Файл: Общение как взаимодействие (Общение как взаимодействие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. [1]Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно).

Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения.[2]

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.[3]

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать общение как взаимодействие.

Задачи исследования:

1) изучить понятие общения;

2) проанализировать общение как взаимодействие.

Предметом исследования является психология общения, а объектом – взаимодействие людей во время общения.

По структуре работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографии и приложения.

Глава 1 Понятие общения

Человек - социальное существо, и это практически обязывает его вступать в контакт с другими людьми, именно способы вступления в контакт, а также сам процесс контакта человека с другим человеком или группой людей и можно назвать общением. Сама структура общения порой может быть непонятна, если перед ее описанием не рассмотреть основные понятия и функции, которые касаются термина и явления "общение".[4]


Понятие общения, если говорить более официальным научным языком, - это особенный специфический тип отношений между отдельными личностями, посредством которого происходит обмен информацией, а также производится оценка и оказывается влияние личностей друг на друга. Конечно же, с общением связаны практически все мировые процессы, особенно те, которые касаются социальной сферы жизни человека. Само собой с развитием общения в мировом масштабе мы можем говорить и о развитии в этом же масштабе и других общественных процессов.[5]

Важность функций общения.

Так, к примеру, благодаря развитию технологий, в настоящее время все больше людей стали воспринимать нормальным общение в виртуальной реальности, некоторые индивиды уже сейчас предпочитают общаться именно таким способом, а по данным последних социологических опросов более 54% признались, что не они не прочь полностью заменить реальное общение на виртуальное.[6] Конечно же, многие ученые начинает бить тревогу, возможно не зря, но в целом, если посмотреть на то, что происходит, то это вполне соответствует самому понятию общения и полностью выполняет все функции общения.

Если говорить об общении, то просто нельзя не учесть данные о структуре общения, которые предоставляют нам постоянно ученые, напоминая вновь и вновь о том, какие именно функции общения должны выполняться, а также к чему мы, как личности должны приходить в процессе правильного общения между собой.[7]

Думаю, говорить о вербальном и невербальном общении много говорить не нужно, в своем большинстве, практически каждый школьник прекрасно понимает, что к вербальным способам общения относят различные речевые средства общения, а к невербальным поведенческие факторы. Стоит отметить, что при здоровом общении задействуется комбинация из вербальных и невербальных символов, которые и содействуют лучшему пониманию нас самих, а также для лучшего понимания нами нашего собеседника.

В данном случае мы начинаем полностью соответствовать структуре общения, которая является классической и из-за которой виртуальное общение, некоторые специалисты до сих пор не могут назвать настоящим.[8]

Структура.

Итак, если говорить об основных компонентах, которые составляют базовый скелет структуры общения, то это будут:


- передатчик, отправитель,

- адресат, приемник, получатель,

- канал связи,

- сигнал, шумы,

- декодер, код[9]

Если же говорить об основных элементах в структуре и функциях общения, то в данном случае это будут:

- интерактивный или контактный элемент, который связан очень сильно с поведенческими факторами личности,

- коммуникативно-информационный, обозначает передачу определенной информации другому адресату, подразумевая под этим какую-то обратную реакцию,

- познавательный элемент основывается на процессе понимания ситуации и получаемой в процессе общения информации, как вербальной, так и невербальной.[10]

Все это еще раз указывает на большое значение правильного понимания понятия общения, которое слишком часто, особенно в последнее время искажается и становится непонятным. Стали теряться и сглаживаться практически все функции, которые ранее был и присущи ему, так эмоциональная сторона общения начинает страдать только от того, что за экраном монитора можно выдумать фактически любого героя, при этом человек начинает фантазировать и в итоге просто забывается в придуманном мире, подобный бег от реальности и реального общения с другими индивидами далеко не оправдан, и не может поощряться со стороны других.[11]

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.[12]

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.[13]


Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.[14]

С точки зрения психологии, общение и его виды – это специфическая форма деятельности людей, которая реализуется между несколькими или группой индивидуумов, являющихся равноправными партнерами по производимым коммуникативным действиям, которая в итоге приводит к определенному психологическому взаимодействию между ними. Процесс общения подразумевает под собой обмен определенным набором сообщений, их восприятием, взаимопонимания сотоварищей по диалогу. [15]

Субъектами коммуникации всегда являются люди. Несмотря на то, что понятие общение присуще большинству живых существа, исключительно в случае человека данный процесс является осознанным. Речь идет о том, что индивидуумы могут прибегать сознательно к различным вербальным или невербальным инструментам, приемам, которые предполагают достаточно широкий спектр взаимодействия и возможностей.[16]

Специалисты распределяют общающихся на коммуникаторов и реципиентов. Первые из них передают информацию, а вторые – воспринимают ее, при этом в ходе диалога участники достаточно часто меняются данными ролями. В понятии процесса общения можно выделить целый ряд различных аспектов, таких как суть или смысл, основная задача и средства. Основная суть или же смысл коммуникации всегда лежит в комплексе информации. [17]

Сведения, которые и переносятся от одного живого существа к другому, которым они, в свою очередь, воспринимаются и анализируются. Что касается непосредственной задачи общения, то она всегда должна быть ответом на вопрос о том, какую цель преследуют участники общения. Вступая в коммуникативный контакт с друг-дружкой. [18]

Дело в том, что данные цели располагают достаточно широким аспектом, представляя собой настоящий инструмент удовлетворения различных психологически и социальных потребностей: социокультурной, нравственной и эстетической, культурной, созидательной. Среди инструментов механизм общения выделяют различного рода методы шифровки информации, ее транслирования, декодирования, которые также передаются собеседнику в ходе взаимодействия. Под шифрованием информации подразумевают специфический метод приема передачи данных от одного существа к другому. Так информация может передаваться посредством речи, устной или письменной, с помощью органов чувств, различных системных знаков, технологии записи и сохранения различных данных. В зависимости от различного набора свойств, условий, факторов и целей, вид общения может нести массовый, терапевтический, конфликтный, групповой или межгрупповой характер.[19]


Все зависит от специфики проведения общения и его участников. Человеческое существо, будучи созданием социальным по природе своей, попросту не способно осуществлять полноценную и эффективную деятельность без установления контакта между отдельными индивидуумами, которые могут быть включены в эту конкретную деятельность. Помимо этого, деятельность также не представляется возможной в случае отсутствия налаженного взаимопонимания между всеми ее участниками. На сегодняшний день понимание структуры общения представляет собой достаточно сложный механизм. [20]

Это наблюдается в связи с тем, что общение перерастает в многоуровневый и многосторонний процесс формирования контактов между различными индивидами, которое наступает как последствие вынужденной необходимости совместного труда. При этом само общение подразумевает сугубо необходимый обмен данными, выработку какой-либо стратегии совместной и целостной деятельности, и желательный приме и анализ других, окружающих субъект личностей. [21]

При этом стоит отметить, что структура общения, как средства коммуникации, содержит в себе три уровня: межличностный, внутриличностный, и общественный. Разумеется, внутриличностная коммуникация подразумевает мысленный диалог индивидуума со своим внутренним «Я». На самом деле, данный уровень общения встречается куда чаще, чем можно себе представить! Он возникает тогда, когда человек выстраивает какие-либо планы, стратегию поведения и деятельности, готовиться к дальнейшему сложному или просто важному для себя социальному взаимодействию, смене социальной роли. [22]Межличностные коммуникации являются более сложными для индивидуума, так как предполагают общение не с самим собой, а другим человеком. Общественный уровень коммуникации – это обмен информации субъекта с группой людей. [23]

При этом принято выделять также три важных аспекта в любом уровне обмена информацией между субъектами. Коммуникативный аспект проявляет себя в выявлении определенной особенности, специфике конкретного процесса обмена данными между участниками общения. Интерактивный аспект находит свое отображение в конкретных взаимодействиях партнеров по выполнению деятельности, которую они демонстрируют совместно. Третий аспект, именуемый перципитивным, заключается в создании определенного устойчивого образа собеседника в сознании индивидуума, он базируется на сочетании реальных физических и внешних данных человека, а также его психологическом портрете, выстроенном в ходе общения.[24]