Файл: Имущественное налогообложение банков в РФ (Особенности налогообложения коммерческих банков в РФ).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
Введение
Современная налоговая система -сложный и многогранный механизм, решающий важнейшие общегосударственные задачи, регулирующий развитие экономики страны, деятельность отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Формирование новой налоговой системы России, начавшееся в 1998 году, было предопределено всем ходом развития экономических отношений в стране, несовершенством прежней налоговой системы и политикой руководства страны, направленной на либерализацию экономики. Федеративное устройство российского государства подразумевает хозяйственную самостоятельность и относительную экономическую независимость региональных и местных органов власти, требующее формирования собственных источников дохода. Основным методом формирования таких источников являются региональные и местные налоги.
Налоги на имущество, обладая достоинствами прямых налогов, имеют большой регулирующий и фискальный потенциал, поступления от них могут стать основой формирования региональных и местных бюджетов.
Имущество является одним из наиболее стабильных объектов налогообложения по сравнению с другими объектами (доход, добавленная стоимость), обложение имущества стимулируют более эффективное его использование; его труднее скрыть от налогообложения. При этом применение имущественных налогов именно на региональном и местном уровне способно в значительной степени повысить основные функции налогов - фискальную, регулирующую и контрольную. Наконец, налогообложение имущества является естественным дополнением подоходного налогообложения, включая в объекты обложения капитализированный доход, созданный в прошлые периоды времени.
Имущественные налоги являются составной частью налоговой системы большинства стран мира, занимая достаточно весомое место в общегосударственных доходах, являясь основой местных (региональных) бюджетов многих государств.
Однако, в российской практике налицо недооценка роли и значения регулирующей и фискальной составляющей имущественных налогов. Во многом это обусловлено относительно невысокой долей данных налогов в консолидированном и региональных бюджетах, а также меньшим влиянием на налоговую нагрузку организаций и граждан, по сравнению с такими налогами как налог на прибыль, НДС, налог на доходы.
Нельзя не отметить недостаточную теоретическую и методологическую разработанность проблем имущественного налогообложения. Так, в экономической литературе отсутствует единство в вопросе отнесения тех или иных объектов к имуществу, нет четких критериев, на основе которых возможно определить какие виды имущества должны относиться к объектам имущественного налогообложения, а также не определен состав платежей, которые можно отнести к имущественному налогообложению.
Действующий в настоящее время в России порядок налогообложения имущества организаций подвергается серьезной критике, поскольку включение в налоговую базу таких элементов как запасы и затраты не отражают экономической сущности имущественного налогообложения. Обложение основных средств по остаточной стоимости не поощряет инвестиции в производственный основной капитал, скорее подавляет стремление хозяйствующих субъектов обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.
Использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу, приводят к снижению собираемости, создают сложности при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов.
Обложение транспортных средств осуществляется в рамках двух налогов -налога на имущество физических лиц и налога с владельцев транспортных средств, причем эффективность налогообложения этих объектов имущества остается достаточно низкой.
Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед имущественным налогообложением является вопрос оперативного и достоверного учета и оценки объектов имущества, подлежащих налогообложению. В настоящее время российская оценочная практика выработала множество методов оценки, однако их использование в налоговой практике ограничено. Как отмечается в литературе, необходимо не только перейти от оценки имущества, проводимой органами технической инвентаризации, но в первую очередь решить вопрос о совместной или раздельной оценке и раздельном или совместном налогообложении двух составляющих недвижимости - земли и имущества, и на этой основе создать единую всероссийскую базу имущественных объектов (кадастр имущества), учитывающих как объекты имущества, так и их владельцев.
Реформирование налоговой системы и применение налогового учета для целейобложения по налогу на прибыль организаций ставит вопрос об учете имущества нановый уровень. По сути, это означает ведение двух параллельных видов учета -бухгалтерского (финансового) и налогового, причем основная проблема заключаетсяв одновременном учете отдельных объектов имущества для целей налогообложениякак на основе бухгалтерского, так и на основе налогового учета. Существенная
разница двух видов учета серьезно усложняет процедуру расчета стоимости
основного средства, приводя к нестыковкам в суммах начисленной амортизации иразмеру остаточной стоимости амортизируемого имущества, снижает эффективность механизма налогообложения имущества организаций.
Проекты глав Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) значительно меняют состав объектов обложения в налогах на имущество (как физических лиц, так и организаций), механизм исчисления, порядок уплаты и условия предоставления льгот по налогам, делая невозможным четкое планирование доходов бюджетов, создавая дополнительные сложности в оценке воздействия имущественных налогов на отдельные категории налогоплательщиков.
Часть первая НК РФ предусмотрела возможность применения различных вариантов налогообложения имущества. Введение нового налога - налога на недвижимость - также вносит значительные коррективы в состав и структуру региональных и местных налогов и налоговых доходов, внося неопределенность в процедуру взимания, возможности регулирования и фискальный потенциал данного платежа. Яркое подтверждение сложности и неопределенности при взимании нового платежа - эксперимент по налогообложению недвижимости, проводимый в Твери и Великом Новгороде.
Вопросы теории и практики обложения имущественных объектов остаются достаточно острыми и требуют своего скорейшего решения. Анализ действующего механизма взимания имущественных налогов, а также общая концепция развития
налоговой системы России должны послужить основой формирования эффективной, взаимоувязанной и относительно стабильной системы налогообложения объектов имущества.
1.Теоретические основы налогообложения банков РФ
ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
инструментов регулирования экономики. К основным инструментам относится налоговая политика налогах и сборах»[1].
утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации Налогообложение банковских операций осуществляется согласно НК РФ, Федеральному закону от 06.08.2001 № 110ации о
рыночных отношениях, обусловливает
необходимость использования государством экономических
Стабилизацию экономической политики, основанную на. Налогообложение банков занимает особое место в денежно-кредитной политике государства.
Налоговое регулирование банковской деятельности создает макроэкономическое равновесие, обеспечивающее стабильное развитие банковской системы страны, с одной стороны, перераспределяет денежные средства с одних субъектов хозяйства в другие на микроуровне, с другой стороны.
К основным налогооблагаемым операциям коммерческих банков относятся:
— кредитные операции;
— операции с ценными бумагами;
— валютные операции;
— операции с драгоценными металлами и камнями;
— трастовые (доверительные) операции;
— другие комиссионно-посреднические операции и услуги (сделки).
Как и все субъекты хозяйства, коммерческие банки платят обязательные налоги:
— НДС;
— налог на прибыль;
— налоги, включаемые в расходы банка.
Налог на добавленную стоимость. Операции и услуги реализуются банками по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС. Банковские операции, за исключением операций по инкассации, освобождаются от НДС.
Не облагаются НДС следующие банковские операции:
— привлеченные денежные средства юридических и физических лиц во вклады;
— кредитные операции;
— открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
— кассовое обслуживание клиентов банка;
— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и камней;
— выдача банковских гарантий.
От НДС не освобождаются следующие банковские сделки (услуги):
— выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих выполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
— доверительные операции;
— осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
— предоставление в аренду юридическим и физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг.
От НДС также освобождены операции банка, связанные с обращением денежных знаков, являющихся законными платежными средствами (кроме нумизматических монет), а также операции с ценными бумагами (кроме брокерских и других посреднических услуг). Операции по изготовлению и хранению указанных платежных средств и бумаг облагаются НДС.
Налог на прибыль. К плательщикам налога на прибыль банков относятся коммерческие банки (их филиалы), имеющие отдельный баланс и счет; банки, получившие лицензию Банка России, Банк внешней торговли, Сбербанк России, специализированные банки, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Банка России. Не являются плательщиками налога ЦБ РФ и его учреждения, предприятия, выполняющие банковские операции и сделки, не требующие получения его лицензий, консорциумы, ассоциации и иные объединения банков, образованные с целью координации деятельности.
Налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль исчисляется за счет уменьшения суммы доходов (без учета НДС) на сумму расходов, включаемых в себестоимость оказываемых услуг. Полученная разница уточняется на суммы доходов и расходов, относимых непосредственно на финансовые результаты деятельности[2].
Номенклатура доходов и расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль, в целом соответствует составу доходов и расходов банка.
В соответствии с положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»[3] при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности:
— относящейся к первой группе риска и под учтенные банком векселя;
— по ссудам, выданным под гарантию Правительства РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и (или) поручительство Минфина России;
— по кредитам, не имеющим обеспечения, кроме МБК депозитов.
Непосредственно к финансовым результатам относятся следующие виды доходов:
— дивиденды и проценты, доходы от долевого участия (облагаются налогом у источника их выплаты);
— положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, включая нереализованные курсовые разницы по открытой валютной позиции;
— присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков;
— суммы, поступившие от работников банка в возмещение убытков и расходов, понесенных банком по их вине;
— прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
— доходы от реализации банком залога и заклада;
— возврат клиентами кредитов, ранее списанных в убытки банка;
— другие доходы от операций, непосредственно не связанных с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества.
Расходы и потери банка составляют:
— местные налоги и сборы, относимые на финансовые результаты в соответствии с законодательством;
— присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций (кроме сумм, внесенных в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством), а также расходы по возмещению причиненных банком убытков клиентам;
— не компенсированные за счет резерва на возможные потери по ссудам убытки от списания дебиторской задолженности индивидуальных заемщиков, по которой срок исковой давности истек, и другие виды, нереальные для взыскания;