Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существование экономических отношений собственности невозможно без закрепления права собственности, обеспечиваемого с помощью принудительной силы государства. Все отрасли права, так или иначе, регулируют отношения собственности. Гражданское право закрепляет лишь некоторую их часть. Отношения собственности можно условно разделить на динамические, т. е. такие, которые связаны с переходом имущества от одних лиц к другим, и статические, которые не связаны с переходом имущества. Отношения динамики регулируются обязательственным правом (подотраслью гражданского права), а отношения статики – в основном, правом собственности. Гражданский Кодекс Республики Беларусь раскрывает содержание права собственности посредством известной триады правомочий собственника. «Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом» (п.1 ст.210 ГК). Новый ГК не отвечает на вопрос о том, каково содержание каждого из этих правомочий собственника. Гражданский Кодекс 1964 г. содержал определения каждого из них.

Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над вещью (ч.2 ст.86 ГК 1964 г.). Это не означает, что собственник все время имеет непосредственный контакт с имуществом. Достаточно, что он в любое время может непосредственно воздействовать на вещь. Например, собственник садового домика в садоводческом товариществе владеет им, хотя в течение всей зимы не был в нем.

На заре человечества под владением понимали фактическое обладание вещью, нахождение ее в руках. Однако довольно скоро стала ясна ограниченность такого подхода. Например, владелец вклада в банке не обладает фактически этими деньгами, однако он всегда может рассчитывать на эту сумму. Поэтому довольно скоро под владением стали понимать нахождение вещи в хозяйстве владельца (например, имущество числится на балансе юридического лица).

В науке гражданского права владение дифференцируют на владение собственника и владение несобственника, законное (титульное) и незаконное.

Владение собственника имеет своим основанием (титулом) право собственности и является законным.

Владение несобственника может базироваться на определенном правовом основании (титуле), и тогда оно является законным.

Титулом законного владения может быть акт законодательства, административный акт или договор. Владение несобственника, не имеющего правового основания, является незаконным. Примером такого владения может быть владение имуществом, похищенным или иным способом, выбывшим из владения собственника помимо его воли, владение арендованным имуществом по истечении срока аренды, если арендатор не возвращает его по требованию арендодателя.


Незаконное владение может быть добросовестным или недобросовестным. Добросовестным владельцем признается незаконный владелец, который не знал и не должен был знать, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать. Недобросовестным владельцем является тот, кто, приобретая имущество, это знал или должен был знать.

Правомочие пользования – это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные естественные свойства, получать плоды и доходы. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей. Способы пользования имуществом определяются его назначением.

Правомочие пользования имеет собственник, однако оно может осуществляться и несобственником в силу акта законодательства, административного акта или договора.

Обычно владение и пользование осуществляются одним лицом и совпадают по времени, например наниматель имущества и владеет, и пользуется им в соответствии с договором найма. Однако владелец имущества не всегда имеет право пользоваться им, например хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случаев, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору (ст. 782 ГК). Возможно и пользование имуществом, хотя владение им принадлежит другому лицу, например пользование музыкальным инструментом в помещении собственника, которому инструмент принадлежит.

Владение и пользование несобственника может быть временным (предоставленным ему на неопределенный или на определенный срок) и постоянным или пожизненным.

Во временное владение или пользование передается имущество по договору безвозмездного пользования имуществом, по договору имущественного найма. В постоянное пользование для ведения общественного сельскохозяйственного производства передаются участки земли колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям. В пожизненное наследуемое владение предоставляются земельные участки гражданам Беларуси для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, для дачного строительства, традиционных народных промыслов, в случае получения по наследству или приобретения жилого дома (ст.69 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Правомочие распоряжения – это возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния, назначения и т. п.


Правомочие распоряжения принадлежит собственнику, субъекту права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Это важнейшее правомочие собственника, субъекта права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Осуществление этого правомочия может повлечь прекращение права собственности (например, вследствие заключения договора купли-продажи, дарения, займа) или изменения правоотношения (например, в случае сдачи имущества в аренду). Распоряжением вещью является также ее потребление собственником или уничтожение ее, если он признает это целесообразным, а также отказ от права собственности (ст.237 ГК).

Правомочие распоряжения может принадлежать и несобственнику на основе договора с собственником, например комиссионеру (ст.880 ГК), а также в соответствии с законом, например распоряжение имуществом недееспособного лица осуществляют его родители или опекуны и органы опеки (п.2 ст.32, 36 ГК).

Без согласия собственника его имуществом может распорядиться судебный исполнитель.

Эти правомочия по отдельности, попарно, а иногда и вся триада в целом могут принадлежать и лицу, не являющемуся собственником имущества. Так, наниматель жилого помещения у государства в определенных границах может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Отличие собственника от других владельцев заключается в том, что у собственника эти три правомочия представлены в наибольшем объеме, в то время как у других владельцев эти правомочия производны от правомочий собственника и потому ограничены. Только собственник может по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ

В Конституции Республики Беларусь выделяют два типа собственности – частную и государственную, каждая из которых имеет несколько форм реализации, отличающихся способами формирования и распоряжения капиталом, распределением рисков и ответственности, правом на присвоение доходов, отчуждением.

Государственная и частная формы собственности по Гражданскому Кодексу, в свою очередь, делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной. Частная собственность делится на частную собственность физических лиц и негосударственных юридических лиц [12, c.67].

С государственной собственностью приходится иметь дело в том случае, когда предприятие принадлежит не частному лицу, а всему обществу в лице государства (казны). Государственная собственность выступает основой государственного сектора национальной экономики, который обслуживает потребности всей страны.


Государственная собственность находится в монопольном распоряжении органов управления страной. Такие органы управления, проводя определенную экономическую политику, призваны обеспечивать сохранность и дальнейшее развитие государственной собственности, а также должную экономическую и социальную эффективность. Очень важно не допускать порочной монополизации (скрытой приватизации) государственного имущества со стороны бюрократии.

Особенностью государственной собственности является то, что она не делится на доли, не персонифицируется с отдельными личностями и в этом смысле унитарна, то есть неделима. Государственным предприятием управляют назначенные государством специалисты (менеджеры).

Опыт передовых стран показывает, что государственные предприятия всегда доминируют в тех отраслях национальной экономики, где велика потребность в четкой координации деятельности, где производительные силы могут функционировать только как общие, но не как частные. Например – это экология, национальная оборона, освоение космоса, железная дорога, связь, энергетика, фундаментальная наука, а также некоторые разновидности социальной сферы [9, c.277].

Государственная собственность получает развитие и в тех случаях, когда определенный вид национального производства является хроническим малоприбыльным, при наличии высокой степени риска неполучения должного конечного результата, а поэтому и непривлекательным для частного бизнеса.

В Республике Беларусь государственная собственность функционирует в виде республиканской или коммунальной (муниципальной) собственности или собственности административно-территориальных образований (областей, районов). Исключительную собственность государства составляют недра, леса, вода, объекты общенациональной значимости, золотовалютный запас, средства республиканского бюджета.

Установление республиканской собственности позволяет обеспечить единое централизованное регулирование процесса создания и распределения важнейших благ с выделением соответствующих необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей для различных субъектов экономики. Одновременно специфика государства как субъекта собственности, связанная с легитимностью власти, позволяет государству формировать свои доходы за счет изъятия части доходов граждан и организаций, посредством налогообложения.

Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам собственности относятся средства местного бюджета, жилой фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, часть промышленных и других предприятий и организаций социальной сферы.


На практике возможен разный режим использования государственной собственности с точки зрения ее коммерциализации, то есть ориентации на экономический результат, что порождает возникновение различных форм хозяйствования. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия и учреждения. Они ведут экономическую деятельность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Следует избегать отождествления государственной и общественной собственности. Общественная собственность предполагает свободный доступ к объекту, то есть отсутствие фактически зафиксированных прав собственности. Общественная собственность – это собственность на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство и обладающие общедоступностью. Эти богатства называют еще общим достоянием. Государственная собственность предполагает, что соответствующие права непосредственно принадлежат не всем гражданам, а лишь законным представителям государственных органов, то есть должностным лицам, которые осуществляют от имени народа управление и распоряжение собственностью.

Государственной собственности присущи определенные недостатки. К ним относятся бюрократический стиль управления, незаинтересованность в новациях, отсутствие стимулов к рациональному использованию ресурсов, росту качества продукции и услуг. Это приводит к тому, что государственный сектор экономики часто оказывается менее эффективным по сравнению с аналогичным частным [10, c.69].

Частная собственность означает, что средства производства находятся в собственности физического лица (отдельный человек, группа, семья) или юридического лица (предприятие, организация и т.д.). К частной собственности относится все, что не является собственностью государства.

Действительно, частная собственность есть собственность негосударственная. Частная собственность на средства производства выступает экономической основой функционирования частного сектора национальной экономики. Считается, что на текущий момент в Беларуси около 40% капитала находится в частной собственности [9, c. 274].

К основным разновидностям частной собственности следует отнести:

Частную индивидуальную (унитарную, т.е. неделимую) собственность;

Партнерскую или групповую собственность;

Корпоративную собственность.

Индивидуальная частная собственность означает, что объект собственности принадлежит конкретному физическому лицу (семье). Такая индивидуализированная разновидность частной собственности в наше время традиционно выступает основой домашнего хозяйства, семейного предприятия, а также фермерского хозяйства.