Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаётся огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создаёт условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Однако механизм создания эффективной конкурентной среды на потребительском рынке и повышения ее уровня интенсивности должен регулироваться государственными органами.

Наличие конкуренции – естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для экономики При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение конкуренции в механизме рынка, а также выявление проблем создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации .

Задачи данной работы следующие:

• изучить сущность конкуренции, ее виды и методы конкурентной борьбы;

• рассмотреть особенности конкурентной среды на различных товарных рынках;

• обозначить проблемы развития конкурентной среды на рынке;

• определить направления развития конкуренции Российской Федерации

Для дальнейшего развития российской экономики особую актуальность

Приобретает решение научных проблем формирование теоретических основ , методологий и целостной концепции управлении системой новых инструментов формирования устойчивой долгосрочной конкурентоспособности национальной экономике ,а также анализ современных мировых тенденции .

1. Конкуренция, ее виды и методы конкурентной борьбы


1.1 Понятие конкуренция, её виды

Конкуренция и конкурентная борьба является главным содержанием функциональная экономическая система , базирующая на рыночных отношениях .

Конкуренция и конкурентная борьба является главным содержанием функциональная экономическая система , базирующая на рыночных отношениях .

Конкуренция – это обстоятельство , в которой любые желающей хотят преобреси или продать какой либо продукт может выбирать между различными поставщиками .Другое поняти этго термена предлагает понимать под конкуренцией «процесс ,в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».

В товарном производстве , как правило ,связь между производствам и потреблением осуществляет рынок ,который через механизм спроса и предложения обеспечивает осуществление этой связи .

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Отношения спроса и предложения ,с одной стороны ,и отношения ,выражаемые законом стоимости ,-с другой ,находится в тесном взаимодействий дуг с другом в процессе ценообразования .Закон регулирует общественные затраты труда ,определяет общий уровень цен ,отражает основную тенденцию их движения ,действует как необходимость соответствия суммы цен товаров сумме стоимости .

Виды конкуренции

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Антимонопольная политика

Рисунок Б.1 – Виды конкуренции

1 Совершенная конкуренция- экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

-бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

-однородность и делимость продаваемой продукции;

-отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

-высокая мобильность факторов производства;

-равный и полный доступ всех участников к информации .

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестной конкуренцией.


В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

2. Несовершенная конкуренция - в условиях, когда отдельные организации имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда предприятия идут на преднамеренное снижение и качество цен. Формами несовершенной конкуренции являются монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, олигопсония и монопсония. При монополизме возможно вытеснение монополистом других организаций с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

-снижение цен

-создание барьеров на рынок каких-либо товаров

-продажа одного и того же товара по разным ценам

-использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

-распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

-умалчивание важной для потребителя информации.

Потери от несовершенной конкуренции:

-неоправданный рост цен

-увеличение издержек обращения

-замедление научно-технического прогресса

-снижение конкурентоспособности на мировых рынках

-падение эффективности экономики.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.

Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

-единственный продавец;

-отсутствие близких продуктов-заменителей;

-диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.


Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

-товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;

-на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её соперниками;

-продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую цену установить на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;

-на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Олигополия — тип рынка, при котором в отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

3 Антимонопольная политика- система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.


В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может правильно оценить возможности конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание собственного конкурентного .

Повышении конкуренции необходимо направить на не прерывное улучшение и преобразования продукции и услуг .Особенно инновационные деятельность не заканчивается разработкой и внедрением на рынке нового товара ,компания должна постоянна усовершенствовать производство и ее функции на основе инновации и усовершенствования технологий .

Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию.

    1. 1.2 Роль конкуренции в развитии рыночных отношений

Конкуренция является конкретным механизмом, с помощью которого рыночная экономика решает свои важные вопросы: что, как и для кого производить Конкуренция играет огромную роль в современных рыночных отношениях.

В первую очередь, она стимулирует развитие экономики в целом, самих работников, а также деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию производители как бы осуществляют контроль друг за другом. Их соперничество за потребителя приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, развитию научно-технического прогресса, улучшению качества продукции.

Конкуренция является борьбой, соперничеством предпринимателей, целью которой является достижение наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция также выступает экономическим законом, который выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами развития экономики. При наличии конкуренции на определенном рынке производители постоянно стремятся снижать свои затраты производства для того, чтобы увеличить прибыль. Как результат повышается производительность, уменьшаются издержки и компания имеет возможность уменьшать цены.