Файл: Сущность и особенности управления женским коллективом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получается, что существует двойной подход к термину «управление персоналом». Решение со стороны управляющего относится к социологическому, физиологическому, психологическому управлению.

Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляют:

- определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;

- формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

- кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);

- система общей и профессиональной подготовки кадров;

- адаптация работников на предприятии;

- оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

- оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;

- система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;

- межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;

- деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.

Получается, что управлять персоналом можно предприятию только так, как говорит литература об этом понятии. Учитывая, что термин меняет свое значение от одного автора к другому, все равно, под кадрами понимается каждый отдельный сотрудник, которым нужно управлять, сюда относится весь коллектив кадров.

Выходит, что системный и планомерный, организованный под воздействием управляющего персонала, уровень кадров имеет организационно-экономические и социальные меры на уровне предприятия, которое было сформировано, распределено и перераспределено, чтобы обеспечить эффективность функциональности организации и всех ее сотрудников.

1.2. Психология женщин

Изучать женщину с психологической точки зрения стали совсем недавно. В основном зарубежная школа занималась исследованием женского персонала. В России об этом заговорили только десять лет назад. До этого к ним относились, как и к мужчинам.


Самое полное исследование было получено в Гарвардской школе, занимающейся бизнесом под руководством М. Хеннинга и А. Жардена. Они выложили женское мышление и восприятие на реализацию производственных функций:

- вследствие заниженной самооценки, повышенной самокритичности женщины позже мужчин решаются посвятить себя производственной деятельности, реже мужчин стремятся получить высокий общественный статус, престижные должности и ценят в карьере возможность личного роста и самосовершенствования;

- женщины более ограничены в возможностях использовать в своей карьере неофициальные отношения, протекционизм, взаимную поддержку, в получении неформальной информации, т. е. то, чем весьма активно пользуются мужчины;

- под влиянием общественных взглядов женщина изначально мирится с подчиненной ролью в семье и на работе, а для мужчин привычнее роль главы семьи, защитника и кормильца;

- жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, и он считает себя вправе претендовать на ту или иную должность. Женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что она способна выполнять свою работу и соответствует должности;

- сложны и противоречивы духовный мир и система жизненных ценностей женщины. Несомненно, что женщина при всей ее эмоциональности весьма прагматична, здраво и без особых иллюзий смотрит на жизнь (французы шутят, что для любой женщины существует два мнения: ее собственное и... неправильное). Но одновременно она часто бывает и альтруистичной, старается как можно лучше выполнить свою работу и не всегда ищет личной выгоды;

- женщины принципиально не любят рисковать, избегают новой работы, боясь не справиться с ней;

- женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее, болезненнее реагируют на критику, грубость и личные оскорбления. Примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей — руководителя на работе и исполнителя дома.

Особенно интересны выводы ученых относительно преуспевающих деловых женщин. Для таких женщин характерны:

- яркая индивидуальность. Такая женщина осознанно и с достоинством несет свой высокий титул — Женщина, и это исключает холодность, жесткость и мужеподобность. Она украшает и облагораживает любое общество, любую деловую встречу;

- высокий уровень общей и интеллектуальной активности и в отличие от большинства мужчин постоянная забота о своей физической форме и внешности;

- коллегиальность в принятии решений, охотное делегирование своих полномочий и при большом внимании к межличностным отношениям в коллективе отказ от мелочной опеки подчиненных;


- умение оперативно переключаться с одной социальной роли (руководитель, деловая женщина) на другую (дочь, мать, жена);

- уверенность в понимании, поддержке и помощи со стороны семьи.

Мотивы мужчин и женщин различаются. Вторая группа в основном нацелена на дифференцированную реализацию мотивов по Маслоу, которая является ниже, чем у мужчин, поэтому у женщин скорее наступает разочарование. Если женщина воспитывалась, как работник, который не стремится дойти до конца, которому не нужно заниматься отвоевкой права на свою реализацию, в этом случае, женщина начинает искать себе партнера, который бы за нее находил бы выход из сложных ситуаций. Так она уходит от неразрешимой проблемы.

Именно по этой причине женщины чаще болеют, у них есть другие уважительные причины невыхода на работу. Для успешного руководства женским коллективом, важно понимать, с кем имеешь дело. В частности, биологическую особенность женского пола, которые имеют прямые отличия от мужчин.

Женщина должна почувствовать со стороны руководителя помощь активно реализовать свои достоинства, тогда она будет работать ничуть не хуже, чем мужчина.

Если руководителем становится женщина, то она начинает выживать свою соперницу, поэтому, как правило, они не срабатываются. Исключается сама необходимость понимания реализации партнерства.

Есть понимание «трех Я», когда ведется анализ женского существа. Изначально идет «детское Я», когда закладываются спонтанные действия и реакция жизни. Многие женщины обеспокоены тем, что основной сценарий жизни женского пола, который закладывается в детстве, не поддается изменению. Но их воздействие сознательно ограничивается на женщинах.

Второе, «родительское Я» создается до трех лет жизни, а потом формируется до двенадцати лет. Это продукт воспитания, который позволяет усваивать нормативы, ценностные и моральные качества, религиозные чувства, которые становятся частью и кровью каждой женщины.

Каждая женщина будет иметь возможность развить в себе запрет, заповедь, которые бы обустраивали деятельность ее, как работницы. Поменять в данном виде что-то нельзя.

В характере каждой молодой женщины остается глубокий след того, что не стирается в течение потом всей жизни. Но через свое воспитание можно переступить, если использовать дополнительные эмоции, силы, энергию.

Именно так формируется «взрослое Я», когда накапливается опыт и знания, позволяющие осуществлять мудрые свои благие намерения.


Получается, что сначала информация, которая поступает в женский мозг, сначала проходит через «детский Я», затем охлаждается «родительским Я», после чего анализируется «взрослым Я». Для каждого блока существует свой забор энергии, которой требуется для последующего блока все больше и больше. Поэтому возможны разные реакции у каждого человека, а у женщины с ее эмоциями вообще они непредсказуемы.

Работающие женщины обладают самыми разными психологическими факторами. Так как дети тоже достаточно эмоциональны, то первая реакция у женщин тоже всегда встречает предложение со стороны начальства в эмоциях. В отличие от женщин мужчин с детства учат, что мальчики не плачут, что они должны быть сильными и хладнокровными, в итоге под воздействием «родительского Я» мужчины сдерживают свои эмоции, чего не скажешь о женщине.

Именно по этой причине хладнокровные менеджеры-мужчины служат идеалом для большинства работников. Получается, что «детское Я» не действует в таком человеке, а это приводит к серьезным проблемам в социальной сфере, так развивается психопатологическое явление.

Чувства – это всегда женская идиллия, нечто нужное матерям. Гормоны способствуют тому, что появляются слезы, теряется речь, краснеет лицо, скрывается ненависть, решения не обдуманы, спонтанный смех, доверчивость при хорошем настроении. Возникают положительные эмоции, которые оказывают двигательную функцию на женскую работу, либо же наоборот, апатия, которая мешает работать женщинам вместе.

Женщины чаще, чем мужчины, проявляют чувствительность к психологическому климату в коллективе и стремление работать в психологически комфортной для себя атмосфере. Приходя на новую работу, женщины обычно  пытаются сначала установить эмоциональные связи с коллегами и только после этого полностью включаются в трудовой процесс. Удовлетворенность отношениями в коллективе становится при этом одним из основных факторов, определяющих удовлетворенность женщин трудом в целом. Иногда этот фактор начинает перевешивать все остальные: даже если на работе недостаточная зарплата и ограничены перспективы роста, но сложились хорошие отношения в коллективе, женщины реже мужчин стремятся сменить место работы. Именно этот фактор обеспечивает заполнение вакантных мест в бюджетных организациях, в которых на самых низкооплачиваемых должностях работают в основном женщины. Руководителю необходимо учитывать фактор совместимости членов женского коллектива, стремиться поддерживать со всеми ровные отношения, уметь найти две-три минуты, чтобы поинтересоваться настроением, делами дома и прочими «несущественными вопросами» (что нередко с трудом дается руководителям-мужчинам).


Например, при подаче женщине-подчиненной задания, важно учитывать свою манеру подавать решения, так как в отличии от мужчине, которому важна суть дела, женщина обращает особое внимание не только на само задание, сколько на то, в какой форме оно подается. Поэтому она может испытывать негативные чувства в этом отношении.

В результате этого руководству следует доносить до подчиненных свои решения в корректной форме, чтобы всем было приятно получать задания. Грубое отношение начальства никому не нравится. Но если управляющий скажет негативную информацию в мужском коллективе, его поймут, если же в женском, то он останется непонятым, мало того, он попадет в разряд негативных людей, которых женский коллектив будет отказываться понимать.

Поэтому женщины требуют, чтобы начальник с ними имел теплые близкие, скорее дружеские, отношения. Это связано и с тем, что конкурентность в женском коллективе воспринимается по-другому. Она отличается от мужского воздействия.

Получается, что когда кому-то плохо, может начальник накричал, в женском коллективе можно найти поддержку, защиту. Они вместе с обиженной будут негативно относиться к обидчику. Поэтому возможна зависть со стороны тех, кто не попал под хорошее отношение.

Соответственно, на женский коллектив нельзя механически переносить способы стимулирования, работающие в мужском коллективе. Следует также очень осторожно вводить элементы соревнования, чтобы не разрушить существующую в коллективе систему отношений. Если руководство выделяет некоторых подчиненных, такой жест должен быть хорошо обоснованным, иначе он может быть воспринят как потакание любимчикам.

Мужчины же работают в команде с детства. Они играют в спортивные игры, которые обучают их работать слаженно вместе. У них всегда был лидер из их же среды, которого они воспринимали. Также они не видят ничего плохого в том, чтобы расти по карьерной лестнице. Среди них нет зависти. Они всегда солидарны. Молодому мужчине легко оставить одну команду и перейти в другую. Они проще меняют работу.

Если же говорить о женском коллективе, то здесь все по-другому. Речь идет, в первую очередь, не о команде, а именно о коллективе, о чем-то дружественном, родном. Здесь нет стремления кем-то управлять, нет лидера, скорее отношения личные и дружеские. О женском коллективе говорят, как о семье, где есть мама, есть дети. Поэтому женщины ожидают на работе теплого эмоционального отношения со стороны других.

Если и выстраивается в женском коллективе иерархия, то скорее, она вынужденная, чем требуемая. Обычно подчинение выстраивается к более старшим и опытным. Если молодая девушка отличается каким-то успехом от других даже более старших и опытных сотрудниц, то начальнику не следует ставить ее в пример более старшим. Так как в этом случае на нее будут держать зуб.