Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Коммерческие банки как участники налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность вопросов налогообложения банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Современная банковская система оказалась системой неустойчивой, а целый ряд ее основных элементов - неэффективными с точки зрения управления и достижения финансовых результатов. Государство не смогло найти в банковской системе достойной опоры ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности, ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений предприятий-клиентов в бюджеты различных уровней. Частное решение вопроса о погашении задолженности перед бюджетом вследствие нарушения платежной системы страны было найдено при проведении Банком России специальных мер по “расшивке неплатежей”. Но это лишь частичное решение вопроса. Первый десятилетний опыт развития банковской системы страны свидетельствует о необходимости ее реструктуризации.

Вместе с тем налогообложение банков представляет собой одну из наиболее интересных тем в контексте развития интеграционных процессов в банковском бизнесе. Актуальность вопросов реформирования национальной банковской системы, ее интеграции в мировое банковское сообщество обусловлена переходом России к принципиально новым экономическим отношениям. Формирование рыночных отношений и развитие адекватных мер государственного регулирования затрагивает не отдельные стороны финансовой деятельности экономических агентов, а весь комплекс финансово-кредитных отношений в национальном хозяйстве. В этих условиях необходимо последовательно реформировать банковскую систему страны, обеспечивая эффективную работу ее отдельных элементов.

Коммерческие банки характеризуются в качестве финансовых посредников и относятся к определенной категории экономических организаций. Коммерческие банки направлены на создание новых обязательств, становящихся в последствие товаром на рынке денежных средств. Банки данного вида независимо от их формы и вида являются по существу независимыми и автономными субъектами экономики стран.

Современные коммерческие банки осуществляют многообразные функции и участвуют в сложных и различных взаимоотношениях между всевозможными субъектами экономических отношений.


На современном этапе развития экономических отношений роль банков, в том числе и коммерческих банков не подлежит сомнению и является одним из показателей, который строит всю систему экономики, в том числе и через непосредственную модернизацию ее путем своего влияния.

В связи с этим главнейшая задача в развитии экономики сводится также и к созданию эластичной и результативной банковской инфраструктуры, то есть знание особенностей, которые касаются деятельности коммерческих банков, является одним из превалирующих.

Цель курсовой работы состоит в постановке и изучении особенностей, основных проблем налогообложения прибыли коммерческих банков и одновременно в поиске и разработке путей решения данных проблем.

Глава 1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений

1.1 Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений

Банковская система представляет собой одну из первостепенных и основополагающих структур экономики рыночного формата.

Современная система банков также является стержневой основой в сфере хозяйства национального характера любой развитой страны и государства в мировом масштабе. Роль данной системы в практическом аспекте обозначается тем, что она распоряжается системой платежей и расчетов, происходящих в стране.

На первоначальном этапе проведения реформы в области системы кредитования коммерческие банки организовывались преимущественно на паевой основе, то на современном этапе наблюдается реорганизация паевых банков в акционерные банки.

Согласно совремнному законодательству в области банковского дела, банк является кредитной организаций, обладающе правом привлекать средства юридических и физических лиц. Коммерческий банк обладает правом при этом размещать данные рсесурсы под своим именем и за свой счет с соблюдением условий платности и возвратности, а также срочности.

Коммерческим банкам свойствен ряд определенных характеристик, которые наиболее полно отражают их специфику и обнаруживают отличие в сравнении с другими коммерческими организациями.


Так первым характерным признаком и свойством коммерческого банка является то, что данная коммерческая организация обладает двойным обменом по долговым обязательствам. Представленное обстоятельство, заключается в том, что коммерческие банки собственные долговые депозиты, сертифик4аты и другие виды размещают, а мобилизованные таким путем средства опять же размещают, но не в свои ценные бумаги и обязательства, а в те которые выпущены другими банками. То есть от других учреждений коммерческие банки сами могут выпускать свои собственные обязательства.

Также не менее важным специфическим свойством коммерческого банка является, то, что они принимают на себя безусловные фиксированные обязательства перед иными лицами экономических взаимоотношений. Вследствие того, что другие коммерческие организации в отличие от коммерческих банков все риски распределяют среди своих же акционеров, и проявляется особенность коммерческих банков.

Устройство организационной структуры коммерческих банков, как правило, отвечает схеме, которая является общепринятой в управления акционерного общества.

Общее собрание является высшим органов организации деятельности коммерческих банков. Данное собрание является обязательным к осуществлению не менее одного раза в год. На общем собрании решаются вопросы, которые выдвинуты к его рассмотрению, при этом является обязательным, чтобы в его составе присутствовали все представители акционеров и не менее третей четверти акционеров самого банка.

Следующим структурным элементом является совет банка, который осуществляет общее руководство деятельностью коммерческого банка, а также наблюдение и анализ, контроль за правлением коммерческого банка. В компетенцию совета входит следующая деятельность: утверждение планов расходов и доходов, а также прибыли коммерческих банков; рассмотрение проектов кредитных, а также иных планов коммерческих банков; рассмотрение вопросов связанных с открытием и закрытием подчиненных банку филиалов; определяет общие направления деятельности банка, а также состав самого совета, сроки и порядок выбора его членов.

Правление коммерческого банка осуществляет непосредственное руководство деятельностью банка, которая проявляется через осуществление отвесности перед советом и собранием акционеров банка. Правление банка состоит президента или председателя правления, его вице-президентов, то есть его заместителей, а также других участников.


Вариант возможной организационной структуры коммерчского банка представлен на рисунке 1. (приложение А)

Таким образом, коммерческий банк является второй ступенью действующей в стране банковской системы и имеет несколько черт специфических только для него Коммерческий банк, как и любая крупная организация, строится на определенной организационной модели. Организационными составляющими коммерческих банков являются следующие структурные элементы: высший орган – общее собрание банка; в том числе - совет; правление; кредитная комиссия; а также филиалы и представительства.

Отношения, возникающие между государством в лице его органов законодательной и исполнительной власти и налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов на территории данного государства, а также в процессе осуществления государством налогового контроля, обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц этих органов, являются налоговыми отношениями.

Лиц, являющихся участниками налоговых отношений, можно подразделить на две основные группы:

1. Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, которое вводит те или иные налоги и сборы, взимает их и контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджеты различных уровней.

2. Хозяйствующие субъекты, т. е. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, которые обязаны в силу закона правильно исчислять и своевременно перечислять налоги и сборы в соответствующие бюджеты.

Банк как участник налоговых отношений относится ко 2-ой группе.

Банк - особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли. Основным назначением банков является посредничество в платежах и в кредите.

Статья 1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дает следующее определение: «банк -- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) под банком понимает коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.


В условиях рыночной экономики безналичные расчеты между хозяйственными субъектами, т. е. участниками налоговых отношений 2-ой группы, осуществляются с помощью открытых ими в банках счетов.

Функция посредничества банков в кредите обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, привлекая денежные средства населения и аккумулируя свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, являющихся участниками налоговых отношений 2-ой группы, но и обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны.

Именно этим обусловлено повышенное внимание государства к банковской системе при проведении им своей финансовой, бюджетной и налоговой политики.

Регулирование банковской деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании Закона «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами и нормативными актами Банка России[3].

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» при наличии соответствующей лицензии Банка России коммерческие банки имеют право:

1. привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2. размещать указанные привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

3. открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;

4. осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5. инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6. осуществлять куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7. привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;

8. выдавать банковские гарантии;

9. осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

10. выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

11. приобретать права требования от третьих лиц исполнения

12. обязательств в денежной форме;

13. осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;