Файл: Гендерные различия проявлений профессионального.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Профессиональный стресс – это стресс, переживаемый нами на рабочем месте. В современном мире это явление достигло масштаба «глобальной эпидемии», поскольку его проявления встречаются в рамках абсолютно любой профессии. Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения провозгласила, что профессиональный стресс стал болезнью 21 века.

Оценивая негативные последствия, которые ежегодно приносит стресс, которые люди испытывают на рабочем месте, Международная организация труда указывает цифру в двести миллионов долларов. Эти средства расходуются на оплату больничных листов и госпитализации людей, испытывающих профессиональный стресс, а также их санаторного и амбулаторного лечения. Также, в эту сумму входят потери, которые несут организации из-за снижения производительности труда пострадавших работников.

Следовательно, профессиональные стрессы являются весьма актуальной проблемой, требующей решения.

Принадлежность человека к определенной гендерной роли, обусловливает определенные психологические черты, особенности в мотивационно-потребностной сфере и процессах саморегуляции. Также исходя из гендерной принадлежности, люди проводят мониторинг поведения как самого себя, так и окружающих.

Каждая гендерная роль наполнена определенным перечнем качеств, содержащих стереотипы мужественности и женственности, свойственные конкретной культуре. В нашей культуре принято, чтобы мужчина демонстрировал независимость, активность, силу, самодостаточность, был ориентирован на собственные достижения, возможно даже агрессивен. Для женщины ключевыми качествами являются тактичность, терпимость, нежность, эмоциональность, ориентированность на семью, зависимость и слабость.

В рамках нашей курсовой работы, мы будем рассматривать разницу, существующую в поведении женщин и мужчин в ситуации профессионального стресса.

Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявление гендерных различий проявлений профессионального стресса.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

– проанализировать теоретические подходы к изучению феномена профессионального стресса;

– ознакомиться с определением понятия «профессиональный стресс», его важнейшими характеристиками, видами и структурными компонентами;

– изучить гендерные различия проявления профессионального стресса.


Профессиональный стресс имеет весьма высокую социально-экономическую «цену», поэтому данная проблема имеет в настоящее время большой резонанс. Такими авторами как В.А. Абабков, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, C.B. Запускалов, Е.А. Климов, А.Б. Леонова, Г.С. Никифоров, Б.С. Положий, М. Перре, Г. Матулене, были описаны различные аспекты проблемы стресса, а также механизмы и приемы формирования стрессоустойчивости людей, принадлежащих разным профессиям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём суждения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности – разработке проблем гендерных особенностей профессионального стресса; в практике с целью выявления условий и причин формирования стрессовой реакции у мужчин и женщин, а также в учебно-познавательной деятельности студентов.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятие «стресс» и основные теоретические подходы к его изучению

Понятие «стресс» в ряде дисциплин, применяется для описания различных, но родственных состояний, которые могут проявляются в результате разнообразных экстремальных воздействий на человека, либо в рамках экстремальных ситуаций. Появилось это понятие в рамках физиологии, и было призвано описать «неспецифическую реакцию организма», возникающую в результате негативного воздействия среды («общий адаптационный синдром» Г. Селье).

Впоследствии, это понятие стало применяться при описании состояния человека, который подвергается неблагоприятному биологическому, физиологическому или психологическому воздействию. [24]

Не смотря на большую популярность данной проблемы, в современной психологии так и не сформирована единая концепция стресса, поскольку ученые не смогли преодолеть сложности и противоречия, которые существуют в категориях и определениях. Но, можно указать на тот факт, что различные авторы указывают на пересечение и слияние проблемы стресса с проблемами, охватывающими понятия «адаптация - дезадапттация», «личность», «способности и навыки» [23].


Среди наиболее популярных концепций, описывающих стрессовую реакцию, ее симптомы и особенности протекания можно привести:

1. Когнитивную теорию психологического стресса Р. Лазаруса, в основе которой лежит подход к проблеме стресса через призму когнитивных процессов;

2. Концепции профессионального стресса (А.Н. Занковский, Т. Кокс, и др.);

3. Социально-психологические теории стресса (Р. Дарендорф и др.).

При изучении психологического стресса любого типа, следует помнить, что в его содержание входят как общие факторы, характерные для различных видов стресса, так и специфические, характерные для конкретного типа стресса. В данном случае, принципиально только их разделение на внешние, т.е. факторы, которые можно объективно зафиксировать (объем нагрузки информационного характера, ограничения во времени, скученность и т.п.) и внутренние или субъективные факторы, т.е. те, что зависят от личностных особенностей человека (особенности темперамента и мотивационной сферы, неадекватная самооценка, высокие показатели личностной напряженности, агрессивности, тревожности и пр.)

По мнению же Ю.В. Щербатых, для простоты и доступности анализа проблемы стресса следует проводить разделение стресс-реакции на «поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления», причем к физиологическим проявлениям следует также отнести биохимические и гормональные процессы. [21]

Ниже, в виде таблицы (Приложение 1) приведено наглядное изображение психологического стресса, как явления обусловленного факторами различной природы.

1.2 Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье

По мнению специалистов, профессиональный стресс представляет собой многофакторный психический феномен, который выражается в различного рода психологических и физиологических реакциях на сложную рабочую ситуацию, которая способна оказать негативное влияние на психосоматическое состояние как субъекта труда, так и в целом ухудшить внутреннюю среду организации. [3]

В связи с чем, проблема «профессионального стресса», стала точкой пересечения различных наук (от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики). В первую очередь, то обусловлено, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а во-вторую - теми последствиями, которые они имеют в социально-экономической сфере. Основной проблемой здесь становится необходимость вычислить оптимальный уровень напряжения в производственном процессе, который способен гарантировать его наибольшую эффективность, не приводя при этом, к негативным последствиям, результатам чрезмерного нервно-психического напряжения [25].


Анализируя проблему профессионального стресса Ю.В. Щербатых, в своих работах описывает его виды: стресс руководителя, стресс медицинских работников, учебный стресс, спортивный стресс и т.д. В качестве же основных причин, Щербатых указывает недостаточность знаний, умений и навыков, которые в некоторых случаях обусловлены здоровьем человека. Возникновение стрессов, обусловленных личностными характеристиками напрямую связывает с наличием страха неудачи, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неуверенностью в будущем [26].

Основной чертой профессионального стресса, сопровождающего трудовую деятельность человека можно назвать многоликость его проявлений, и причин, которыми он может быть вызван.

Объективные и субъективные факторы стресса по Ю.В. Щербатых приведены схематически (Приложение 2). [12]

В рамках исследований, проводимых в психологии и физиологии труда, было раскрыто и проанализировано множество «производственных» стресс-факторов. Среди них принято выделять:

- физиологические факторы (отсутствие режима сна и питания, сменный график);

- физические факторы (шум, вибрация, загрязненная атмосфера);

- социально-психологические факторы (дефицит времени, межличностные конфликты, перегрузка или недогрузка работников, конфликт ролей и ролевая неопределенность, неотлаженность информационных потоков, высокая ответственность);

- структурно-организационные факторы («организационный стресс») [19].

Еще Г. Селье был сделан вывод о том, что работа в стрессогенной обстановке, сопряжена с мобилизацией внутренних ресурсов, которая при длительном протекании способна вызвать как немедленные острые нарушения, так и проявиться в виде отложенных последствий.

Дж. Бренерр, анализируя и обобщив статистические данные по заболеваемости и смертности в результате воздействия психосоциальных факторов, сделал вывод, что при регулярном воздействии в течении первых трех лет резко возрастает количество острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а впоследствии наблюдается повышение числа хронических заболеваний таких как иммунологические заболевания, депрессии, ишемическая болезнь сердца, болезни почек и др. Это явление обусловлено существование так называемого «принципа ускорения», когда количество стресс-реакций возрастает с течением времени, постоянно и неуклонно приводя к новым стрессам, вызывая таким образом к изменениям в жизнедеятельности человека и за счет «принципа заразительности» поражая целые производственных коллективы [22].


Никифоров Г.С. предлагает следующую систематизированную совокупность наиболее типичных стрессоров, распространенных в различных сферах профессиональной деятельности [18]:

1. Организация и содержание профессиональной деятельности. Это: условия труда (организация рабочего места); неритмичность в организации труда; чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы; однообразие выполняемой работы; рутинная работа, не предусмотренная данной должностью; изменение продолжительности или условий труда; неудобные часы работы, работа по выходным; неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т.д.); внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления); трудность выполняемой деятельности, в том числе неполнота необходимой информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.; сменная работа; качество оборудования; опасность для жизни и здоровья, риск; новизна, реорганизация на работе; ситуация неопределенности; повышенная ответственность; обеспокоенность последствиями возможных ошибочных действий, страх совершить ошибку; неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); необходимость принимать слишком много решений; отсутствие или малое участие в процессах принятия решений; неудовлетворительное обеспечение процесса коммуникации в организации;

2. Профессиональная карьера. Стрессогенные факторы: проблема статуса; неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое); неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»; недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; переход на другую работу; выход на пенсию;

3. Оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят отсутствие ясности в оплате труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; неравная оплата труда; неприятности (конфликт) с руководством по службе; плохое руководство; взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; ограничения свободы поведения; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; интриги; изоляция в рабочей группе [19];