Файл: Гендерные различия проявлений профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э. А. Грин изучил удовлетворенность трудовой деятельностью молодых рабочих мужского и женского пола; выявлено, что женщины реже, чем мужчины, считают, что их труд правильно оценивается руководством предприятия, и чаще считают, что их труд оценивается неправильно. Женщины в 4 раза чаще, чем мужчины, увольняются после одного года работы по причине несоответствия личных наклонностей и возможностей.

Во многих профессиях, в которых специалистам приходится общаться и взаимодействовать с большим количеством людей, вырабатывается стереотипность используемых приемов как механизм экономизации затрачиваемых усилий.

Данные о проявлении свойств нервной системы в реакциях на интенсивные стимулы согласуются с представлениями некоторых авторов о более низкой устойчивости к стрессу женщин по сравнению с мужчинами. По мнению Д.А. Жукова, особенно эти различия проявляются при высоком уровне стресса, когда мужчины демонстрируют лучшую способность к принятию решений. Автор объясняет биологические механизмы низкой стрессоустойчивости женщин, исходя из данных о более медленном возвращении некоторых физиологических параметров к норме у женщин после стрессорных изменений. В частности, после стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для снижения секреции кортизола (гормона надпочечников) до исходного уровня. Наряду с этим скорость мобилизации регуляторных систем в условиях эмоционального стресса у женщин выше, чем у мужчин. Это выражается в более интенсивном нарастании уровня возбуждения, быстрой общей эмоциональной активации женского организма.

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции. Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – минимизации эмоциональной экспрессии. Мужчинам свойственно «забивать» свои чувства, тем самым уровень стресса у них значительно увеличен. Осознанная регуляция эмоций связана в основном с их подавлением. Мужчины в целом более сдержанны в проявлении симпатии, печали и дистресса, женщины – в проявлениях сексуальности, гнева, а также агрессии. Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.


По мнению многих авторов женщины менее стрессоустойчивы поскольку более эмоциональны.

Существует связь между гендером и выбором различных копинг-стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Однако, следует отметить, что эта связь не всегда носит явный и прямой характер. Объясняется это, прежде всего многофакторностью возникновения стрессовых ситуаций и множеством причин их возникновения с одной стороны и богатством разнообразия, сложностью внутреннего мира человека – с другой.

Отмечается, что женщины реагируют на стресс сильнее (симптомы напряжения высоки) и быстрее, чем мужчины. На депрессию, чаще жалуются женщины, чем у мужчин. Скорее всего, это связано с тем, что в природе особи женского пола чаще подвержены стрессу, ввиду их заботы о потомстве (безопасность, добыча пищи и т. п.). Интересным для науки представляется факт постепенного снижения гендерных различий, обусловленный, скорее всего тем, что в современном мире происходит стремительное уравнивание гендерных ролей, изменение гендерных стереотипов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках нашей работы нами были сделаны следующие выводы:

Профессиональный стресс представляет собой полифакторное явление, которое оказывает влияние на состояние человеческих ресурсов организации, таким образом, способное оказать негативное влияние на эффективность деятельности организации в целом.

В качестве основных причин, приводящих к формированию профессионального стресса, специалистами указываются личностные характеристики субъекта труда, которые могут присутствовать в виде психологических, физиологических или профессиональных особенностях. Непосредственными же причинами всегда становятся определенные события и ситуации, вызывающие психическую напряженность субъекта труда. Чаще всего они обусловлены экстремальными условиями и содержанием трудовой деятельности. Также могут существовать и другие, дополнительные факторы жизнедеятельности субъекта труда, приводящие к формированию профессионального стресса или усугубляющие его. Наиболее популярными из них являются:

- Межличностные отношения в коллективе;

- Субъективный фактор, то есть источник стресса чаще всего заключён в отношении сотрудника к проблемам, или связан с трудностями их успешного разрешения;

- Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу;

- Низкая мотивация сотрудников и их незаинтересованность в конечном результате;


- Собственные ошибки и просчёты в работе;

- Отсутствие должного внимания к реальным нуждам подразделения со стороны руководителя.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что профессиональный стресс имеет очень мощное негативное влияние не только эффективность труда человека, а способен изменить всю его жизнедеятельность, подрывая соматическое и психологическое здоровье, приводя к личностным изменениям и психологическим проблемам.

Содержательно женщины в большей степени озабочены нехваткой времени, низкой мотивацией сотрудников, собственными ошибками и просчётами, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями, необоснованными требованиями со стороны чиновников, проблемами, постоянно возникающими в процессе работы.

Мужчины – чрезмерным контролем руководства, отсутствием должного внимания со стороны руководства к нуждам структурного подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, связанные с личностными качествами их успешного разрешения, высокой загруженностью, проблемами общения с людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009.
  2. Адаев А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников ОВД к деятельности в экстремальных ситуациях. – СПб., 2004.
  3. Александровский Ю.А. и др. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991.
  4. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  5. Андрюшин Г.Д., Борисова С.Е., Костина Л.Н. Психология в деятельности сотрудников ОВД. Учебное пособие. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2006.
  6. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. М., 1988.
  7. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.//Вопросы психологии, 2006.- № 1.
  8. Берн Ш. Гендерная психология. - М : Прайм-Еврознак, 2004.
  9. Васильев В.А. Юридическая психология. – М., 2002.
  10. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002.
  11. Винокур В. А. Уловки в споре. - СПб.: Речь, 2005.
  12. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психол. журнал. 1996. № 3. Т . 17.
  13. Жуков Д.А. Психогенетика стресса: поведенческие и эндокринные корреляты генетических детерминант стресс-реактивности при неконтролируемой ситуации. СПб, 1997.
  14. Запускалов C.B. Клиническая динамика психического здоровья доболезненного уровня // Медико-социальные аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1991.
  15. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2006.
  16. Кон И.С Половые различия и дифференциация социальных ролей. – в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 2005.
  17. Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психол. 2005. - № 2.
  18. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003.
  19. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. - 1994.
  20. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  21. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.
  22. Селье, Г. Стресс без дистресса.
  23. Фатеев Н.М. Социально-психологический климат в коллективах ОВД: содержание и методы его изучения. – М.: Академия МВД СССР, 1991.
  24. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5.
  25. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.А. Томсинов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000.
  26. Энциклопедия юридической психологии/Под общ. Ред. проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.