Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Классификация налогового планирования.
1.1. Классическое налоговое планирование.
1.2. Оптимизационное налоговое планирование.
1.3. Противозаконное налоговое планирование.
1.4. Виды налогового планирования.
2. Пределы налогового планирования
2.Цена решения. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации,
3. Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого-либо на
лога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей.
необходимых документов может послужить формальным основанием
для переквалификации налоговыми органами всей операции и как
следствие привести к применению более обременительного для организации порядка налогообложения.
5. Временность. Налоговое законодательство самое «подвижное»
б) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий: перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия (за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию); зачисление различных поступающих средств в “фонды экономического стимулирования”; преднамеренное занижение стоимости продукции, товаров и услуг на условиях перечисления заказчиком средств напрямую в фонды предприятия; излишнее начисление ремонтного фонда; неправомерность применения нормативов ускоренной амортизации основных фондов; пополнение фонда материального поощрения без фактов реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем получения временной финансовой помощи;
в) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов: нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; уход от уплаты налогов путем закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его членов; перечисление средств за выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий вместо расчетного счета самого предприятия; зачисление части выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и поступлении средств на открытый за рубежом счет уничтожаются;
г) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками: завышение затрат на производство на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по фактической себестоимости, а по оптовым ценам; отнесение к себестоимости производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; включение в издержки производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т.д. с целью последующего завышения фактических затрат;
д) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством злоупотреблений в личных интересах: использование в личных интересах материальных денежных средств государственных или муниципальных предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами частных предприятий; передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом счете “товары на ответственном хранении”; аренда жилых помещений для проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для производственных нужд; неполная регистрация в учетных журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных ценностей;
е) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников: формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению; формальное придание статуса ученика основным работникам предприятия с целью снижения коэффициента расчета налога на вмененный доход;
ж) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством подделки документов: использование фиктивных закупочных документов; подделка финансово-расчетных документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу); использование при проведении коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных, иных документов, оформленных на других лиц);
з) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур: создание коммерческих структур на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности; создание не предусмотренных законом благотворительных организаций и фондов; ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;
и) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемые путем неправомерного ведения деятельности: ведение посреднической деятельности под видом торговой с целью применения пониженной ставки налога на прибыль; ведение основного вида деятельности под видом строительства, производства сельскохозяйственной продукции и т.п. для получения льгот по налогу на прибыль; ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока постановки на налоговый учет; осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии; реализация товаров, изготовленных предприятиями одного региона в другом регионе через частных лиц за денежное вознаграждение; заключение госпредприятиями договоров с предприятиями других форм собственности с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;
к) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств: совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятия; несоблюдение порядка хранения в кассе предприятия наличных денежных средств.
1.4. Виды налогового планирования.
В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования. Классификация налогового планирования, как процесса разработки и последующего контроля за ходом реализации налогового плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями, может строиться исходя из параметров срочности налогового планирования, ибо только временные рамки достижения целей разняться между собой, логика и структура последовательности мероприятий процесса налогового планирования подчиняются общетеоретическим правилам и не подвержены дифференциации. Отсюда можно утверждать, что налоговое планирование — это управленческая деятельность, направленная на достижение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных (стратегических) целей (результатов), т.е. налоговое планирование подразделяется: на оперативное, тактическое и стратегическое налоговое планирование.
Все организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, которые могут являться предметом налогового планирования можно разделить на ожидаемые и реализованные. К первой группе относится: выбор организационно-правовой формы, местоположения организации, организационной структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т. п. Ко второй относится текущее налоговое планирование: методы ведения бухгалтерского учета, используемые договора, применении льгот, способы устранения двойного налогообложения, выбор деловых партнеров и т. п.
Налоговое планирование можно классифицировать по видам следующим образом:
1) В зависимости от вида хозяйствующего субъекта, следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.
2) В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта, целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.
3) В зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т. п.
4) В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).
5) С точки зрения временной определенности: долгосрочное — в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода.
6) Исходя из направленности на перспективу, следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование.
7) С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия, целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование.
8) В зависимости от размера бизнеса, есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий.
9) В зависимости от полноты охвата объектов, налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).
10) В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).
11) Исходя из критерия территориальности, целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование.
12) В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.
2. Пределы налогового планирования
В большинстве государств сложились специальные методы, позволяющие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования, т. е. создать определенные пределы налогового планирования, которые, как правило, включают следующие методы: законодательные ограничения, меры административного воздействия и специальные судебные доктрины
Группа 1. Законодательные ограничения.
Существует ряд мер, направленных на превентивное предотвращение уклонения от уплаты налогов: обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика; обязанность предоставлять налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; обязанность удерживать налоги у источников. За нарушение налогового законодательства предусмотрены экономические меры ответственности.
В ряде стран существуют специальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях. К штрафным налогам относятся:
• налог за неразумное аккумулирование прибыли корпорации. Он применяется в случаях, когда корпорация уклоняется от распределения дивидендов, употребляет средства дивидендов на цели, признаваемые неразумными, а именно: для последующего предоставления займов акционерам корпорации; для предоставления акционерам возможности использовать средства корпорации для личных целей; на инвестиции в ценные бумаги, если эта деятельность нетрадиционна для предприятия;
• налог на личные холдинговые компании. Применяется с целью ограничить использование корпораций в качестве так называемых чековых книжек, т. е. корпораций, учрежденных с целью совершения операций с ценными бумагами для ее учредителей или в качестве «инкорпорированных талантов», т. е. корпораций, учрежденных для распоряжения средствами ее владельца (артистов, спортсменов и т. д.).
Группа 2. Административные воздействия.
С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.
Группа 3. Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов.
В США существует ряд доктрин, согласно которым сделки признаются недействительными по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты налогов и их незаконного обхода. Законодательство Российской Федерации признает институт уклонения от уплаты налогов. Согласно ст. 198-199 Уголовного кодекса, уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи декларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо сокрытие других объектов налогообложения.
Следует отметить, что временные пределы налогового планирования практически не существуют. Как показано ранее, человечество планирует налоги постоянно на всем протяжении истории становления и развития практики и теории налогообложения и в ближайшем будущем в условиях возрастающей сложности налогового механизма и дифференциации элементов налогообложения.
Как справедливо указывает Д. Ю. Мельник, налоговое планирование умрет, когда все без исключения налоги будут заменены одним фиксированным подушным налогом (43. с. 52), что вряд ли произойдет на практике в обозримом будущем. Это только в социалистическом прошлом России был уместен пафосный лозунг: «У нас отменяются налоги. Скоро они исчезнут и в городе, и в деревне» (1, с. 5). Таким образом, пока происходит совершенствование и изменение налоговой системы, будет иметь место и налоговое планирование.[12]