Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Олигополия под олигополией понимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой – монополистической конкуренции. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствует практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.

Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

В современной экономике существуют прямо противоположные точки зрения на экономические последствия олигополий и их эффективности. Традиционная точка зрения полагает, что олигополия является менее желательной, чем чистая монополия, т.к. чистая монополия в различных странах подвергается более жёсткому государственному регулированию. Кроме того, существование барьеров для вступления в отрасль даёт олигиполисту некоторую уверенность в том, что он буде получать прибыль, определённую часть которой можно направить на научно-исследовательские разработки. В результате олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукции, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен.

3. Направления развития конкуренции в Российской Федерации

Рынок и конкуренция - это г Роль государства как регулирующего органа, поощряющего в обусловленных границах развитие конкуренции и сдерживание монополистических тенденций, коротко состоит не в запретах монополии, а в создании системы мер, поощряющих конкуренцию и состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципов равных возможностей и свободы деятельности на рынке и в других областях в рамках закона. Монополия – это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.


При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной , ограничительной деловой практики.

В Российской Федерации к рыночной экономике и рыночным отношениям происходит в условиях широкомасштабного монополизма и дефицитности большинства товарных рынков. Основная задача антимонопольной политики – сформировать и постоянно поддерживать конкурентный рынок.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Российской Федерации «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.лавный механизм развития нынешней экономики, наиболее мощный и эффективный, чем всякий другой фактор её движения. Чем активнее конкуренция и чем благоприятнее условия для её проявления, тем выше эффективность деятельности рынка. Конкуренция требует предопределенного, наилучшего сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Если же нарушить это условие, то это может привести к затруднению проявления.

Конкуренция неотъемлемый атрибут рынка. Если на рынке отсутствует нормальная конкуренция, а присутствует её разрушительное или наоборот слабое проявление, то это может говорить о неблагополучии на рынке, непропорциональность его развития. Например, нехватка товара на рынке приводит к снижению конкуренции между производителями, но усиливает конкуренцию потребителей между собой.

Для нормальной действенности рыночной экономики требуется, благоприятное конкурентное окружение. Формирование конкурентной среды достаточно трудный процесс. Конкурентная среда может быть обусловлена, как исторически конкретная социально-экономическая структура коллективного производства, особенный образ социально-экономических связей между субъектами и объектами, обеспечивающую товарно-денежный обмен, устроенный по законам товарного производства Присутствие такой среды свойственно для рыночной экономики - особенной стадии в развитии общественного производства. Не каждое товарное производство и рынок зарождают рыночную экономику, но всякая рыночная экономика опирается на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.


Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. конфигурации связей хозяйствующих субъектов и процессе осуществления их персональных интересов. При её отсутствии почти всякий производитель, даже не занимающего доминирующего положения на рынке, располагает монопольной властью: потенциалом диктовать покупателям собственные условия.

Отличительной особенностью российской экономики является региональная некоммуникабельность многих рынков. Которая усугубляется отсталостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием нужных информационных систем, воздействиями местных администраций вводящих какие либо ограничения на импорт или экспорт товаров из регионов, а так же большими тарифами на транспортировку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Влияние либерализации внешнеэкономических отношений на состояние конкуренции также оценивается крайне неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически обязана содействовать обновлению ассортимента и усилению качества российского товара, насыщению рынков и формированию конкуренции. Все же, на практике нередко отмечается вытеснение с рынка товара отечественного производителя, в основном товаров легкой промышленности и бытовой техники, которое сопровождается существенным сокращением производства.

Раскрытие российского рынка для импортных компаний привело к активности конкуренции. Вместе с тем имеющая доля товара российских производителей оказалась неконкурентоспособной, не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, не достаточна финансовых средств и плохая реализация . Производители лишились своих позиций. Управляемость российской экономики от поставок некоторых видов товара на экспорт не только не ослабевает, но в значительной степени увеличивается.

В следствии объективно происходящего экономического процесса и принятых мер по уменьшению части государственного отделения в экономике, уменьшения сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демополизации экономики и усовершенствования конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической среды на рынке . В определенной мере снизить неопределенность разграничивай этапов жизненного цикла позволят функционировать. В то же время состояние конкурентной среды на рынке неоднородно

Постоянное и не прерываемое создание и успешная реализация нововведения – важных факто опережения в конкурентной борьбе любого предприятия . В наиболее значительных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются значительные структурные и административные барьеры, ограждающие воздействующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции.


В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях глобализации объективности процесса активного включения Российской Федерации в мировой экономике делают одним из глобальных проблем дальнейшего развития экономики России выбор важнейших направлений обеспечения долгосрочных конкурентных рынков и инструментов его формирования при доступности внутреннего рынка ,улучшения новой системы социально –экономических отношений , развития рыночных механизмов , обеспечивающих углубления взаимовыгодного сотрудничества России с зарубежными партнерами . Задача успешного экономического прорыва , поднятия уровня жизни населения .Это задачи конкурентно способности экономики страны .

Создание новых предприятий модорнизирлвание производства и создания новых рабочих мест с учетом мировых тенденций экономического развития .

Конкуренция во многом затруднена в не имение единого методики .

Конкурентно способность в системе мировых связей сдерживает не достаточных использованием новых рыночных инструментов .В связи особо актуальными становится проблемы формирований конкурентной способности рынка .

Для дальнейшего развития российской экономике особую актуально приобретает решение научных проблем формирования теоретических основ . методологии и целостной концепции управления системой новых инструментов формирования устойчивой долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики , а также анализ современных мировых тенденций ,применения зарубежного опыта на российском рынке .

При этом конкурентоспособность должна подчинится текущим и долгосрочным экономическим целям и социального развития .Приоритеты конкурентности развития могут пересматриваться при переходе на новый этап инновационного развития ,обеспечивая стратегического направления при наличии отдельных экономических и социальных ограничений .