Файл: Трудовое воспитание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7

А

Б

В

Г

Д

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

10 %

3

30 %

2

20 %

4

40 %

Проведенные нами наблюдения показали хорошие результаты. Выявлены группы детей и их отношение к трудолюбию.

1. 0 (0%) детей понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (Группа А);

2. 1 (10%) ребенок трудится без контроля, но только во время дежурства. Делает только то, что входит в его обязанности (Группа Б);

3. 3 (30%) детей трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее пробуждение к трудовой деятельности (Группа В);

4. 2 (20%) детей выполняют не только то, что делали раньше, но и то, что в данный момент важно без напоминания, подкрепления (Группа Г);

5. 4 (40%) детей переносят сформированное качество на другие виды деятельности: доводят дело до конца, помогают другим, убирают за собой, товарищами, интересуются тем, хорошо ли ими выполнено дело, стремятся добиваться в работе высокого результата (Группа Д).

Из данных таблиц и диаграмм видно, что группа А уменьшилась на 40 %, группа Б уменьшилась на 10 %, и группа Д увеличилась на 30 %.

Следующий эксперимент – это планирование трудовой деятельности. Сравнение результатов показаны в таблице (Таблица 8).

Таблица 8

Результаты контрольного эксперимента

Вопросы

1.Поду-май и скажи, что ты будешь делать?

2.Что ты будешь делать сначала, что потом?

3.Расскажи, как ты будешь это делать. Что тебе пона-добится в работе?

4.Чем ты закон-чишь свою работу?

5.Когда ты будешь прове-рять свою работу?

6.Что ты будешь прове-рять?

7.Зачем ты будешь прове-рять?

Ф. И. ребенка

Света Т.

Я буду мыть этот стульчик

Сначала намочу тряпку, потом намылю мылом и затем буду мыть

Мне пона-добится тазик с водой, тряпка, мыло и стульчик

Уберу тряпку, вылью грязную воду

Сразу проверю

Стульчик

Все ли чисто вымыл

Вова Ч.

Я буду мыть стул

Вымою тщатель-но ножки, потом спинку и сиденье

Мне пона-добится вода, мыло, чистая тряпка

Вымою тряпку и уберу сушить

Буду прове-рять через 20 минут

Проверю как чисто я вымыл

Для того, чтобы сесть на стул

Даша Г.

Я буду мыть стул

Я буду мыть спинку стула, затем сиденье и в конце ножки стула

Мне пона-добится ведро с водой, чистая тряпка, мыло

Все уберу на месте

Когда мама придет

Я буду прове-рять свой стул

Чтобы стульчик был чистым

Паша И.

Стул мыть

Намочу тряпку, потом начну проти-рать

Ведро с водой, тряпка

Тряпку вымою

В конце проверю

Не осталось ли грязи

Чтобы знать надо ли вымыть еще раз

Женя С.

Про-тирать стул

Буду мыть спинку стула, затем сиденье, потом только ножки

В работе пона-добится тряпка, тазик с водой

Помою стульчик и уберу за собой тряпку, тазик с водой

Когда все уберу, еще раз приду посмо-трю

Стул

Чтобы стульчик не оставал-ся грязным

Леша Г.

Я буду мыть стул

Помою влажной тряпкой, потом сухой

Тазик с водой, тряпка

Протру стул сухой тряпкой

После того как стул высохнет

Нет ли пыли

Хочу посмо-треть как я протерла стул

Коля Н.

Мыть свой стул, где я сижу

Протру, потом уберу за стол

Ведро с водой, чистая тряпка

Вылью грязную воду

В конце

Свою работу

Чтобы не осталось грязи

Максим Р.

Буду мыть стул

Помою спинку стула, потом сиденье и в конце тщательно помою ножки

Чистая тряпка, мыло, тазик с водой

Уберу тряпку сушить, грязную воду вылью

Сразу проверю

Стул

Все ли вымыл

Саша Т..

Буду про-тирать свой стул

Тщатель-но помою спинку, потом сиденье и ножки

Мне пона-добится тряпка, порошок, тазик с водой

Уберу тряпку на батарею

В конце проверю

Стул

Нет ли пыли

Кирилл И.

Мыть буду стул

Понадо-биться мне тазик с водой и тряпка

Вылью воду, уберу тряпку

Проверю через 10 минут

Все ли я чисто протер


Результаты исследования следующие: 9 (90%) детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения. 1 (10%) ребенок затруднялся в составлении плана предстоящей трудовой деятельности.

Повторное проведение эксперимента дало положительные результаты. В контрольном эксперименте уменьшилось на 10% количество детей, которые затруднялись в составлении плана предстоящей трудовой деятельности. На 50% увеличилось количество детей, которые умеют составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали динамику уровней сформированности трудовых умений. Это свидетельствует об эффективности проделанной нами работы.

Таким образом, полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте будет эффективным, если:

1) выявлены педагогические и психологические основы трудового воспитания;

  1. в МДОБУ используются современные подходы к организации трудового
    воспитания детей дошкольного возраста;
  2. в МДОБУ созданы благоприятные условия для организации трудового
    воспитания детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

После проведения опытно - экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу: трудовое воспитание - это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников нужно начинать с младшего дошкольного возраста путем проведения занятий, бесед и мероприятий. Эти мероприятия должны быть направлены на:

  • формирование трудовых навыков и умений;
  • воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;
  • воспитание нравственно - волевых качеств личности;
  • овладение навыками трудовой деятельности.

Эффективность таких мероприятий нами доказана, так как контрольный эксперимент показал, что:

  • по характеру действий во время выполнения трудовых поручений I уровень увеличился на 70%, II уровень - на 20%;
  • по содержанию действий I уровень увеличился на 50%, II уровень – на 50%;
  • по соответствию действий поставленной задаче I уровень увеличился на 40%, II уровень - на 60%.

Изменения произошли и в умении планировать трудовую деятельность: 9 детей из 10 научились составлять план предстоящей трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: трудовое воспитание детей дошкольного возраста будет успешным и результативным, если при его организации применять современные подходы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в соответствии с целью и задачами исследования, мы выяснили следующее.

Первое приобщение детей к трудовой деятельности происходит в совместным со взрослыми труде, в процессе которого они овладевают простейшими трудовыми навыками, что является предпосылкой перехода в недалеком будущем к самостоятельным форм организации трудовой деятельности. Основными формами организации труда детей дошкольного возраста в детском саду являются трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Выполнение поручений воспитывает у дошкольников обязательность, ответственность, учит их к проявлению волевых усилий по самоорганизации деятельности для достижения результата. Но для этого важно, чтобы дети осознавали целесообразность, значимость для них общего дела, конкретных поручений. Поручая ребенку самостоятельное дело, педагог должен учитывать отсутствие социального, трудового, коммуникативного опыта ребенка, рекомендуя в связи с этим рациональные способы его выполнения.

Заинтересованный в воспитании самодостаточных личностей педагог должен поощрять инициативу дошкольников в принятии и исполнении поручений. Выполнение групповых поручений приучает детей к согласованию своих действий, обогащает их опытом сотрудничества, прививает гуманистические чувства, воспитывает умение быть внимательными друг к другу, помогать друг другу. Дежурство, как форма поручения заключается в систематическом выполнении ребенком трудовых обязанностей по отношению к своим одногруппникам. Дежурства существенно стимулируют развитие ребенка, ведь они требуют немалых усилий и напряжений, что приводит к его физическому укреплению, приобретению знаний о свойствах и качестве различных предметов, приводит к осознанию значимости своего труда, навыкам работы на конкретный результат. Дежурства являются действенным средством воспитания чувства ответственности у детей, формировании самостоятельности, трудолюбия, взаимодействия в коллективной работе. В конце младшего дошкольного возраста воспитатель начинает привлекать воспитанников к выполнению некоторых обязанностей дежурных в столовой, а начиная со среднего дошкольного возраста, дети дежурят систематически в столовой, на занятиях, в уголке живой природы и тому подобное. Со взрослением дошкольников, постепенно усложняются их поручения по содержанию работы, формам объединения детей, требованиям к самостоятельности и самоорганизованности. В зависимости от цели, которую преследует педагог, для дежурств объединяют детей с одинаковым уровнем трудовых умений, трудолюбия, чувства ответственности (для совершенствования навыков взаимодействия в коллективной работе) или с разным, но не очень контрастным уровнем трудовых умений и самостоятельности (с целью выравнивания развития). Для обеспечения психологической совместимости детей во время коллективных дежурств педагог должен хорошо знать их индивидуальные особенности, с учетом которых распределяются конкретные поручения.


Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Трудовая деятельность детей становится все более эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.

Мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и выявили недостаточность раскрытия форм организации трудового воспитания.

Выяснили, что при эффективном использовании методов, уровень сформированности трудовых навыков и умений дошкольников повышается.

В работе выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, к которым относятся:

1. Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально - положительную атмосферу.

2. Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, является организация материальной среды и трудового оборудования.

  1. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания.
  2. Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов.

По результатам опроса, по наблюдениям и отзывам воспитателей уровень сформированности трудовых умений, навыков повысился.

Таким образом, результаты нашего исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза доказана, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алябьева А.Е. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы детьми. М.: Сфера, 2014. – 128 с.
  2. Беленькая Г.В. Воспитание элементов культуры труда у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. пед. н. - М., 2011. - 24 с.
  3. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.11 : Курск, 2011. - 134 c.
  4. Буре Р.С., Гордина Г.Н. Учите детей трудиться. - М .: Просвещение, 2009. - 144 с.
  5. Васильева М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С.18.
  6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 256с. 
  7. Крохина С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 86-93.
  8. Курпатов А. Дети. Психология. М.: ОлмаМЕдиа Групп. 2010. – 480 с.
  9. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 135 с.
  10. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2010. - 76 с.
  11. Маханева М.Д., Скворцова О.Е. Учим детей трудиться. М.: Сфера, 2012. – 64 с.
  12. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - С. 1-50.
  13. Савина Л. В. Технология приобщения современных дошкольников к труду // Современные образовательные технологии и методики: актуальные вопросы теории и практики : материалы III Междунар. науч.-практ. интернет-конф. – Чехов. – 2015. – 169 с.
  14. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 2009. - 96с.
  15. Сухомлинский В.А. «О воспитании». М.: Издательство политической литературы, 1973. – 426 с.
  16. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Г.С. Малунова; Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2011. - 41 с.
  17. Толмачева В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2009.
  18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985. – 512 с.
  19. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2010. - 174 с.
  20. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  21. Шатрова С. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром / С. А. Шатрова, С. А. Слизова // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 1-6.
  22. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384с.
  23. Яворская Л. М. Настольная книга учителя трудового обучения / Л. М. Яворская. – М.: Сэр-Вит, 2011. - С. 87–94.
  24. Яворская Л. М. Трудовое обучение. Современные технологии обучения / Л. М. Яворская. - М.: Местный литературный фонд. - 2008. — 96 с.