Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В статье 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Исчисление налоговой базы для расчета налогов только по правилам бухгалтерского учета невозможно, поскольку именно различия между бухгалтерским и налоговым учетом вызывают трудности ведения налогового учета и могут привести к ошибкам.

Порядок оценки приобретаемых и реализуемого имущества в целях налогообложения четко регламентирован в Налоговом кодексе. Однако, изменения в законодательстве требуют рассмотрения различных аспектов налогового учета по налогу на имущество.

Цель работы состоит в исследовании налогового учета по налогу на имущество.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать порядок исчисления налога на имущество организаций;
  • рассмотреть сущность налогового учета, его цели, задачи;
  • исследовать постановку налогового учета по налогу на имущество в ООО «Сигма»;
  • определить пути развития налогового учета по налогу на имущество.

Предметом исследования является налоговый учет по налогу на имущество.

Объект исследования – ООО «Сигма».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области налогового и бухгалтерского учета; публикации в периодических изданиях

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового и бухгалтерского учета.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты налогового учета налога на имущество организаций

1.1. Сущность налога на имущество организаций и порядок его исчисления


В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ[1].

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 г. положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 г. не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 № 03-05-05-01/36524).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 г. освобождены от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми[2].

Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом, движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество. Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ. Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией — приобретателем, с 1 января 2015 г. подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.


Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозави­симых лиц в течение 2013–2014 гг., признается объектом налогообложе­ния по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 г. Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц. При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 № 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.

С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ[3]). Для целей налогообложения учитывается кадастровая стоимость объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости (письмо ФНС России от 25.09.2014 № БС-4-11/19568). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении кото­рых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Среди них — административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и поме­щения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помеще­ния, не учитываемые на балансе в качестве основных средств.


При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соот­ветствующего субъекта РФ. В регионе утверждаются результаты определе­ния кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Помимо этого, в субъекте РФ устанавливается конкретный Перечень объектов «коммерческой» недвижимости в отношении административно- деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, для которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ[4]).

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась
при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления налога на имущество организаций применяется начиная с периода, в котором была совершена указанная ошибка (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 НК РФ). Если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете налога на имущество организаций, начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Н К РФ).

Таблица 1

Изменения, внесенные согласно новому п. 15 ст. 378.2 НК РФ[5]

Основание

Учет при определении налоговой
базы

Исправление технической ошибки в
кадастре

Учитывается, начиная с налогового
периода, в котором была допущена
такая техническая ошибка

Изменение кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Учитывается начиная с налогового
периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания

Остальные случаи

Не учитывается при определении

налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах


На территории города Москвы ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы установлены Законом г.Москвы от 05.11.2003г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

Налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов)
общей площадью свыше 3 000 кв.м. и помещений в них (кроме находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если эти здания (строения - сооружения) расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение;

— офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

— торговых объектов;

— объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2 000 кв.м. и помещений в них, фактически используемых для делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

3) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадью свыше 3 000 кв.м., принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (норма действует с 2015 г.);

4) недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

Налоговая база как кадастровая стоимость имущества, определяется в отношении следующих видов недвижимости:

1) торговых центров (комплексов) общей площадью от 1 000 кв.м. и помеще­ний в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) объектов недвижимости иностранных организаций, не осуществляю­щих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представи­тельства.

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, на­логовая база по которым определяется как кадастровая стоимость, уста­навливается в размере: в 2014 г. — 1,0 процента, в 2015 г. — 1,5 про­цента, в 2016 г. и последующие годы — 2 процента.