолжение таблицы 3
Содержание
1 |
2 |
Концептуальный этап тренинга |
Формирование профессиональных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой, |
Задачи |
Формирование у сотрудников системных представлений о |
Первый день тренинга Практикум №1. «Диагностика актуального уровня и симптомов стресса». Тема 2. Источники последствия профессионального стресса. Особенности профессиональной деятельности. Организационные |
|
Название тренинга |
«Технология профилактики профессионального стресса |
Аналитический этап тренинга |
Обсуждение результатов тренинга и отношения работников к нему. (Анкетирование и интервьюирование участников тренинга) |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
Результат |
По результатам прохождения данного тренинга слушатели должны: знать причины и источники возникновения профессионального стресса; владеть приемами психопрофилактики профессионального стресса, проводить диагностику уровня профессионального стресса; формулировать практические рекомендации для антистрессового управления персоналом; уметь анализировать организационные условия и профессиональные факторы, способствующие развитию профессионального стресса. |
Методы, средства и организационные формы программы обучения |
Для обеспечения максимальной эффективности обучение проводится в виде проблемных лекций, мини-лекций, веб-семинаров, организационно-деятельностных игр-дискуссий, дебатов, обсуждения и картографирования конкретных конфликтных ситуаций, деловых игр, практических занятий. |
Формы контроля |
Во время проведения тренинга участники выполняют различные практические задания. В процессе работы предусмотрены ответы на вопросы участников, обсуждение конкретных стрессовых ситуаций, возникавших у самих участников тренинга. |
Выводы по Главе
Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.
Заключение
Работа в современной организации сопряжена с многочисленными и сильными стрессами. Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форсмажорных обстоятельствах.
Под стресс-менеджментом понимается процесс управления стрессом, который включает в себя три главных направления: профилактику факторов, вызывающих стресс (стрессоров); уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров; организацию системы преодоления их негативных последствий. Миссия стресс-менеджмента заключается в том, чтобы помочь людям сохранять их эффективность и обеспечивать их безопасность при осуществлении ими деятельности в зонах низкой компетентности и некомпетентности. В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.
Менеджер, для того чтобы повысить производительность труда должен заботиться о здоровье своих сотрудников путем стресс-менеджмента. Специалист по стресс-менеджменту обучает сотрудников вовремя диагностировать первые симптомы стресса и принимать оперативные и адекватные меры.
Профессиональная деятельность менеджеров сопровождается максимальными по объему и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых задач в условиях дефицита времени и информации, постоянным риском. Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью руководителя и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.
На базе Межрайонной ИФНС России №17 проведено исследование уровня саморегуляции и стрессоустойчивости руководителей (опрошено 10 руководителей). Использованы следующие методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросановой); «ИВР» (опросник исследования волевой регуляции Е.Г. Комаровой); тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона, Бостонский университет).
По результатам исследования выявлено: уровень стилевой регуляции у руководителей службы низок и неоднороден; не достаточно сформированы навыки планирования, программирования, оценки результатов, гибкость. Такие компоненты, как моделирование и общий уровень саморегуляции развиты еще меньше. В то же время воловые регуляторы достаточно развиты. При этом многие компоненты саморегуляции оказывают влияние на стрессоустойчивость руководителя. Это такие элементы, как прогностическая функция, способность к моделированию, преодоление препятствий, а также общий уровень саморегуляции. Обнаружена также значимая связь стрессоустойчивости с такими характеристиками менеджеров, как эмоциональный самоконтроль и самоконтроль в сфере деятельности.
С целью изучения стресс-факторов организационной среды среди сотрудников Межрайонной ИФНС России №17 был проведен стресс-мониторинг. Выявлено, что величина стрессовой нагрузки на сотрудников не превышает критический уровень и не провоцирует дезорганизацию трудовых процессов, но, тем не менее, заслуживает внимания.
Многим руководителям Межрайонной ИФНС России №17 самого различного уровня не хватает специальных знаний и компетенций в сфере управления стрессами. Актуальной является проблема формирования стресскомпетентности руководителей: практически все сотрудники таможенного поста (93%) хотели бы повысить уровень своей стресскомпетентности.
Формирование стресскомпетентности руководителей и сотрудников подразделений Межрайонной ИФНС России №17 необходимо осуществлять в рамках системы повышения квалификации персонала. Участие всех категорий персонала в обучающих корпоративных тренингах, обеспечивает формирование стресскомпетентности сотрудников и руководителей подразделений службы, что позволяет осуществлять профилактику стрессов, формировать эффективный управленческий резерв, способствовать эффективному функционированию и развитию Межрайонной ИФНС России №17.
Список литературы
- Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12.
- Валаханович С.А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81.
- Жданова О.Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105.
- Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9.
- Ковалёва О.А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152.
- Макарченко Т.А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87.
- Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51.
- Правдина К.А., Зак Л.В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43.
- Шабанова Т.Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12.
- Шкляр Т.Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34.
-
Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Шкляр Т. Л. Стресс на работе. Инструкция для руководителей // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. № 3. С. 32-34. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87. ↑
-
Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81. ↑
-
Ковалёва О. А. Совладание руководителей со стрессом на рабочем месте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 4. С. 149-152. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81. ↑
-
Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87. ↑
-
Жданова О. Н. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 105. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Макарченко Т. А. Проблема саморегуляции руководителя в условиях профессионального стресса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 84-87. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Валаханович С. А. Профилактика стресса и психологическое здоровье руководителя // Проблемы управления (Минск). 2014. № 3 (52). С. 78-81. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Правдина К. А., Зак Л. В. Построение модели управления конфликтами и стрессами в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАДРОВОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА сборник научных статей. Самара, 2015. С. 39-43. ↑
-
Шабанова Т. Л. Психология профессионального стресса и стресс-толерантности // Учебное пособие / Саратов, 2014. – С. 12. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Бычков А.В. Психология конфликтов в подразделениях службы и способы их разрешения: монография. - М.: Изд-во Российской академии, 2014. – С. 12. ↑
-
Калмыкова О.Ю. Повышение квалификации управленческого и исполнительского персонала с целью развития конфликтологической компетентности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. - №(3)13. - 2014. – С. 9. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Оксинойд К.Э. Стресс-мониторинг для чего и как проводим методика оценки уровня стрессогенности организационной среды "Кадровик. Кадровый менеджмент". – №5. – М., 2009. – С. 51. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Составлено по результатам опроса. ↑
-
Разработано автором. ↑