Файл: Общение как взаимодействие (Общение как взаимодействие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Общение как взаимодействие

Человек обладает массой потребностей и в их числе – необходимость в общении, которое можно рассматривать, как частный случай межличностного взаимодействия. Ведь разговор это не только сообщение информации, это ещё и воздействие на партнёра, которое оказывается путём разнообразных средств речи. Это и язык тела, и манера произношения, и способ построения фраз. Сложение этих и некоторых других факторов образуют методы взаимодействия в общении, которыми в совершенстве владеют умелые ораторы.[25]

Стили взаимодействия в общении.

Характер воздействия на собеседника определяется массой факторов, среди которых особенно важна манера разговора. [26]Выделяют такие стили межличностного взаимодействия в общении, как научный, официально-деловой, публицистический и разговорный (бытовой). Каждый обладает своими особенностями, к примеру, для научного стиля характерны чёткие логические цепочки, профессиональные термины и безэмоциональность изложения. Официальный может похвастаться обилием клише, для публицистического необходимы яркие факты и наличие обратной связи со слушателями, а разговорный имеет живую эмоциональную окраску, которая достигается за счёт использования сокращений и сленговых словечек. Эффективность социального взаимодействия напрямую зависит от того, как грамотно применяются стили общения, при верном использовании средств языка достичь конечной цели переговоров получается быстрее.[27]

Барьеры взаимодействия в общении.

Каждый сталкивался со сложностями при переговорах, так как с некоторыми людьми находить общий язык значительно сложнее, чем с другими. Дело в барьерах взаимодействия, их великое множество, мы же рассмотрим лишь несколько самых распространённых.[28]

Наиболее часто люди не могут достичь консенсуса из-за разных целей вступления в диалог. Это различие в интересах значительно усложняет поиск лучшего решения.

Не менее часто проблема заключается в противоположных нравственных позициях. Пойти на компромисс в таких случаях сложно, но если решили это сделать, стоит удержаться от порицания партнёра или попытки его перевоспитать.


Другим моментом, мешающим договориться, является несовпадение стилей общения. Когда один собеседник настроен на сотрудничество, а второй умеет слушать лишь себя, прийти к соглашению невероятно сложно.

Помимо этих основных барьеров можно выделить ещё массу менее значительных, но от этого не менее неприятных препятствий, к примеру, разность социального положения, эстетический дискомфорт, переизбыток отрицательных эмоций, дурное самочувствие, некомпетентность собеседника и т.д.[29]

Общение – неотъемлемая часть человеческого бытия.

Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение. [30]Это - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей. Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.

Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных. На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере. Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.[31]

Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.[32]

Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения.

Механизмы взаимодействия в общении.

Сама ситуация общения возможна благодаря функционированию так называемых социально-психологических механизмов. Рассмотрим некоторые из них.[33]

Психическое заражение – это особый способ воздействия с передачей эмоционально-психического настроя, собирает людей в группы (танцы, митинги, паника, спортивный азарт, религиозный экстаз). Заражение бессознательно. Для возникновения психического заражения нужен начальный транслирующий индуктор (то есть первый). После многократного повторения эмоциональный фон взаимопотенцируется и усиливается.


Внушение – это целенаправленное, неаргументированное (или неадекватно аргументированное) воздействие одного человека на другого (или других). Внушаемыми информация воспринимается безоценочно, некритически. Внушение ориентированно на формирование особого психического состояния, служит для побуждения к определенным действиям. Осуществляется в большей мере вербально (речью), а также жестикуляцией. Внушению наиболее подвержены неуверенные в себе люди с характерным доминированием в психике ситуативного настроя. Для успешного внушения необходимо доверие к источнику информации (то есть, его авторитетность) и отсутствие сопротивления воздействию.

Убеждение – это процесс и одновременно результат программно-целевого воздействия. Система доказательств, рациональных аргументов, ориентированных на личность, настроенную критически.[34]

Подражание – феномен, обеспечивающий воспроизводство человеком образцов поведения того, с кем он общается. Групповые нормы и ценности в сообществах возникают благодаря феномену подражания. Социально-психическое подражание выполняет коммуникативную, компенсаторную, интерактивную и защитную функции. Подражание основано на биологическом механизме повторения.[35]

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.[36]

Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстроился под меня" и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется, что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия "заодно"; в третьем — что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из ' полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?


Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто — ведомый.[37]

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.[38]

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции, т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:

1) состояния Я, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.[39]

Интерактивное общение – метод обучения, в основу которого положено двухстороннее общение, обмен мыслями и информацией позволяющий сформировать определенные умения, навыки. Выработать линию поведения, позволяющую гармонично влиться в окружающее нас общество. Общение неразрывно связано с деятельностью людей, часто бывает сложно разделить эти два понятия. Основателем интеракционизма был ученый из США Джордж Мид.[40]

Основы интерактивной стороны общения можно выразить следующим образом:

- природа человека такова, что общению отводится значительная роль благодаря мнению окружающих и близкому сотрудничеству с ними формируется личность человека его «Я»;

- основная причина для развития личности состоит из двух факторов: сотрудничества и интерактивной стороны общения.

В современных условиях можно уделить внимание следующим факторам, влияющим на развитие личности человека:

- человек поддерживает два типа взаимодействия, кооперацию и конкуренцию. Кооперация – стремление к общим целям и идеям. Конкуренция – ставить свои цели и идеи на первое место.

- общество контролирует твое развитие - еще одна неизменная грань интерактивной стороны общения. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения и морали, которые определяют требования взаимоотношений между людьми.[41]


- каждый отдельный индивидуум согласовывает свои представления об этих нормах с общепринятыми, в дальнейшем, постоянно согласовывая свои поступки с этими нормами.

- интерактивная сторона общения подразумевает четкое определение роли каждого отдельно взятого индивидуума.[42]

Каждый день человек взаимодействует с другими людьми на работе в кругу семьи или близких людей. Эти роли могут сталкиваться между собой, в результате чего могут происходить определенные конфликты интересов.

Следовательно, сегодня под интерактивной стороной общения часто подразумевают именно конфликт интересов по причине личных или предметно-деловых факторов.[43]

Личные – чаще всего возникают, когда затрагивается чувство собственного достоинства человека, предметно-деловые, когда в отношениях между людьми затрагиваются материальные интересы. [44]

Если конфликт долгое время остается неразрешенным возникает так называемый смысловой барьер, когда появляется нежелание прислушиваться к другому мнению, требованию или даже приказу. Продолжение общения не решает ситуации, а заводит ее в еще больший тупик. Это в большинстве случаев приводит к разрыву связей с таким человеком.[45]

Глава 3 Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

Само по себе общение являет собой какую-либо передачу информации от одного лица другому. Оно представляет и несет в себе многоструктурные процессы, в ходе которых возможно установление контакта с последующим его развитием, например, во взаимоотношения любого вида.[46]

Общение как взаимодействие может быть трех видов: в первом случае это может быть обычный обмен имеющейся информацией, то бишь коммуникация, во втором - уже обмен действиями и так называемая интеракция, а уже на третьем уровне это может быть нечто более важное с точки зрения установления контакта, так как начинается процесс восприятия и понимания партнеров, то бишь социальная перцепция. [47]

Вербальное общение как взаимодействие передается и воспринимается с точки зрения речи. Партнеры понимают друг друга, уделяя внимание акцентам в процессе речи, ее содержательности, выразительности, понятности и действенности. Таким образом, происходит передача любых сигналов, которые действуют на подсознательном уровне.[48]